Материал комментируют:
Александр Домрин
Дмитрий Аграновский
Негативное внешнее влияние на внутрироссийскую политическую повестку будет купировано с помощью закона, ограничивающего «нежелательное поведение». Его разработкой сейчас занята комиссия Совета Федерации РФ по защите государственного суверенитета. Ожидается, что в начале 2018 года законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы.
По замыслу сенаторов, новый закон дополнит принятый ранее закон «О нежелательных организациях». Согласно вводимым нормам, за «нежелательное поведение» будут наказываться как иностранцы, так и российские граждане. Первых будет ждать выдворение из страны, вторых административное, либо уголовное наказание.
Среди примеров «нежелательного поведения» разработчики называют вмешательство в избирательный процесс, «разжигании национальной и религиозной ненависти и политической розни», а также «работу извне» с российскими образовательными организациями и молодежью. Для уточнения списка и шлифовки законопроекта осенью соберется конференция в МГИМО.
Российских законодателей не смущает репрессивный потенциал нового закона. Они ссылаются на опыт некоторых западных стран и конкретно Соединенных Штатов. Механизм привлечения к ответственности граждан пока до конца не определен. Один из вариантов предполагает проверку со стороны Гепрокуратуры по запросу сенаторов и депутатов.
Закрывать нежелательные иностранные и международные организации разрешено законом, подписанным президентом Путиным еще в мае 2015 года. Одной из первых в список нежелательных организаций была включена зарегистрированная в Великобритании «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Весной 2017-го Госдума проголосовала за запрет таким организациям регистрировать в России свои «дочки».
По мнению профессора ВШЭ, д. ю. н. Александра Домрина, ссылаясь на американское законодательство, российские сенаторы могли иметь ввиду еще довоенный закон США об иностранных агентах.
— Я помню, как начиналось эта работа. Сначала все это было в комитете по информации Госдумы. Я принимал в этом участие. Речь шла о том, как зарубежные организации, в первую очередь американские, пытаются воздействовать на внутреннюю политику России и в том числе на выборы. А потом уже только образовали комиссию в Совете Федерации.
Конечно, в Америке есть этот знаменитый закон, еще 1937 года, — FARA (Foreign Agents Registration Act). Это закон о регистрации «иностранных агентов». Согласно ему, для проведения на территории США политической линии другого государства, влияния на общественное мнение, представления интересов, в том числе коммерческих, зарубежным организациям надо только зарегистрироваться в американском Минюсте.
Когда в 2015 году подобные изменения внесли в российское законодательство об НКО, то просто повторили американский опыт. При этом некоторые российские НКО возмутились, регистрироваться отказались и продолжили свою работу. Это, конечно, проблема.
Однако адвокат Дмитрий Аграновский предостерег от излишне расширительного толкования законодателем «нежелательного» поведения российских граждан.
— Мне, конечно, понятно, что хотели сказать авторы этого законопроекта, но в том виде, в котором эта инициатива сейчас сформулирована, она очень неопределенная. Принцип правовой определенности должен соблюдаться неукоснительно. Каждый обычный гражданин, причем без высшего образования, должен из закона четко понимать, какое поведение является наказуемым, от чего надо воздерживаться и что может последовать, если нарушать определенные нормы.
Возьмем в качестве примера пресловутое наказание за анекдот, хотя именно такого наказания никогда на практике не было. Но если установленно и всем известно, что за анекдот наступает ответственность, а человек все равно их рассказывает, а значит нарушает закон, то он должен быть привлечен, так как он знал об ограничении со стороны закона. Так, вот из формулировки «нежелательное поведение» не ясно, какое именно поведение будет наказуемо.
Кроме того, важно для кого конкретно то или иное поведение нежелательно. По моему мнению, деятельность, например, Натальи Поклонской нежелательная. Особенно в свете сегодняшнего инцидента с машиной в Екатеринбурге, которая врезалась в кинотеатр. Но она явно не ставит своей целью нанесение ущерба национальной безопасности России. То есть критерии будет очень сложно определить. Хотя, наверное, законодатель попытается это сделать.
Замечу, что на сегодняшний день наше законодательство и так достаточно суровое. Не скажу, что содержащиеся в нем репрессивные меры избыточны, скорее, достаточны. Наша уголовная система вполне адекватна сегодняшнему дню.
«СП»: — Первое, что приходит в голову, это наказание за членство или работу в нежелательных организациях, поскольку соответствующий закон и список уже есть…
— Если организация находится вне закона, то для таких случаев есть статья 282.2, карающая за участие в деятельности запрещенных организаций. Если же появится некий аналог, касающийся именно «нежелательных» организаций, то не ясно, как можно работать в организации, если она признана нежелательной и ее деятельность прекращена? Кажется, это все можно пресекать в рамках действующего законодательства.
«СП»: — Чем вообще объяснить эту и другие подобные инициативы?
— Я вижу в них желание показаться удобным начальству, заработать политический капитал и т. п. Поэтому я бы воздержался от продвижения такой инициативы. А лучше пусть ее не будет.
«СП»: — А как тогда, какими способами, купировать общественные проблемы?
— Скорее, нам нужно повышать уровень культуры дискуссии в обществе. Посмотрите, что сейчас происходит. После крымского консенсуса, когда многие конфликты в обществе угасли, отошли на второй план, сейчас вновь наступило время нетерпимости к чужому мнению.
Посмотрите на те же Соединенные Штаты. Там же разгорается конфликт на ровном месте (борьба с памятниками конфедератам — авт.). У нас тоже такое возможно, потому что у нас очень сложная история.
Схожего мнения придерживается и журналист «Открытой России» Алексей Сочнев.
— Новость об очередной запретительной инициативе Совета Федерации, скорее всего, обычный информационный шум, генерацией которого так любят последние несколько лет заниматься наши сенаторы и депутаты. Никто из них не задумывается, что в нынешнем Уголовном и Административном кодексах и прочих нормативных документах уже всё есть и ничего принимать дополнительно не надо. Если иностранный гражданин нарушает наши законы, то сотрудники спецслужб имеют все возможности не пускать его в страну даже не объясняя причин. Эта практика уже давно работает. Это обычный рабочий процесс.
Сенаторам и депутатам это известно, но им нужны скандалы, особенно перед выборами и желание показать, как они борются с тлетворным влиянием Запада. «Нежелательное поведение наносящее ущерб национальной безопасности», — это сфера деятельности ФСБ, а не сенаторов, а спецслужбы, насколько мне известно, не жаловались, что они не справляются с деятельностью западных спецслужб и работой иностранных возмутителей. Сенаторы этим законопроектом пытаются унизить чекистов.