Циничная провокация в самом сердце многонациональной Тавриды. Накануне ночью осквернена Джума-Джами — новая соборная мечеть Белогорска. Ее открыли весной 2015 года, она считается ровесницей первой годовщины воссоединения Крыма с Россией.
Эту мечеть украшают 35-метровые минареты,для внутренней отделки использовали ценные породы крымской древесины, купол расписали лучшие татарские мастера. На праздники и пятничные молитвы культовое сооружение принимает больше полутысячи правоверных.
Вокруг мечети — каменный забор выше человеческого роста. Сегодня местные мусульмане буквально сдирают с забора огромные черные свастики, нацистские интернет-символы, кельтские кресты, руны СС. Рядом с фашистской символикой намалеваны гнусные секс-граффити.
Мерзких рисунков очень много, они по всему периметру забора. Кроме того, неизвестные вандалы успели залить краской стены самой Джума-Джами. То есть, не спешили, работали спокойно, никого не опасаясь. Хотя вокруг стоят видеокамеры, есть собственная охрана.
Характерная деталь. Уже наутро после ночной подлости практически все ведущие украинские сетевые медиа выставили подробные сообщения об инциденте в Белогорске. Особо изгаляются самые ярые русофобские порталы «Обозреватель», «Цензор.нет», «Апостроф», «Главком». Действуют слажено и четко, как по команде, словно наперед знали о готовящейся провокации. На YouTube моментально появилось профессионально сделанное видео турецкой структуры Crimean Tatars.
Одновременно возбудились укро-паблики, сразу определившие, что виноват Русский мир. Отмашку провокационному хайпу дал в Facebook дал один из лидеров меджлиса *, спокойно приезжающий в Крым.
Конечно, спецслужбы начали расследование. Но очень похоже, настоящие имена преступников вовсе не интересуют группу «вечно обиженных» активистов национальной общины, которые упиваются нынешним скандалом. «В полиции сообщили, что на камерах видно только силуэты каких-то парней. Это очень туманная фраза», — разводит руками представитель религиозного сообщества Талят Ильясов.
Почему же не говорит, каким образом провокаторы смогли испоганить мечеть, и несмотря на общинных сторожей и видеонаблюдение, спокойно ушли? Или им специально дали время на акцию? Ну, бывает, что бандиты бросают «коктейли Молотова», и тут же убегают прочь. Зато у соборной мечети хозяйничали явно не спеша, как у себя дома.
Белогорск — город специфический. При Крымском ханстве его называли Карасубазар, в переводе «базар на черной воде». Страшное место, крупнейший невольничий рынок для всего Крыма. Именно сюда после набегов ордынцы гнали весь славянский полон. Уже тут многотысячная человеческая добыча распределялась на прибрежные рынки Гезлева-Евпатории и Кафы-Феодосии.
При украинской власти Белогорский район считался одним из главных центров национального экстремизма. Здешний региональный меджлис — рекордсмен по поставкам исламских добровольцев в Сирию. Сам главарь крымского меджлиса Мустафа Джемилев гордо заявлял, что только из одного белогорского села Сары-Су против Асада воюют минимум шестеро бойцов. А ведь таких сел по округе десятки! Еще активней действовали бородачи из террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» **, проповедующие идею Всемирного халифата. После Крымской весны многие окрестные бармалеи бежали за Перекоп, однако в последнее время активно просачиваются обратно. Ровно месяц назад ФСБ пресекла здесь работу очередной радикальной группы, созданной при поддержке Службы безопасности Украины.
Личный враг Джемилева, муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев прямо и публично осудил акт вандализма, произошедший в центральной мечети Белогорска.
— Мусульмане очень бережно и трепетно относятся к своим мечетям, и акт вандализма можно назвать провокацией, направленной на дестабилизацию в обществе. На протяжении последних четырех лет в Крыму не было зафиксировано ни одного подобного случая. После продолжительного затишья нас вновь пытаются ввергнуть в смутные времена межнационального и межконфессионального противостояния, — цитирует своего муфтия пресс-служба Духовного управления мусульман РК.
Нет сомнений, что «небратья» действительно разжигают на полуострове смуту межнационального и межконфессионального противостояния. Хотя насчет утверждения, что «на протяжении последних четырех лет в Крыму не было зафиксировано ни одного подобного случая» — уважаемый хаджи явно погорячился.
Так, год назад череда меджлисовских акций закончилась нападением на мечеть «Хан-Чаир Джами» в 6-м микрорайоне Бахчисарая. Неизвестные взломали дверь, проникли в помещение, разорвали и пытались сжечь экземпляры Корана. «Увидев подъехавших на намаз, успели только разбросать порванные страницы по всему помещению мечети и скрыться», — тогда сообщало все то же Духовного управления мусульман Крыма.
