Недавнее назначение молодого коммуниста Андрея Клычкова исполняющим обязанности главы Орловской области в очередной раз породило споры о целесообразности участия представителей оппозиции в работе структур исполнительной власти, в частности — на региональном уровне. Противники, конечно, приводили аргументы о том, что кремлевская вертикаль не позволит оппозиционному губернатору выходить «за флажки», проявлять излишнюю самостоятельность и выбиваться из общего строя. Сразу вспоминали многих губернаторов и мэров, которые не смогли наладить контакт с местными элитами и партией власти, в результате чего были бесславно отправлены в отставку или стали фигурантами уголовных дел.
Звучали и конспирологические версии о том, что Кремль устранил опасного конкурента на грядущих выборах мэра Москвы и «сослал» Клычкова в депрессивный регион, чтобы там его и похоронить в политическом плане. В общем, любители апокалиптических сценариев поспешили определить нового орловского руководителя на роль «коммунистического Никиты Белых».
Однако я не стал бы спешить с присоединением к стану пессимистов. Если посмотреть на ситуацию диалектически, то можно понять, что появилась хорошая возможность на примере Орловской области продемонстрировать всей стране, что под управлением представителей левых сил регион может эффективно развиваться и становиться ориентиром для остальных. При правильном подходе к делу Орловщину можно, в хорошем смысле слова, превратить в «лабораторию перемен». Здесь уместно обратиться и к мировой практике — с учетом того, что в последние десятилетия представители левых сил достаточно успешно руководили регионами и крупными мегаполисами (Лондон, Берлин, Париж и другие).
Для этого, на мой взгляд, мы должны всецело поддержать Клычкова на начальном этапе его работы. А ему, в свою очередь, стоило бы привлечь к работе в региональном правительстве или в качестве советников грамотных левых экономистов, юристов и управленцев, которые смогут выработать для региона программу политических и социально-экономических преобразований в интересах большинства населения.
Убежден, что новому руководителю Орловской области необходимо стать проводником идеи полноценного народовластия и самоуправления, поменять правила игры — для того, чтобы жители Орловщины смогли стать полноправными хозяевами своего региона. В частности, создать условия для внедрения системы электронного голосования, которая удешевит и упростит организацию выборов, референдумов и публичных слушаний, позволит избирателям отслеживать свой голос и значительно сократит пространство для фальсификаций.
Упростить процедуру проведения и активно использовать городские, районные и местные референдумы при обсуждении и принятии всех существенных решений по развитию области. Усовершенствовать процедуру публичных слушаний, расширить полномочия регионального парламента, наделить его правом проведения парламентских расследований. Внедрить простой и прозрачный порядок внесения в региональный парламент гражданских законодательных инициатив, используя при этом электронные технологии. Поэтапно ввести выборность участковых уполномоченных, начальников РОВД и их подчинение органам местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции*, а также ввести выборность мировых судей.
Вместо «ручной» Общественной палаты сформировать на демократических принципах Орловский общественный Совет с участием представителей широкого круга политических и общественных организаций, в том числе — оппозиционных. Соблюдать права граждан на свободу слова и собраний, ликвидировать все излишние ограничения этого права, открыть центральные площади населенных пунктов для проведения массовых акций.
Было бы правильным принять Кодекс орловского чиновника, который будет базироваться на принципах ответственности, открытости, скромности и нестяжательства. Данный кодекс, в частности, должен регламентировать процедуру публичного декларирования доходов и расходов всех региональных чиновников и их близких родственников, запретить им совмещать свою работу с участием в руководстве коммерческих структур, обяжет регулярно встречаться с гражданами, будет предусматривать немедленное увольнение за нарушение установленных правил.
Нужно серьезно ужесточить ответственность за коррупцию; разоблаченные коррупционеры должны навсегда лишаться возможности работать в госструктурах. Пересадить чиновников на общественный транспорт — в целях экономии бюджетных средств на закупки служебных автомобилей и борьбы с пробками на дорогах.
Создать в регионе Комитет народного контроля и его территориальные подразделения, которые формируются путем прямого делегирования от структур гражданского общества — партий, общественных организаций, социальных движений, профсоюзов, трудовых коллективов, кооперативов и т. д. Представители народного контроля должны иметь право беспрепятственного доступа в любые государственные структуры с целью осуществления контрольных функций.
В экономической сфере, несмотря на всю ограниченность возможностей региональных властей, нужно сделать Орловщину территорией, где будут поддерживаться и развиваться народные предприятия, различные формы кооперации. Где государственные предприятия станут подконтрольны общественности. Где при формировании городского бюджета в качестве приоритетов будет определено финансирование образования, здравоохранения, науки, культуры, а необоснованные расходы на содержание чиновников и нецелевые проекты будут исключены. Где будут развиваться наукоемкие отрасли промышленности, где власти не допустят закрытия рентабельных промышленных и научно-производственных предприятий. Также следует ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств, предавать максимальной гласности информацию о проектах, финансируемых из местных бюджетов. Включить граждан в процесс обсуждения и принятия бюджета области.
Конечно, следует обеспечить полноценную защиту трудовых прав граждан, поддерживать работников при создании профсоюза, инициировать изменения федерального законодательства — для реального обеспечения права работников на забастовку; для расширения прав профсоюзов с небольшой численностью; для расширения доступа профсоюзов к информации о финансово-экономическом положении предприятий; для усиления представительства профсоюзов в руководстве предприятий.
В сфере жилищного строительства нужно реализовать региональную программу массового строительства социального жилья и жилья эконом-класса — для предоставления очередникам, молодым и многодетным семьям, учителям, врачам, военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов. Принять и реализовать программу масштабного строительства жилья для сдачи в аренду по устанавливаемым властями ставкам. Развивать малоэтажное жилищное строительство с использованием современных экологически чистых технологий. Оказывать содействие созданию строительных сберегательных касс, развитию жилищно-строительных кооперативов, предоставлять адресные субсидии на приобретение жилья работниками бюджетной сферы. Просто необходимо внедрить прозрачную систему тарифообразования в ЖКХ, включая разработку и законодательное закрепление процедур проведения обязательного независимого технико-финансового аудита тарифов и обязательной корректировки тарифов по результатам ежегодного проведения такого аудита.
Безусловно, это лишь некоторые направления, по которым новому руководителю Орловской области можно реализовать на региональном уровне наработки всего левого движения. Если такие меры будут предприняты, поддержка населения неизбежно начнет расти, а федеральным властям будет гораздо сложнее дискредитировать молодого губернатора, который превратится в потенциального лидера прогрессивной оппозиции.
В общем, у левого движения в лице Клычкова есть шанс показать в Орловской области пример так называемого муниципального социализма. Показать, что коммунисты у власти — это правильно и перспективно. Думаю, надо всецело помочь нашему товарищу в этом деле.
* От редакции: в 132-й статье Конституции РФ действительно сказано, что «органы местного самоуправления самостоятельно… осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». И всё. Детально их полномочия прописаны в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности на подведомственной территории на эти органы возлагается участие в профилактике терроризма и экстремизма, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а также организация охраны общественного муниципальной милицией. О ней следует сказать особо. Согласно тому же закону, это его положение «вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции». Однако до настоящего времени сей закон так и не принят.
Что же касается участковых уполномоченных и начальников РОВД, то они являются сотрудниками полиции и поэтому их служба регламентируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», где в частности сказано, что полиция является федеральным органом исполнительной власти, а назначение там на эти и другие должности производится приказами вышестоящих полицейских начальников.