Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Федор Бирюков
Разбогатевших в 90-е годы прошлого века предпринимателей нужно подключать к реализации нацпроектов. С такой инициативой на пленарном заседании X Международного молодежного юридического форума на юридическом факультете СПбГУ выступил председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
По его словам, появление в 1990-х годах в России сверхбогатых людей — это «сложная проблема». Но сейчас, полагает Бастрыкин, главный вопрос не в том, как и почему это произошло. «Увеличилось число российских олигархов. На этом фоне правовыми методами надо подключать наш большой и средний бизнес к реализации национальных проектов. Такого закона я не видел, а я бы принял», — подчеркнул глава СКР.
Рассуждая о такого рода «правовой справедливости», Бастрыкин подчеркнул, что она могла бы «обеспечивать классовую гармонию» в стране.
Между тем, в профильных комитетах Госдумы сомневаются в законодательных перспективах данной инициативы.
Так, первый зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Гутенев в комментарии «Коммерсанту» увидел в инициативе главы СКР «понуждение бизнеса платить повторные налоги». Что никак не поможет деофшоризации капиталов.
Читайте также
Кремль припомнил губернаторам «пенсионные» и «мусорные» протесты
В Москве определились со списком глав, которых назначат «стрелочниками» за провальные реформы
По словам зампреда «Партии роста» Виктора Звагельского, такой подход может породить коррупционную составляющую. «Мы все-таки живем в рыночной экономике. И методы у нас должны быть рыночными, а не силовыми». По его словам, крупный бизнес уже участвует в нацпроектах. А прочих предпринимателей «нужно не принуждать, а заинтересовывать».
Напомним: указ о развитии страны до 2024 года, на основании которого правительство РФ разработало 13 национальных проектов в наиболее важных сферах жизни, президент России Владимир Путин подписал в мае 2018 года. По замыслу, реализация проектов должна позволить стране совершить резкий экономический рывок. Однако ряд экспертов сомневаются в этом, указывая на неудачный опыт реализации программы приоритетных национальных проектов России, принятой еще в 2005 году. Помогут ли тут деньги олигархов? И насколько реально стимулировать их вкладываться?
— Я не исключаю, что Бастрыкин просто озвучил некую собственную идею, чтобы показать себя широко мыслящим государственным человеком, — комментирует инициативу главы СКР главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. — По-простому говоря, «умняк погнал». В конце концов, Следком пока еще не является субъектом законодательной инициативы. А его руководителю, по примеру императорской России, пока еще не вверены задачи экономического регулирования.
Хотя проблема действительно пришла к нам из царской России. Когда в конце 19-го века, на волне бурного развития капитализма тоже в ходе приватизации государственной собственности, возникли первые русские олигархи. Тогда, правда, это были чуть иные отрасли промышленности. В частности — железные дороги.
Так Карл фон Мекк нажил гигантское состояние на приватизации Казанской железной дороги. Но его сын, Николай Карлович фон Мекк, был вынужден уже и строить жилье для рабочих железной дороги. В частности, знаменитое подмосковное Кратово начало свою историю с социального проекта фон Мекка — благоустроенного поселка для работников железной дороги. Правда, произошло это лишь после революции 1905 года, после массовых расстрелов рабочих именно этого участка в ходе карательной операции, подробно описанной еще Гиляровским.
В общем, тогда в Москве начали думать о социальных проектах слишком поздно. Да и благотворителя фон Мекка расстреляли потом при Советской власти. Хоть он и был против карательных мер в 1905-м году. Ну, а вопрос с олигархами и распределением их доходов тоже решился после революции 1917 года.
Наверно, Бастрыкин это себе неплохо представляет. И, как представитель правящего класса, беспокоится заранее.
«СП»: — Что значит «подключать к реализации»? Силой заставлять вкладываться? Вводить новые налоги?
— Я полагаю, сам Бастрыкин деталей еще не продумал. Просто предлагает «заставить делиться». Ну, а в силу специфики его службы, ключевым является слово «заставить». И, может быть, намекает, что неплохо бы поручить реализацию инициативы его ведомству. Стать, так сказать, «главным над олигархами в России».
Читайте также
Немцы толпами навсегда покидают Германию
Из-за потока беженцев из Азии и Африки почти миллион граждан этой страны сами ударились в бега
«СП»: — Насколько реализуема эта инициатива? Имеет ли шанс на принятие соответствующий закон?
— Сама по себе инициатива кого-либо раскулачить, конечно, реализуема. Особенно — в полицейском государстве, ярким представителем которого и является господин Бастрыкин. Однако реализация плана по раскулачиванию всегда имеет риск разрушения основных фондов в силу выведения из оборота сумм, необходимых самому производству для расширенного воспроизводства.
