Материал комментируют:
Константин Крылов
Павел Салин
Представители ультраправых групп не оказывают влияния на украинскую политику. Такое мнение озвучил спецпредставитель США по Украине Курт Волкер в интервью для канала Ost West.
«Украина сейчас вправе иметь сильное национальное самосознание, патриотизм и активное общество, но экстремистские взгляды, фашизм, расизм не должны иметь место. Мне кажется, что важно этим проявлениям сопротивляться. По счастью, это лишь небольшое меньшинство, не оказывающее влияния на государственную политику и не влияющее на то, в каком направлении развивается Украина. Так что это не предмет моей озабоченности, но важно, чтобы сами лидеры Украины это тоже осуждали», — сказал Волкер.
— Я думаю, что заявление господина Волкера — успокоительный сигнал как раз тем, кто считает себя украинскими националистами, и тем, кто за ними стоит, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Последние ощутимо заволновались в преддверие встречи Путина и Трампа. Они опасаются, что на ней будут достигнуты некие договорённости, «сливающие» нынешний антироссийский режим. Однако украинские радикалы — это ресурс США на Украине. И США в любом случае не хотели бы терять этот ресурс, допускать, чтобы они переориентировались на какой-то иной полюс силы. Поэтому их надо успокоить.
Конечно, Волкер, когда говорит о том, что украинские радикалы, это некая, отделённая от киевской власти и не имеющая на неё влияния общность «патриотов», мягко говоря, лукавит. С 2014 года именно радикальные националисты заправляют на Украине. И любой украинский политик не может не оглядываться на то, какую реакцию вызовут у них его действия.
«СП»: — При этом ведь и самим киевским властям радикалы на самом деле нужны.
— Безусловно. В частности, именно националисты тот фактор, который якобы мешает режиму Порошенко выполнить Минские соглашения. Во всём этом есть элемент игры, но надо понимать, что нацисты на Украине — это отнюдь не ряженые, которых при желании легко задвинуть. Да, в принципиальных вопросах они иногда могут отступить, если будет получен приказ из-за океана, но вообще это реальный субъект украинской политики. Не объект, а субъект.
При этом надо понимать, что украинские власти ориентируются не только на Штаты, но и на ЕС. А перед Европой необходимо выглядеть более благопристойно. Это США мало волнует, есть на Украине фашисты и влияют ли они на что-то. А вот европейцы к вопросам политкорректности относятся более трепетно. Поэтому в Киеве, когда работают на европейскую публику, всячески открещиваются от крайне правых, принижают их влияние на власть и украинское общество. А вот ссылаясь на невыполнение упомянутых Минских соглашений, опять же можно кивать на негативную общественную реакцию. Хотя ярые противники этих соглашений именно ультраправые.
В любом случае, когда украинские власти говорят, что радикалы под контролем — они делают хорошую мину при плохой игре. За последние четыре годы радикалы не раз устраивали погромы в Киеве и грозились устроить новый майдан. При этом правоохранители им особенно не мешали, поскольку боялись и не хотели снова оказаться крайними, как это оказалось после февральского переворота в Киеве в 2014 году.
«СП»: — Можно ли сказать, что националистические, русофобские настроения всё больше охватывают украинское общество?
— Большинство общества пока настроено не слишком русофобски. Как в силу исторической инерции, так и в силу того, что здравый смысл ещё не потерян большинством громадян. Однако в целом получается, что украинское общество пассивно борется за выживание, а на его фоне активны именно русофобски заряженные праворадикалы. Их меньшинство, но они задают тон. Они помнят свою историю успеха, когда их руками в 2014 году свергли Януковича. Однако дальше их перспективы неопределённы. Не уверен, что их влияние будет расти — украинский национальный проект, связанный как раз с националистами, становится всё более проблемным. Украина как национальное государство с националистической идеологией пока не демонстрирует успехов ни в экономике, ни в других сферах. В итоге, это может оттолкнуть украинское общество от радикалов.
— Понятно, что Волкеру по должности положено «отмазывать» Украину, — говорит политолог, публицист Константин Крылов. — Он до последнего будет утверждать, что всё там хорошо и перспективно, а отдельным недостаткам не стоит придавать большого значения.
При этом на Украине националистами являются практически все представители правящей элиты. Тот же Порошенко — это рьяный украинский националист. Другое дело, что ему приходится выражаться аккуратнее, чем некоторым членам националистического батальона «Азов». Кстати, в той же Польше, где идёт строительство национального государства, во власти тоже представлены все разновидности националистов, и в самом этом факте нет ничего предосудительного. Всё дело в том, какие цели они перед собой ставят.
Если Волкер имеет в виду, что на Украине не пустили во власть несколько сотен отморозков, то он прав. Но им и не надо быть во власти, поскольку там находятся точно такие же деятели, только выглядящие более респектабельно.
«СП»: — Почему, будучи у власти, украинские националисты, то есть люди, которым положено любить свою нацию и всячески способствовать её процветанию, добились пока только всеобщего падения уровня жизни на Украине?
— Дело в том, что в украинском национализме есть весьма серьёзный изъян. «Незалежным» националистам нечего сказать, кроме того, что «Украина — не Россия». Ну и ещё в очередной раз пожелать смерти «клятым москалям». Все силы уходят на разжигание русофобии. Такого рода национализм является ущербным. Иначе и быть не могло. Ведь украинский национализм базируется на лжи и искажении истории. В украинских школах сейчас рассказывают про шесть войн с Россией и прочую лабуду. А то, что основано на лжи не может быть успешным, убедительным и долговечным.
Кроме того, имеет место парадокс, что в националистическом, по сути, государстве, у власти оказываются украинские националисты грузинского происхождения и вообще, непонятно кто. Многие «рьяные патриоты» просто не знают государственного украинского языка. И кстати, сами украинцы спокойно восприняли, что у них за самого правильного украинца выдавал себя приезжий грузин. То есть пусть приезжает править кто угодно, «абы не москаль».
А ведь как раз успех мог бы иметь проект создания из Украины альтернативной «хорошей России», где русских не обижали бы, а всячески приветствовали сохранение их идентичности в единой украинской державе. Уверяю вас, в такую Украину вся бы наша оппозиция, от либералов до националистов, ездила бы как в Мекку мусульмане.
Новости Украины: Порошенко пытается защитить бандеровцев от поляков
Кризис на Украине: Украине не хватает денег для участия в детском «Евровидении»