С того самого момента, когда Украина решила распрощаться с «преступным режимом» Виктора Януковича, в стране позабыли, что такое рост экономики. Вернее, на бумаге он наблюдается, но социальная сфера, а именно уровень жизни украинцев говорит совсем об ином. Среднестатистический гражданин получает несколько тысяч гривен зарплаты, и большую часть из этого ему приходится тратить на оплату коммунальных услуг. Но ведь еще и есть что-то надо!
Выживать на Украине становится все тяжелее. Местная власть оправдывается «российской агрессией» и войной на Донбассе, но все знают, что причины не в этом. Как правило, государственный переворот всегда плохо сказывается на экономике любого государства, и чтобы оправиться от великого потрясения нужно время. Все зависит от того, какую политику будет вести новое правительство, новый президент и прочие органы власти. На Украине случилось так, что новая власть до сих пор не сделала ничего, чтобы наладить жизнь в стране.
Президент Порошенко, подгоняемый наспех собранным парламентом, кинулся было в сторону европейского рынка, позабыв про востребованность отечественной продукции на восточном направлении, то есть в России. Кончилось все тем, что импорт резко сократился, и до сих пор не вышел на приемлемый уровень. Наблюдающийся в последнее время рост обусловлен огромными поставками леса-кругляка в страны ЕС по очень низким ценам и другими сомнительными сделками.
Разумеется, на этом фоне доходы населения упали, кроме того, большое количество, так называемых внутренне перемещенных лиц, только способствует усугублению кризиса. В большей части городов и поселков Украины наблюдается жуткая безработица. Что же делать в таких условиях? Большинство граждан продолжают жить обычной жизнью — без надежд, без веры, но с покорностью. Все-таки родину покинуть далеко не каждому хочется, тем более на Украине сейчас отношение к патриотизму очень тонкое. А, как известно, где тонко, там и рвется. Вместе с патриотизмом рвется и граница — за последние годы Украину покинуло около семи миллионов граждан. Кто-то убыл насовсем, а некоторые продолжают кочевать туда-обратно. Не от хорошей жизни, а потому что нужда заставляет. Самыми популярными направлениями у украинцев остаются традиционные для миграции страны — Россия, Польша, Канада, Турция. Но в последние годы наблюдается повышенный интерес к более экзотическим вариантам. Например, к Израилю.
Путь патриота
Федор из среды тех киевлян, что с детства говорил на родном языке. Семья его была смешаной: отец имел русское происхождение, а мать — украинское. Но как-то так повелось, что в семье детям насаждалось двуязычие, хотя в Киеве подобная практика не особо распространена. А потом, когда отца не стало, мать и вовсе стала требовать общаться исключительно на украинском языке. Впрочем, в девяностые годы на фоне подъема национального сознания это было модно, так что особой диковины в этом нет. Вот так Федор стал ярым патриотом.
Когда стукнуло пятнадцать лет, он начал заниматься политической деятельностью. В то время для этого было достаточно вступить в какую-нибудь организацию, члены которой всегда принимали активное участие в разного рода митингах и акциях. Выбор был остановлен на «Свободе». В домайданной Украине эта организация была, пожалуй, одной из наиболее влиятельных в среде ультраправых. Поэтому неудивительно, что многие молодые умы охотно вступали в ряды сторонников господина Андрушкива (предшественник Олега Тягнибока на посту главы ВО «Сбовода» — авт.).
Надо сказать, что мозги новообращенным юнцам промывали не только банальной пропагандой патриотизма, но и делали ставку на разумный эгоизм. Партийные демагоги обещали скорый расцвет своего движениям и уверяли, что многие из преданных членов имеют высокие шансы построить отличнейшую карьеру. Но для начала нужно всячески поддерживать партию.
Федор, как и многие его юные товарищи, платил взносы, скидывался на акции, в которых сам же принимал участие. Доводилось ему быть частым гостем у милиционеров в отделах. И самое забавное, что ни разу никто из «Свободы» не пришел его оттуда выручать. Только мама да родственники хлопотали. Со временем такой образ жизни начал надоедать. Федор отучился на автомеханика и постепенно начал отдаляться от своих единомышленников, впрочем, свои националистические взгляды не оставил. Но началась обычная жизнь, иногда разбавляемая редкими участиями в патриотических акциях. Еще бы пару лет, и Федор мог совсем завязать с этими нелепыми демонстрациями, но с ног на голову все перевернулось в 2013 году. Товарищи по «Свободе» нашли к нему подход. Как правило, людей без взглядов можно привлечь к чему-то одним хорошо проверенным способом — деньгами. А в преддверии государственного переворота денег на протестующих никто не жалел. Свободовцы получали много, особенно те, кто соглашался на стычки с правоохранителями и другие провокации.