А вот как сделать, чтобы средства ушли из сверхроскошного потребления олигархов, но не затронули бы необходимых для роста производства финансов? Обычно, когда этим занимается сторонняя структура, ей на это глубоко наплевать. Главное — отобрать побольше.
Что до шансов на принятия закона: вот и увидим, что преобладает в нашем государстве? Власть крупного капитала или полицейская составляющая?
«СП»: —Кто мог бы попасть «под раздачу» в случае принятия инициативы Бастрыкина? А кто — получить финансовый иммунитет? И — как?
— Я думаю, до кого у Бастрыкина руки коротки, тот и получит иммунитет. Хотя ведь пока не только закона, но и самой законодательной инициативы нет.
«СП»: — По словам зампреда думского комитета по госстроительству Рафаэля Марданшина, крупный бизнес уже участвует в нацпроектах, а предпринимателей «нужно не принуждать, а заинтересовывать». Как их заинтересовать?
— Как заинтересовывать, если не прибылью? То есть, участие в нацпроектах должно быть для предпринимателей выгодным.
Бастрыкин предлагает ограничить сверхпотребление и вернуть эти деньги в экономику на расширенное воспроизводство. А Марданшин предлагает расширить круг лиц, материально заинтересованных в реализации бюджетных средств. Если подумать, и то, и другое ложится грузом на экономику, смещает баланс доходов и потребления.
Думаю, и либералы, и силовики для экономики в равной степени опасны.
«СП»: — Ряд экспертов сомневаются, что реализация нацпроектов позволит России совершить резкий экономический рывок. Позволит ли? Да и будут ли эти планы реализованы?
— Правильно сомневаются эксперты: нацпроекты мы пытаемся реализовать десятилетиями, а результаты где? Вот, допустим, нацпроект «Здоровье» привел к позитивным результатам? Нет пока. И многие граждане, не дождавшись обещанного властью счастья, померли уже. Ухудшили, можно сказать, статистику.
Так и с остальными. Давайте вспомним, что нацпроекты были таким серьезным PR-проектом по внедрению в России института «преемников». И свою изначальную задачу выполнили давным-давно. А других результатов всерьез, думаю, в Кремле и не планировали. Так что нечего спустя полтора десятилетия «натягивать сову на глобус».
— Согласно официальной «политической экономии» России сегодня в нашей стране олигархов нет, — напоминает член бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков. — Звучит это, конечно, иронично. И даже с изрядной долей сарказма. Тем не менее, заявление господина Бастрыкина на таком фоне выглядит весьма смелым.
Но дело не в личном бунтарстве главы Следственного комитета. Перед ним высшее руководство страны поставило определённые задачи в экономической сфере. А именно — принуждение богатейших людей России, неизбежно афиллированных с властью, к работе по подъёму отечественной экономики.
Аналогичные предложения звучат давно и часто — из уст президента, премьера, других высокопоставленных чиновников. Но массовой положительной реакции на эти призывы так и не последовало. Олигархические структуры по-прежнему нацелены на извлечение максимальной прибыли «на одно лицо». На эксплуатацию природных, финансовых и человеческих ресурсов ради личного и корпоративного блага.
Олигархи, очевидно, не стремятся работать с государством в формате общего дела. А денег на прорывные проекты нужно очень много.
Читайте также
Обещания Медведева: Страшно подумать, что было бы с премьером и его кабмином при Сталине
Вместо возвращения денег из офшоров власти будут искать «лишние» доходы у бедняков
«СП»: — Следственный комитет может выступить как инструмент такого вовлечения сверхкрупного бизнеса в реализацию прорывных нацпроектов?
— У СК есть возможности обеспечить выполнение подобных задач. И в плане законотворческой работы совместно с правительством и Федеральным собранием. И в плане «силового стимулирования» особо несговорчивых и жадных «денежных мешков».
При этом общественное мнение будет, конечно, на стороне власти, а не олигархов. Которые в народных массах вызывают раздражение и ненависть. Впрочем, вполне справедливо.
Так что государству вдвойне полезно такое подспорье — и в экономическом, и в социально-политическом плане. Фактически СК в данной ситуации становится «государственно-патриотической партией», задача которой — «раскулачивание» олигархов и национализация их финансово-организационных и производственных мощностей.
«СП»: — Стоит ли ждать соответствующий законопроект?
— Такой законопроект вполне может появиться. Причём — по инициативе правительства. И, разумеется, будет поддержан парламентом. Это будет как раз такая популистская инициатива, которой очень не хватает нынешней власти.
«СП»: — Нужны ли нам вообще эти нацпроекты? Есть ли у них перспектива?
— Нацпроекты — нормальная «дорожная карта» развития отраслей. Их скрупулезная реализация, безусловно, даст положительный эффект. Но проблема в том, что даже предыдущие нацпроекты не были выполнены на сто процентов. По различным причинам: нехватка денег, разгильдяйство и саботаж чиновников, воровство и коррупция на местах.