На днях вице-спикер Государственной Думы Игорь Лебедев сделал заявление, после которого им заинтересовался комитет по этике и детский омбудсмен.
«Зачем таким детям разрешают появляться на свет, ведь это мучение, а не жизнь?! Современная медицина определяет патологию заранее. Омерзительно, когда такие мучаются, а не живут» — так Лебедев прокомментировал видео о девочке, родившейся без рук, размещенное в Твиттере статс-секретаря Банка России Александра Торшина.
Данное высказывание не осталось не замеченным журналистами, а впоследствии и общественными организациями. Резонанс оказался огромен.
И надо отметить, что Лебедева не только осуждали, но и поддерживали.
Вообще, идея селекции человеческого вида — евгеники — не нова. Все конечно же, помнят Спарту. Примечательно, что родоначальником евгеники считается двоюродный брат Чарльза Дарвина — Френсис Гальтон. Ну а затем евгенику взяли за основу своих учений и тактик нацисты, что дало возможность человечеству увидеть евгенику в действии и, как мы все думали, сделать правильные выводы.
Евгеника, особенно в своем фашистском апогее, наглядно проиллюстрировала человечеству, что некоторые идеи, зарождающиеся как благие, могут стать ужасающими и летальными для всего человечества. Евгеника — это ящик Пандоры, который, как известно, не надо вообще никогда открывать.
Впрочем, вполне логично, что учение о происхождении человека от обезьяны вышло за руку с учением о селекции человеческого вида. Ведь если мы занимаемся селекцией коз и коров, то чем человек лучше или хуже, он ведь такое же животное.
Лишь только мысль о том, что человек — это не просто набор химических реакций, нейронов и цепей ДНК, а нечто большее, позволяет понять весь ужас евгеники. Человеку нельзя отнимать жизнь у другого человека. Никогда. Не при каких обстоятельствах это не может быть оправдано. Во всякой жизни есть смысл и замысел, и даже если он вам не понятен — его надо уважать. Все мы — мелкие частички, винтики огромной общей жизни, все мы — те самые бабочки Бредберри, раздави одну — и последствия могут быть катастрофическими для всей планеты.
Посыл сторонников евгеники на изначальном этапе звучит псевдо гуманистично: зачем заставлять инвалидов с рождения страдать и мучиться? Это ли не жестокость — давать жизнь обреченному на смерть? Что это будет за жизнь? Младенец с врожденными тяжелыми патологиями и понимать-то не будет, что происходит, будет только страдать. Это же чистой воды эгоизм и безответственность со стороны родителей, знавших, но допустивших эти страдания.
Жестокость — это не дать жизнь. Жестокость — это не обеспечить ее качество, какой бы она ни была, сколько бы ни длилась. А в современном высокотехнологичном обществе возможно уже очень и очень многое. И надо стремиться и совершенствоваться в этом направлении, а не решать вопрос по принципу: нет человека — нет проблемы. Именно благодаря больным, а не здоровым, были найдены лекарства от множества еще 100 лет назад неизлечимых болезней, развивается фармакология, технологии, робототехника и т. п.
Мы все рождаемся, чтобы умереть. Какая жизнь ждет каждого из нас — известно ли это? Милый здоровый бутуз через 20 лет станет серийным убийцей. Другого собьет машина уже через 5 лет. Третий станет наркоманом. Четвертый — бомжом. Сколько станет олигархами, знаменитыми актерами, политиками? Единицы. Миллионы же проживают ничем не приметную жизнь. Все ли они хотя бы счастливы?
А что такое счастье? И вообще — зачем мы живем? Ради материальных благ? Ради призов и медалей? Ради Любви? Ради Познания?
Зачем рождается больной ребенок?
Несколько лет назад я задала этот вопрос родителям особых детей. И самый лучший ответ дала девочка с аутизмом Соня Шаталова: «Мы живем, чтобы жили все».
И это самый правильный и самый емкий ответ на это извечное «зачем». Они рождаются и возможно страдают ради нас всех. Ради того, чтобы мы научились чувствовать боль, сострадание, любовь, проявлять заботу, находить великое в малом, быть счастливыми просто потому что живем. Они живет, чтобы мы оставались людьми.
Потому что если однажды человечество решит, что надо убивать в утробе «бракованных» детей, как выразился один журналист, то кто даст гарантию, что чуть позже выбраковывать не начнут просто нежелательных — не того пола, не той расы. А потом от плодов не перейдут к новорожденным — ведь разница между ними всего пара часов. А затем — к тем, кто постарше, и так далее, и так далее…
Поэтому есть вещи, на которые государство должно накладывать вето. Подобные заявления не могут ни при каких обстоятельствах звучать из уст государственных деятелей. И исключений быть не должно.
В пятницу вечером стало известно, что вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев встретился с матерью родившейся без рук девочки Василины. Как сообщила «Комсомольская правда», встреча произошла в Государственной Думе.
Лебедев принес матери девочки извинения. «Мы постараемся, чтобы эта история закончилась для вас как можно более благоприятно», — заверил он.
Парламентарий также предложил женщине сотрудничество, выразив готовность принять от нее советы и рекомендации по работе с инвалидами. В свою очередь Кнутсен передала депутату список просьб от родителей, воспитывающих детей с патологиями.