Эту сторону протеста перед Федором раскрыли товарищи, и вскоре он примкнул к ним. В итоге таким способом он стал зарабатывать значительно больше, чем в автомастерской. Со временем он даже поверил в некий патриотический долг — мол, не только ради денег все это делается.
После бегства Януковича «Свобода» оказалась в числе тех ультраправых, кто достиг наибольшего могущества. Ее принимали и ждали везде — олигархи, депутаты, спецслужбы и так далее. Это озолотило Тягнибока и его детище. Федор не стал исключением. Но так было недолго. Спустя время у националистов начались проблемы — партия потеряла большое количество избирателей, кроме того, ее ряды покинули многие важные фигуры. И теперь «Свобода» практически не имеет никакого влияния на политическую жизнь Украины. Конечно, это сказалось и на Федоре. И чем меньше денег стала перечислять партия, тем меньше осталось смысла в ней состоять. Но Федор не захотел возвращаться в автомастерскую. Разбалованный легким и высоким заработком, он предпочел найти что-то поинтереснее.
Антисемитизм для переезда в Израиль не помеха
Спустя какое-то время он внедрился в группу своих бывших сопартийцев. Они за немалую плату помогали обустраиваться в странах Евросоюза соотечественникам. Но со временем и на эти услуги спрос упал, так что Федору и тут пришлось подвинуться. Однако в освоенной сфере он разглядел большие перспективы, особенно если смекалку применить.
В общем, теперь Федор предлагает людям уехать в Израиль. Начал он с того, что съездил туда и немного ознакомился с обстановкой, обзавелся парочкой нужных контактов, побеседовал с репатриировавшимися украинскими евреями. Потом вернулся на родину, и здесь начал предлагать тем людям, что раньше стояли с ним на майдане и мечтали о процветании «незалежной», «сладкую жизнь» в Израиле. За шестьсот долларов он обещал каждому работу, прописку или, если надо, убежище. Когда дела пошли в гору, он поднял таксу, и решил развернуться по-крупному. Теперь он контролирует несколько сайтов, предлагающих украинцам и людям из других постсоветских стран переезд в Израиль. За работу берет 800−1000 долларов, иногда больше — все зависит от пожеланий, прописанных в заявке.
Забавно, что первыми его клиентами были самые ярые украинские националисты, многие из которых входили в состав «Свободы». Последняя известна своим антисемитизмом. Эти люди без всяких проблем отказались от своих радикальных взглядов, лишь бы покинуть горячо любимую ими родину, в которой, как они раньше утверждали, евреям места нет. И теперь этот сброд ошивается по улицам Израиля, правда, никаких реальных условий им не предоставлено. Все потому, что Федор — просто мошенник. Предлагаемое им убежище в Израиле практически никому не выдается. За последние несколько лет официально беженцами были признаны меньше десятка людей. Так что шанс украинцев быть причисленными к таковым крайне мал. При этом, правда, их никто не выдворяет из страны.
Тут нюанс в том, что подавать заявку на предоставление убежища можно, и, как правило, она будет довольно долго рассматриваться. Соответствующие органы Израиля сильно загружены работой в связи с огромным количеством африканских репатриантов и просителей убежища. И пока заявка рассматривается, у многих украинцев и прочих мигрантов, имеется возможность обзавестись какой-никакой работенкой. Официально это запрещено, но обычно власти закрывают глаза — все-таки людям надо как-то себя содержать. Большинство африканцев, а теперь вот и украинцев именно так и выживают в Израиле. Так что мошенничество Федора кому-то даже пошло на пользу. Да и врет он лишь на три четверти, а не на все сто процентов.
По данным Управления по делам населения и миграции МВД Израиля, сейчас в стране насчитывается несколько десятков тысяч украинских просителей убежища. По этому показателю они превосходят многих граждан Африки, которые традиционно составляли основную массу иммигрантов в еврейском государстве. Вероятно, скоро Тель-Авив начнет предпринимать меры для того, чтобы остановить поток украинцев в страну, потому как уже сегодня этот процесс порождает массу проблем.