Всю неделю народ смеялся по поводу «великого проекта троллейбусного маршрута Геническ — Керчь. Геническ — маленький херсонский городок у Азовского моря, неподалеку от границы с Крымом. Запуск троллейбусов от своего местечка до Керчи анонсировал голова Генической райдминистрации Александр Воробьев.
Активный участник Евромайдана, он назначен на нынешнюю должность после долгого лечения в Херсонской областной психиатрической больнице. Пан Воробьев вполне серьезно разговаривает с Луной, зовет в плен «демона-Путина» и ездит на приграничный Чонгар, чтобы петь у российского КПП матерные песни. В Ютубе полно таких видео, но откровенная воробьевская шиза кажется абсолютно нормальной для большинства укропатриотов. Более того, в его шоу лично участвуют губернатор Херсонщины Андрей Гордеев и высокопоставленные чиновники из Киева.
До сих пор самым большим личным достижением генического головы считался желто-блакитный прапор, установленный на границе с таким расчётом, чтобы украинский флагшток оказался длиннее, чем у русских. И вот новый хит — «большой троллейбусный проект по возвращению Крыма». Без всяких шуток власти Херсона попросили бюджетного ассигнования на 300-километровую магистраль. «Подготовлено обращение в Кабинет министров Украины и Министерство инфраструктуры о поддержке проекта, который позволит почувствовать крымчанам, что мы — единое государство», — заявил сам Воробьёв.
Можно много шутить по поводу «идиотской идеи» и гарантированного распила денег. Понятно, что на российскую территорию их никто не пустит. Однако гораздо интереснее другое. Проект разбит на две очереди. Если крымский отрезок действительно мифичен, то первая очередь до границы вполне возможна.
Летом конечная железнодорожная станция «Геническ» принимает десятки киевских, харьковских, днепропетровских поездов. Дикая толпа плацкартных отдыхающих катит из Западной Украины. Азовское побережье переполнено до безобразия. Раньше многие ездили в Крым, но в июне 2015-го «правосеки» * разобрали рельсы крымского направления. Теперь, чтобы попасть на полуостров, надо выходить на предпоследней станции «Новоалексеевка» и потом долго и тяжко на перекладных добираться до Чонгара. Куда как удобней будут троллейбусы прямо из Геническа!
Зачем им «оккупированная» Таврида? Укро-нашествие начинается сразу с нескольких направлений. Взгляните на карту. Генический проект сориентирован на Чонгарский перешеек. Отсюда путь в Алушту, Ялту, Феодосию. Но вот по-настоящему шокирующая новость. Уже с 1 марта Украина реально запустила электрички к крымской границе неподалеку от еще одного пункта пропуска «Каланчак».
«Человек приезжает из Киева в Херсон, там может пересесть в нормальные пригородные вагоны и доехать по быстрому графику до пограничной станции Вадим», — отчитался о выполненном задании т.н. «представитель президента Украины в АР Крым» Борис Бабин. Появление стыковочных рейсов — первый этап организации пассажирских перевозок до станции Вадим. Вскоре вагоны киевского и харьковского поездов будут цепляться прямо к пригородному составу, следующему непосредственно до границы. Открываются станционные помещения для приема резко увеличивающегося количества пассажиров. Дальше — больше. По словам «представителя президента», к нынешнему сезону «Укрзалізниця» организует прямое ежедневное сообщение пассажирских составов между Киевом и Каланчаком.
Именно тут, у Перекопского залива — ворота на северо-западное побережье полуострова. Рукой подать до Черноморского района, Евпатории, лечебного курорта Саки и вплоть до Севастополя. На днях сразу два контрольно-пропускных пункта «Чаплинка» и «Каланчак» проинспектировал первый замминистра «по вопросам временно оккупированных территорий» Украины Юсуф Куркчи. Вместе с чиновником прибыл пресс-тур с пафосным названием «Дорога в Крым».