Погром мечети «Хан-Чаир Джами» был устроен накануне главного мусульманского праздника Хыдырлез. Провокация явная и циничная. Прошел год, следствие продолжается, вандалы не найдены.
Этническое поселение Хан-Чаир расположено на горном плато прямо над Ханским дворцом. Еще при Горбачеве в 6-м микрорайоне начали селиться первые татары-репатрианты. Именно здесь на участке №?100 стоит особняк семьи Мустафы Джемилева. Много семейных кланов поддерживало «Хизб ут-Тахрир».
Накануне Пасхи-2017 спецназ МВД и оперативники ФСБ проводили в бахчисарайском Хан-Чаире очередное массовое задержания исламских экстремистов. Отпор оказался настолько яростным, что ОМОНовцы вынуждены были открыть предупредительный огонь. Да, стреляли в воздух, никто не пострадал, но тогда случился шокирующий прецедент первых «гражданских» выстрелов в истории российской Тавриды.
А уже после нынешнего Рождества кто-то поджег единственный в мире бисерный храм под Бахчисараем. Беда случилась в ските Святой Анастасии Узорешительницы. Знаменитый скит расположен на склоне ущелья Качи-Кальон, в фантастически красивом месте у пещерного города Тепе-Кермен. Паломники специально приходят сюда, чтобы помолиться в уникальном храме. По примеру Святой горы Афон бахчисарайские монахи начали украшать его лампадками с бисерной подвеской. Потом убранство было дополнено миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. На потолке в череде переливающихся лампад - бисерный византийский крест и Вифлеемская звезда. Иконы тоже украшены узорными, переливающимися киотами. Внутри вообще нет окон, и все равно храм полон необычным светом. Впечатление, что свечи отражаются в каждой бусинке и наполняют помещение трепетными потоками разноцветных лучей.
За четверть века украинской власти монахи Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря отчаянно защищали каноническое православие и отбивали нападения меджлиса. В конфликтах с исламскими радикалами реально лилась кровь. И вот сейчас монастырское бисерное чудо едва не погибло в огне. Во время январского пожара пострадал ряд панно, размещенных вокруг храма Святой Анастасии. Огонь чудом не успел прорваться внутрь.
Вообще удивительно, как пожарные добрались к пылающему скиту через вечернюю темень по размокшей, труднопроходимой горной дороге. Огнеборцы фактически спасли обитель. Утешившись, что пожар не нанес значительного ущерба храмам и святыням, специальная комиссия Симферопольской и Крымской епархии предпочла не раздувать скандал.
Странные ощущения испытывают сегодняшние крымчане — причем как православные, так и мусульмане — слушая новости о том, мол, проживающие на Украине татары начали массово переезжать в Крым. «Крымско-татарская община Херсонщины делает выбор в пользу мирной жизни и начинает массовое переселение на полуостров, — радостно заявил депутат Госдумы Руслан Бальбек. — Эти люди просят российскую власть предоставить им вид на жительство для легального пребывания в Крыму, который они уже не хотят считать украинским…».
Надо бы радоваться новым репатриантам, только нередко недобрые глаза у возвращенцев и бороды не скрывают яростную судорогу челюстей. Многие фанатичные сторонники Всемирного халифата ушли из полуострова сразу после Крымской весны. Запад вопил об «огромном количестве крымских беженцев», а те в составе украинских карательных батальонов вдохновенно резали жителей Донбасса, грабили своих же земляков на блокпостах приграничной блокады. Теперь возвращаются обратно. Шлют на разведку своих жен, закутанных в платки-хиджабы.
По оперативным данным, с помощью российского закона о депортированных народах перебраться в Крым намерены минимум 10 тысяч активистов меджлиса и вроде бы раскаявшихся боевиков-«хизбов». Процесс явно ускорится после нынешнего решения Центрального районного суда Симферополя. 19 июня вынесен сверх лояльный приговор пятерым участникам массовых беспорядков перед парламентом Крыма.
Речь о трагических событиях 26 февраля 2014 года, когда толпы меджлисовцев при поддержке «Правого сектора» *** ворвались в здание Верховного Совета автономии, сорвали парламентское заседание, убили двух русских симферопольцев. И вот теперь «герои национального сопротивления» Мустафа Дегерменджи, Али Асанов, Эскендер Кантемиров, Арсен Юнусов и Эскендер Эмирвалиев получают «лишение свободы условно с испытательным сроком».
Оглашение приговора прошло в закрытом режиме, в судебном зале могли присутствовать лишь близкие родственники подсудимых. Зато на воле их встретили аплодисменты. Восток дело тонкое, но есть тут многовековые генетические аксиомы. Например, добрая власть считается слабой властью, о которую при любом удобном случае можно и нужно вытирать ноги.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
** Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03?116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» признана террористической организацией и запрещена в России.
*** 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
Новости Крыма: На въезде в Крым установят «ворота-лицо»