Материал комментируют:
Алексей Рощин
В России может появиться министерство одиночества. Об этом заявила Валентина Матвиенко. Она предложила опираться на опыт Великобритании, где недавно было создано подобное ведомство. Спикер Совета Федерации объяснила, что одиночество — серьезная проблема, особенно нужна поддержка пожилых. Кстати, некоторое время назад Матвиенко уже предлагала учредить министерство счастья, но идея не нашла поддержки.
Одиноких людей действительно много. В январе прошла информация: в новогодние праздники почти 1000 москвичей позвонили в службу психологической помощи населению с жалобами на одиночество и недостаток общения. Вот только непонятно: чем же конкретно им сможет помочь министерство?
— По-моему, это в чистом виде обезьянничество: есть у британцев, пусть будет и у нас, — говорит социальный психолог Алексей Рощин. — Условия для введения такого рода министерства сильно разнятся в Англии и в России. Такая идея может возникнуть в постиндустриальном государстве, когда считается, что все материальные проблемы решены, люди благополучны и теперь хорошо бы позаботиться об их психологическом комфорте. Но это все-таки задача второго-третьего уровня, а у нас и задачи первого уровня не решены. В России проблемы не столько с одиночеством, сколько с выживанием и элементарным социальным комфортом. Так что для нас это задача из будущего. Есть сомнения и в том, что в Англии все настолько хорошо.
«СП»: -То есть такого рода проблемы: что люди одиноки и им не с кем поговорить — это индикатор очень высокого уровня экономического развития страны? А когда люди живут в коммуналках, они, наоборот, могут только мечтать об одиночестве?
— Да, право быть одиноким — это привилегия развитого общества. И его еще надо заслужить. А чем общество беднее, тем в нем меньше подобного рода проблем. Вот где-нибудь в Сомали одиноким просто не прожить.
«СП»: — Одинокие люди — это кто?
— Прежде всего, это пенсионеры, имеющие отдельное жилье и приемлемые доходы. Потому что если доходы низкие, пенсионер будет проситься к родственникам, или же сами эти родственники обоснуются на его жилплощади — как это часто у нас происходит. Такие люди, не имеющие возможности ходить на работу, где и происходят основные человеческие контакты, ощущают одиночество.
Еще одна категория — так называемые «семьи из одного человека». Это молодые женщины или мужчины, которые зарабатывают достаточно, чтобы снять или купить себе жилье и не от кого не зависеть. Они добились чего хотели, но после этого у них нередко возникает проблема одиночества.
Тут, конечно, противоречие — ты шел к одиночеству, ты его получил, но теперь тебе это не нравится. Потому что все-таки, как говорил Аристотель, человек — животное общественное. И одна из самых базовых его потребностей — это даже не инстинкт размножения, не стремление к безопасности, а стремление получить подтверждение тому, что ты существуешь. А его может дать только другой человек.
«СП»: — Что же в этой ситуации может сделать министерство? Организовать кружки по интересам?
— Совершенно непонятно. На мой взгляд, вся эта затея поражает глупостью. Скорее всего, в понимании чиновников министерство одиночество сведется к выделению дополнительной материальной помощи одиноким людям и распределению каких-то абонементов. Хотя на самом деле людям не хватает соучастия. И часто проблема даже не в том, что человеку чего-то не дают, а в том, что он хочет сам давать.
«СП»: — Многие из тех, кто постоянно сидят в соцсетях — одинокие люди.
— Соцсети — один из способов решения этой проблемы, они и были задуманы как способ общения одиноких. В больших городах не принято общаться с незнакомцами, а соцсети предлагают более безопасный вариант. Но это суррогат общения, а на живое общение люди перейти боятся. И что здесь министерство может сделать?
«СП»: — В России и в той же Англии от одиночества страдают по одним и тем же причинам?
— Причины все-таки разные. Западный человек, как правило, понимает, что у него проблема дохода под контролем, и ему не хватает именно полноты бытия. А у нас одинокие чаще всего боятся, что не справятся с жизнью, которая на глазах ужесточается. Особенно это касается женщин, они жалуются на форумах: нет рядом крепкого плеча, поддержки. Это стремление найти партнера, с которым вместе можно преодолевать трудности, а не как у англичан — партнера, с которым можно психологически развиваться. Там акцент на нематериальные вещи, а у нас на вполне земные. И решения будут принципиально разные.
«СП»: — А людям, которые у нас звонят в службу психологической помощи с жалобами на одиночество, психологи что говорят?
— Пытаются начать с ними говорить, чтобы выяснить истоки реальных проблем. Но чаще всего люди только раздражаются — на самом деле им нужна не психологическая помощь, им нужно уйти от материальных проблем, получить партнера. А здесь не психолог нужен, а волевое решение, чтобы сделать шаг за порог квартиры. А пожилые звонят потому, что пенсии нижайшие, соцслужбы плохо работают. И у них проблемы не психологические, а бытовые. Психология тут не причем.
Справка «СП»
Пост министра одиночества появился в Великобритании совсем недавно, в январе этого года. Премьер-министр Тереза Мэй обратила внимание на то, что по данным британского Красного креста в стране около 9 миллионов человек жалуются на одиночество. На эту должность была назначена Трейси Крауч, которая должна будет разработать правительственную стратегию по борьбе с проблемой одиночества, а также взаимодействовать с коммерческими и благотворительными организациями. В Соединенном Королевстве намерены создать методику измерения одиночества. Тем, кто попадет под категорию «одиночек», будет оказана финансовая помощь со стороны государства.