Польша ночью в понедельник закрыла границы для всех иностранцев из-за коронавируса, и на границе застряли фуры, следующие из Литвы — уже 50-километровая очередь.
Хотя пока в Польше не так страшно, как в Италии — коронавирус подтвержден лишь у 177 человек, но четверо из них скончались. Заразился главнокомандующий Вооруженными силами Польши, генерал Ярослав Мик. Он побывал на военном совещании в Германии. И вот новость — инфекцию подхватил даже член правительства — министр окружающей среды Польши Михал Вось. И это уже не привозной вирус, а «родной». «После того, как вчера был обнаружен коронавирус у сотрудника службы государственных лесов, с которым я контактировал, я был помещен в карантин и провел исследование. Тест дал положительный результат», — сообщил министр в в Twitter.
В результате все 15 министров польского правительства отправлены на карантин, ведь они общались с Михалом Восем. Кабмин парализован. В минздраве предполагают, что пик заражений коронавирусом в Польше произойдет через 2?3 недели.
С 15 марта в этой стране прекращено международное авиационное и железнодорожное сообщение, запрещены собрания численностью 50 и более человек, зарываются предприятия общественного питания, кинотеатры, казино, торговые центры, работают только продуктовые магазины и аптеки.
Читайте также
Москва доиграется: Почему детсады и школы не сажают на жесткий карантин?
Половинчатые меры мэрии грозят обернуться большой бедой
И вот премьер-министр Матеуш Моравецкий объявил о решении закрыть границы. «Нужно остановить доступ иностранцев, которые могут стать рассадником коронавируса в Польше», — сказал он. Под раздачу попали и литовские перевозчики. Их, правда, пропускают, но очень-очень медленно.
В Литве тоже объявлен карантин. На 17 марта в стране подтвержден 21 случай заражения. Закрыто все, кроме продуктовых магазинов и аптек, но грузовые перевозки не прекращены, иначе вообще остановится экономика. Правительство Литвы пытается уберечь ее от шока. В понедельник кабмин республики одобрил план поощрения экономики. «С такой угрозой мы столкнулись первый раз, поэтому и ответ должен быть историческим. Я прошу каждого ответственного политика, бизнесмена, гражданина, каждый банк реагировать и внести вклад», — сказал на заседании правительства министр финансов Вилюс Шапока.
Он сообщил, что лимит государственных заимствований составит пять миллиардов евро, а это почти 10% внутреннего валового продукта. Пояснил: на льготы смогут претендовать лишь те компании, которые не станут вынуждать работников уходить в неоплачиваемый отпуск или увольнять их.
Государство в течение трех месяцев обязалось помогать бизнесу сохранять рабочие места, покрывая часть трудового простоя или часть оплаты за простой работникам, которым должна быть обеспечена выплата не ниже минимальной месячной зарплаты. Правительство разрешило компаниям отложить уплату налогов или распределить налоги по договорному графику, без пени.
Тем не менее, по словам главы правления Банка Литвы Витаутаса Василяускаса, из-за последствий коронавируса экономика страны в этом году все равно сократится приблизительно на 1,2%. «Все же я бы считал это оптимистичным сценарием», — считает банкир и прогнозирует: сильнейший удар по экономике республики придется на второй квартал этого года.
Известный литовский экономист Жигимантас Маурицас предупреждает об опасности рецессии из-за пандемии коронавируса. Но при этом он заметил: «Если Литва не станет еще одним эпицентром эпидемии, и мы выкрутимся с небольшим числом случаев, то есть немалая вероятность вообще рецессии избежать. Литва не слишком зависима от международного туризма, сектор авиатранспорта тоже не слишком важен, кроме того, наша промышленность не очень сильно интегрирована в мировые цепочки поставок». Но вот грузоперевозки — один из важных элементов местной экономики, а для Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava наступили трудные времена.
Читайте также
COVID-19 встревожил даже Валаам
Гречка «сделала ноги», рис дорожает, масок как не было, так и нет
Вот новость полудня 17 марта от агентства BNS: очередь грузовых автомобилей на литовско-польской границе — на погранпереходе Калвария — с литовской стороны достигла почти 50 километров. Представитель Службы охраны госграницы Литвы Гедрюс Мишутис пояснил: «Причина — усиленный контроль польскими пограничниками. Мы проверяем быстро, и этот поток быстро рассосался бы. Но Польша пропускает очень небольшими темпами, проводится санитарный контроль, измерение температуры, таможенный контроль, проверка документов».
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис сообщил, что Вильнюс попросил Варшаву открыть еще один пункт проверки, а также предложил впускать хотя бы грузовики, зарегистрированные в Польше. «Международная проблема — 54% фур — с польскими номерами, этот вопрос будет рассматриваться на проходящем в режиме видеоконференции заседании Совета руководителей Европы, этот вопрос будет подниматься», — обещает Сквернялис.
Но пока все по-прежнему. По его словам, каждого водителя поляки подвергают медицинской проверке, и убедительного объяснения со стороны Польши такому поведению нет.
«Идут переговоры — мы это делаем четвертые сутки, ведем переговоры с поляками по всем фронтам и по всем вопросам», — рассказывает Сквернялис. Поляки, видимо, решили таким образом держать государство в изоляции, полагает литовский премьер.
«Если на польской границе будет такая пропускная способность, как сейчас, это будет трагедия», — сказал литовский премьер.
И вот новость последнего часа. Польша все-таки пообещала открыть еще один погранпункт — в Лаздияй-Огородники…
Коронавирус: Москва доиграется: Почему детсады и школы не сажают на жесткий карантин?
Новости внутренней политики: Дмитрий Киселев: коронавирус — шанс для нашей оппозиции