23 октября 2017 г. в Видземском районном суде г. Риги начался уголовный процесс против известного латвийского правозащитника Александра Гапоненко. Прокуратура обвиняет его в совершении действий, предусмотренных ст. 78, п. 2 Уголовного закона Латвии — возбуждение этнической и расовой ненависти с использованием автоматизированной системы обработки информации. По-простому, за то, что он опубликовал весной 2015 г. несколько антифашистских и антивоенных постов на личной страничке Фэйсбука.
Инициатором этого уголовного процесса выступила партии правящей коалиции — Национальное объединение (НО). Руководители этой национал-радикальной партии написали заявление в Полицию безопасности (латвийская контрразведка) с просьбой привлечь правозащитника к ответственности.
Выступавший в качестве свидетеля прокуратуры, руководитель НО Гайдис Берзиньш засвидетельствовал в суде, что он недоволен двумя постами обвиняемого.
В первом правозащитник выразил опасения, что (тогда еще только планируемые к размещению в республике) американские танки представляют опасность для национальных меньшинств, поскольку данные орудия смерти могут использовать для подавления проявлений их недовольства. При этом А. Гапоненко были упомянуты этнические чистки, которые провели латышские национал-социалисты еще до прихода немцев в июне 1941 г. В результате этих этнических чисток было уничтожено около 20 тыс. человек, большинство из них евреи.
Во втором посте правозащитник критиковал латышских национал-радикалов за то, что они ежегодно проводят 16 марта у памятника Свободы чествование Латышского легиона войск Ваффен-СС, многие члены которых как раз участвовали в карательных акциях против национальных меньшинств.
По мнению Гайдиса Берзиньша, высказанному в суде, критика американских танков вызывает неприязненное отношение русскоязычных к американцам, а американцы союзники Латвии по НАТО. Являются ли русскоязычные, как и американские танки, особым этносом, он объяснить суду не смог. Критика же публичного чествования членов организации, объявленной Нюрнбергским трибуналом преступной, как считает Г. Берзиньш, может вызвать рознь между латышами и русскоязычными. Почему-то руководитель НО счел возможным приписать всех латышей к национал-социалистическому ведомству.
Вопрос А. Гапоненко, знает ли Г. Берзиньш, что ООН ежегодно принимает резолюции, которые осуждают практику героизация членов войск Ваффен -СС, вызвал у него удивление. Когда же ему был передан текст одной из этих резолюций, то потребовал время для его изучения. Это было достаточно странно, поскольку Г. Берзиньш три раза, и довольно длительное время, занимал пост министра юстиции Латвии.
В суде выяснялся вопрос, не является ли Г. Берзиньши юдофобом, ведь он, будучи министром юстиции, наотрез отказался выполнять решение кабинета министров по возврату собственности, принадлежавшей погибшим во время Холокоста в Латвии евреям. Экс-министр сказал, что он не юдофоб, но считает, что собственность лишь одной этнической общине возвращать нельзя. Однако возврат собственности латышской общине он назвал вполне правомерной.
К чести руководителей республики, за такого рода позицию в вопросе возврата еврейской собственности Г. Берзиньш был уволен с поста министра юстиции. Считать позицию экс-министра юстиции юдофобской или нет, суд определять не стал.
Суд не дал возможности также ответить Г. Берзиньшу на вопрос защиты: «Считает ли он нормальным недавнее публичное определение члена руководимой им парламентской фракции Эдвина Шноре, что все русские это вши?». Полиция безопасности, кстати, отказалась возбуждать против депутата Шноре дело о разжигании им этнической розни, то есть признала, что его высказывания справедливы.
Вторым свидетелем обвинения выступил депутат НО Эдвин Цилинскис. Он тоже был недоволен критическими высказываниями А. Гапоненко в адрес американских танков и в адрес латышских национал-социалистов. Для этого депутата парламента бойцы войск Ваффен-СС герои и он активно популяризирует их в обществе не только 16 марта, но и на день Независимости Латвии — 18 ноября. На этот государственный праздник его партия выводит на факельное шествие десятки тысяч человек. Колонны, состоящие из взрослых и маленьких детей, идут по ночным улицам Риги и скандируют: «Латвию — латышам»! Выглядит это достаточно устрашающе. Впрочем, судья не дала возможности защите полностью выяснить позицию Э. Цилинскиса по поводу факельных шествий и их символического значения для национал-социалистов и для латышского этноса.
В 2014 году Э. Цилинскис был уволен премьером Лаймдотой Страюмой с поста министра регионального развития за то, что собирался участвовать в чествовании легионеров войск Ваффен-СС 16 марта. Видимо, за это он и проникся неприязнью к А. Гапоненко, который постоянно актуализирует тему преступлений латышских нацистов в годы войны в мировых СМИ.
В ходе допроса свидетелей выяснилось, что НО уже неоднократно использовало положение члена правящей коалиции для расправ со своими политическими оппонентами. Например, занимая пост министра юстиции, Г. Берзиньш написал заявление в Полицию безопасности с требованием привлечь к ответственности евродепутата от оппозиционной партии «Согласие» Александра Мирского за то, что тот критиковал установившиеся в Латвии нацистские порядки. Судебный процесс по этому вопросу еще продолжается. Э. Цилинскис же, будучи депутатом правящей коалиции, прямо на заседании парламента, требовал от находящегося там премьера Валдиса Домбровскиса, чтобы он привлек к уголовной ответственности А. Гапоненко за то, что тот написал и издал книгу «Латгалия: в поисках иного бытия». Книга этим национал-радикалом характеризовалась, как исключительно вредная для национальной безопасности Латвии. Полиция безопасности провела проверку содержания книги и не нашла основания для привлечения автора к ответственности.
На суд не явился еще один свидетель обвинения — депутат парламента Вейко Сполитис. Тот самый, который требовал снести памятник советским Воинам-освободителям в Задвинье и подал законопроект о необходимости наложения штрафа на всех тех, кто носит георгиевские ленточки. Тот самый, который, будучи парламентским секретарем Министерства обороны, грозил отправить всех латвийских неграждан в концентрационные лагеря. При этом Сполитис хорошо знал, что абсолютно все неграждане представители национальных меньшинств.
Отметим, что в результате такой позиции правящей элиты страны вся Юрмала была расписана лозунгами «Смерть русским оккупантам!», но полиция безопасности не стала проводить следствие по факту возбуждения этнической розни. Сочла, что русские находятся вне поля правовой защиты?
Выяснить, является ли В. Сполитис русофобом, как другие члены НО, можно будет лишь через год, поскольку именно на этот срок отложено второе заседание суда над антифашистом и противником милитаризации Латвии А. Гапоненко.
Судебный процесс над А. Гапоненко лишь один из многих, которые возбуждены латышскими национал-радикалами. Под прессом латвийской Фемиды находятся Илларион Гирс, Владимир Линдерман, Александр Жгун, Юрий Зайцев, Эйнарс Граудиньш и еще дюжина антифашистов-правозащитников.