— Обустроим не только КПП, но и сервисную зону. Предусмотрены автостанции и фастфуд, — обещает замминистра Куркчи. До сих пор на украинском Каланчаке даже туалета не было. И вдруг такой бум. Получается, майданные власти сами решили направить сюда огромный поток своих громадян.
Как говорится, «а шо робыть»? Получив вожделенный безвиз, украинцы вдруг обнаружили, что банально не имеют грошей на европейский отдых. Вместо Венской оперы и хорватских пляжей подавляющее большинство граждан из «країни переможної гідності» почему-то предпочитают мыть писсуары какой-нибудь польской Бяла-Писки.
Одесская область — по сути, единственный украинский регион, где они могли сравнительно комфортно провести летний отпуск. Увы и ах, Одесса тоже стала неподъемно дорогой. И еще одна почти смешная подробность постмайданного бытия жемчужины у моря. Озверевшие бандерлоги продолжают творить, что хотят. Вот под занавес февраля Петр Порошенко дал пресс-конференцию. Пока президент говорил, бегущая строка телеэкранов сообщила новость, что в Одессе 70 молодчиков в балаклавах, вооруженные ломами и арматурой, захватили санаторий. Типа обычная, будничная информация. Боевики оборвали линию электропередач, ведущую к корпусам, где лежат люди после инсультов и инфарктов. Речь о лучшем круглогодичном клиническом санатории «Лермонтовский», расположенном в самом сердце старой Одессы. «Це Европа, ёпта!» — горько иронизируют сети. Для нас звучит бредом сумасшедшего. Даже в лихие 90-е российские СМИ о каждом рейдерском захвате чуть ли не неделю трещали, а тут — ну захватили и захватили, с кем не бывает.
Самый популярный черноморский курорт Херсонщины — городок с характерным названием Железный Порт. В рейтинге популярности заметно обгоняет местные здравницы типа Скадовска и Геническа. Туристические операторы подают его как «украинскую Шри Ланку».
— Херсонский курорт Железный порт — реально помойка, — отмечают несчастные курортники, размещая в сетях многочисленные видео с отвратительной массой гниющих водорослей, заполонивших окрестные берега. «Вместо широко разрекламированного европейского курорта — вонь, болото, руины, грязь, антисанитария», — это реакция большой группы украинских туристов, вернувшихся из Железного Порта с кровавым поносом, рвотой, высокой температурой.
Когда киевская хунта приказала засыпать Северо-Крымский канал, пресная вода грязного Днепра огромным потоком полилась в морской залив. Гибнет рыба, дохнут медузы, вымирают водоросли. Вода превратилась в вонючую желтую взвесь. Скадовск недаром назвали «дeтcким куpopтом нaциoнaльнoгo знaчeния». Мелкое теплое море и золотой песок — лучшее место для родителей с малышами. Но четвертый год херсонские медиа буквально вопят о тотальном загрязнении береговой линии Скадовска. Бескрайняя зловонная трясина, плюс комары. Тучи огромных комаров, на которых химические реппеленты не действуют от слова «вообще».
«ЖАХ!!! Я сегодня испытала шок. Я еще такого не видела — ПЛЯЖ И МОРЕ!!! Вонища, к морю не подойти. Видели бы вы лица отдыхающих и детей, которые не могут пробраться к воде. Это просто нереально… Зачем постить наш курорт, ЕГО ПРОСТО НЕТ. Очень жаль деток, у которых нет даже песка. Очень жаль родителей, которые платят огромные деньги», — написала известная украинская блогерша Светлана Полякова.
Жах — на мове обозначает ужас. Только еще неизвестно, что ужаснее — завалы из гниющих водорослей или герои-камуфляжники, оккупировавшие маленький уютный Геническ. По решению местных властей уникальное побережье Арабатской стрелки предоставлено для реабилитации участников «АТО» из Галичины. Карателям-западенцам очень нравится, уезжать не хотят. Для добровольцев Западной Украины и их многочисленной родни организованы рыбалка, экскурсии, катание на аттракционах.
