Больше двух недель прошло с рекордного московского снегопада. Тем не менее большинство московских дворов и прилегающих улочек по-прежнему утопают в сугробах. И хотя городские власти обещали расчистить город в течение 9 дней, этого не произошло, а дворники так и не появились.
Неубранные сугробы стали самой обсуждаемой темой в интернете. В то время, как заммэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петр Бирюков практически ежедневно рапортовал об эффективности уборки снега, отказываясь замечать снежные завалы во дворах, жителям пришлось бороться со снегом самостоятельно — взяв в руки лопаты. (Кстати, эту массовую акцию Бирюков прокомментировал так: «Если в городе проходит субботник — разве это показатель плохой работы коммунальщиков?)
Разозлившиеся москвичи придумали новый эффективный способ борьбы с сугробами, которым активно делились в соцсетях — царапали на них страшное слово «Навальный». Практика показала, что в этом случае коммунальщики появляются в течение нескольких часов и оперативно убирают снег. Как сообщалось, метод уже переняли жители других регионов. Впрочем, в дальнейшем коммунальщики пошли на хитрость. Увидев фамилию известного оппозиционера, дворники просто засыпали её новым снегом…
Устал дожидаться дворников и посол Австралии в Москве Питер Теш. В своем Twitter дипломат написал, что в переулке, где расположена резиденция посла, снег лежит уже 17 дней, и попросил Собянина ответить на вопрос, сколько же еще ждать? На сигнал отреагировали мгновенно, и уже к следующему утру переулок был очищен и сиял лужицами. Эту ситуацию на своей странице в Facebook прокомментировал политик Дмитрий Гудков, написавший, что только через дипломатический скандал мэра Москвы можно заставить убирать снег на улицах. «Но что же делать обычным москвичам?» — задается он вопросом.
Гудков констатирует, что жаловаться на портал «Наш город» бесполезно: «Жалобы игнорируются или же улицы убираются специально для фотографии, ни на метр вправо и влево. Да и вообще: почему жители должны просить об уборке города?»
Кстати, могу подтвердить — все именно так и происходит. В моем дворе (Хорошевский район) после жалобы жительницы соседнего подъезда на портале «Наш город» дворники действительно появились — аж в количестве 10 человек. Бодро убрали снег с прилегающего к этому подъезду газона (до земли!), но громадные сугробы, расположенные рядом и перегораживающие двор, убирать отказались. Объяснили: «На фото, которые прислала жалобщица, был только этот участок!»
— Все дело в том, что в Москве все устроено совсем не так, как в Жилищном кодексе прописано, — комментирует Виктор Федорук, эксперт фонда «Жилищная солидарность. — Там сказано, что управляющая компания (УК) отвечает за сам дом и за земельный участок, на котором он расположен с прилегающей территорией. Но в Москве УК, которой вы платите по жировке, отвечает только за крыльцо дома — и все. А то, что за крыльцом — уже не ее.
За уборку во дворе и вокруг домов москвичи своей управляющей организации не платят — финансирование этих работ Москва взяла на себя. Город выставляет эти работы по уборке на торги, и в итоге по большей части за них отвечает все тот же «Жилищник», но уже другие его подразделения — инженерные службы, которые и должны обеспечивать эти работы по уборке снега. Их нанимает город. А дороги убирает уже «Автодор», третья организация.
«СП»: — И в итоге: у семи нянек — дитя без глаза? То есть, Москва — в сугробах…
— Конечно, земельный участок у дома надо было оставить управляющей компании. Именно так происходит за МКАДом. А дорожки к остановкам, к магазинам — пусть чистят нанятые организации.
Управляющая компания в таких случаях обычно привлекает к работе всех работников — сантехников, электриков, раздает им лопаты, и они за короткое время все расчищают, наводят порядок. А в этих подрядных организациях только дворники. Ситуация со снегом показала полную неспособность этих подрядчиков выполнять те объемы работ, которые возникают зимой.
«СП»: — Да и вообще какая-то очень запутанная система…
— Чем больше все запутано, тем легче сэкономить. Чтобы мы не смогли докопаться, как распределяются те налоги, которые с нас собирают. Но получается, что спросить — не с кого!
«СП»: — Многие москвичи говорят о том, что в советские времена убирали снег гораздо лучше — рано утром уже все было почищено. Да и дворников явно не хватает.
— Я в 80-х годах учился в университете и подрабатывал дворником. Можно было спокойно устроиться. Утром разгреб снег и идешь на занятия. А сейчас на эту работу не попасть. Потому что оформлены одни, работают другие, а получает третьи. Оформляют россиян, работают таджики за треть цены, а получает начальник. Карточку, на которую начисляется зарплата, таджикам даже не выдают, она у руководителей в кармане. И лишь когда выпадает снег, всем становится видно, что дворников не хватает. Что в этой сфере что-то не так…
Последние новости: в понедельник депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов попросили мэра Москвы проверить реальное соответствие численного состава дворников на улицах города утвержденному штатному расписанию. Парламентарии отметили, что качество уборки снега в столице создает «устойчивое ощущение явного дефицита» коммунальщиков.
Авторы обращения не исключают, что «в результате незаконных действий отдельных должностных лиц один дворник числится одновременно на нескольких участках».
Кроме того, к градоначальнику обратился глава Совета депутатов Красносельского района Москвы Илья Яшин. Он напомнил, что недавно заммэра по ЖКХ Петр Бирюков заявил в интервью, что столичные дворники получают 45 тысяч рублей. Приведенные цифры Яшин назвал «наглым и циничным враньем». Он рассказал, что недавно дворники Красносельского района пожаловались муниципальным депутатам на зарплату в 20 тысяч рублей — с переработками, без выходных и больничных. Летом они получают еще меньше — 17?18 тысяч. «Если на зарплату дворника выделяется 45 тысяч, то куда уходят остальные деньги?», — вопрос Яшина звучит, конечно, риторически. Но действительно, «где деньги, Зин?» — кажется, так любит говорит наш президент.
Сколько еще времени пройдет, прежде чем Собянин расчистит город, а люди из-за снежных завалов и ледяной корки перестанут калечиться на улицах?