Остается Бердянск. Дальше на восток пляжи Азовского моря вообще заминированы. Сюда любили ездить семьи с детьми. Настало время зверей — прямо на Центральной набережной Бердянска нацистский полк «Азов» выставляет свою военную технику и устраивает парады. Фашистские зиги, факелы, знамена со свастиками.
— Украины, в которой мы когда-то с вами жили, больше нет. Теперь это террористическое государство с расколотым деморализованным обществом, утопающим в потоках лжи и крови. Их единственным экспортным товаром, к сожалению, является ненависть к России, — заявил на днях председатель Госсовета РК Владимир Константинов. Крымский спикер тут же оговорился, мол, надо разделять преступный киевский режим и украинский народ, «наших кровных братьев, оказавшихся под пятой террористического режима».
Интересный вопрос, сколько диверсантов приедут в каждой тысяче украинских гостей? Сколько активистов, кровавых убийц и мародеров «АТО», ненавидящих Россию до зубовного скрежета? Впрочем, это тема другого разговора. Сегодня становится очевидной совершенно другая опасность.
Первой большая курортная территория на пути от украинского Каланчака — Черноморский район, без преувеличения жемчужина степного Крыма. Мекка отечественных дайверов, подводные скалы Атлеша и мыс Тарханкут. Практически нетронутые лечебные грязи горько-соленых озер. Обширные лиманы, великолепная площадка для виндсерфинга и кайтсерфинга. Раскопки Калос-Лимена, в переводе с древнегреческого «Прекрасной гавани» и других античных поселений. А главное, самое чистое в Крыму, по-настоящему живое море.
Память детства «рожденных в СССР» — малышом тебя привезли в Евпаторию, ты впервые надел маску «Акванавт» и нырнул в солнечную бирюзу. Пронизанная лучами вода, где на расстоянии вытянутой руки — шныряют серебряные ставридки, висят морские коньки, проплывает рыба-игла. По светлому дну бегают бесчисленные песчаные крабы, словно созданные для того, чтобы их ловили мальчишки.
За четверть века украинского безвременья от Ялты до Евпатории море убили. Вода теперь похожа на слабый раствор купороса, голубая и безжизненная. Единственное место, где осталась подводная жизнь — Черноморское, Тарханкут, бухты Большого и Малого Атлеша, Межводное, Оленевка, коса Беляус. Но и тут к 2014 году практически исчезли мидии и рапаны. Слишком много самостийного народа валило на «дешевый крымский отдых».
Действительно, по сравнению с Южнобережьем здешние хибары стоили копейки. Фанерные коттеджи пансионатов и частные курятники с «удобствами» во дворе вполне устраивали данную публику. «Единственное, что интересовало отдыхающих из Украины — есть ли в домике холодильник, который они забивали харчами, привезенными с собой», — вспоминает хозяин гостевой усадьбы Игорь Овчаров.
Плантации моллюсков-мидий считаются главным природным фильтром морской воды. Украинские туристы придумали специальную косу — стальную полосу с ручками на концах. Соскребали мидий с подводных скал, набивая добычей целые мешки. Работали как голодные комбайны, оставляя за собой пустоту. Еще одной экологической катастрофой был мусор. Засыпанный бесконечным мусорным ковром, омерзительно выглядел знаменитый Тарханкут. Пластиковые бутылки и кульки плавали в «Чаше любви». Впрочем, чего ожидать, когда вокруг «Чаши» стояла толпа. Тогда еще не скакали, но уже были готовы.
Кошмар закончился с приходом Крымской Весны. Количество «небратьев» уменьшилось в разы. Казалось, курортная отрасль должна рухнуть. Однако с Черноморским районом случилась удивительная метаморфоза. До начала летнего сезона еще три месяца весны, но едешь по тому же поселку Межводное и удивляешься — вокруг большие, красивые дома, причем буквально вылизанные, вообще без следов зимнего запустения. Гудят бетономешалки, кладут стены из камня-ракушняка, красят, пилят, приколачивают. Разруха куда-то отступила, прежним нищебродством даже не пахнет. Улицы и пляжи чисты, мусор убран. Причем практика показала, та же самая чистота будет летом.
Пояснение «черноморского чуда» простое. Теперь сюда поехали россияне. Пусть гораздо меньше прежнего количества великих укров, но платят на порядок более серьезные деньги. Получилось даже выгоднее. Прайсы лета-2018 в северо-западном Крыму немногим отличаются от раскрученной Алушты или пафосного Судака.
Естественно, при таком раскладе и речи не может быть о привычных хибарах-«курятниках». Российские туристы напрочь отказываются от гостевых домов без бассейна. Помыслить не желают самим возиться на кухне, требуя вкусный и разнообразный стол. Дом должен быть привлекательным, детские аниматоры бодрыми и веселыми, хозяева гостеприимными и радушными. Иначе не выжить.
Начало марта, а самые дорогие апартаменты пансионата «Солнечная долина» в Оленевке раскуплены на все лето. Еще бы, прямо на берегу моря — старинный парк усадьбы графа Попова, секретаря кабинета императрицы Екатерины Великой, соратника генерал-губернатора Потемкина Таврического. В холле графского дворца — ряды портретов имперской аристократии. Нефтяникам из Тюмени очень нравится.
Кто не попал в пафосный пансионат — утешится черноморской «Усадьбой рыцаря Эдварда Остера». Был такой крестоносец, вояжировавший по крымским степям в средневековые времена. Каждый номер усадьбы оформлен в особом стиле. Есть московская «Кутафья» и питерская «Канавка», Индия и Вьетнам, каюта капитана Немо, Крайний Север, рыбалка на Волге и даже смоленский «Рославль». Единственное, чего нет в рыцарской усадьбе - украинской тематики. Потому как не пользуется спросом.
Настоящий бум переживают домашние столовые, этнические кафе, рыбные рестораны. Ведь избалованные русские сами не готовят, в своих холодильниках держат исключительно минералку, фрукты и алкоголь. Хозяева пансионатов с нескрываемым удовольствием освоили федеральную программу «Мать и дитя». Это когда половину стоимости путевки компенсирует государство, и только 50% платит частное лицо. Раньше коронной была хозяйская фраза: «Вы точно без ребенка — тогда ладно». Теперь: «Мы уютный семейный курорт! Мелкое и пологое песчаное дно удобно для купания детей!..»
Если откровенно, ситуация жесткая, даже жестокая. Процветает лишь тот, кто нашел средства на обновление бизнеса и без дураков вложил в дело всю душу. Прежде хозяева сараев, комнатушек и прочих развалюх жировавали на переизбытке нетребовательных укро-отдыхающих и повально бухали в межсезонье. Сейчас остались совершенно без дохода. Единственный способ прокормиться — работа в процветающих туристических гостиницах. Вместо курортного безделья приходится идти в горничные и посудомойки, садовники и уборщики пляжей. Наконец, завести корову, пасти ее на берегу и продавать тюменским мамочкам действительно хорошее домашнее молоко.
А теперь представьте, что случится, если в регион ворвется миллионное стадо незалежных «відпочивальників». На пляжах опять как селедки в бочке. Море добьют окончательно. По-братски займут все пустующие «курятники», гарантированно загадят бухты и скалы. Главное, никакого резона для качественного крымского рывка. При таком раскладе более-менее зажиточный российский турист окончательно переориентируется на пусть неказистый, но куда более комфортный по инфраструктуре берег Краснодарского края, не говоря уже о Турции и Сочи. Стратегическая цель «Крим це Україна» будет достигнута без объявления войны.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.