
Материал комментируют:

Ева Меркачёва

Сергей Гончаров
В «кавказском узле» наметилась развязка.
В воскресенье вечером директор «Sputnik Азербайджан» Игорь Картавых, освобожденный в Баку из-под ареста, прилетел в Москву. Это произошло после саммита в Душанбе, во время которого президенты России и Азербайджана провели двустороннюю встречу.
После встречи с Ильхамом Алиевым Владимир Путин заявил, что между Россией и Азербайджаном не было кризиса межгосударственных отношений, это был «кризис эмоций». Журналиста Игоря Картавых сначала перевели под домашний арест в Баку, а затем он улетел в Россию.
Решение освободить Игоря Картавых из-под ареста было принято еще перед встречей Путина и Алиева в Душанбе. Для этого помощник российского президента Юрий Ушаков провел переговоры с азербайджанским коллегой Хикметом Гаджиевым. В России взамен освободили бывшего директора московского Театра сатиры Мамедали Агаева, которого обвинили в коррупции.
«В азербайджанских тюрьмах остаются еще несколько россиян, но об их судьбе я сказать, к сожалению, ничего не могу», — сообщил «СП» председатель Союза журналистов Владимир Соловьев.
Напомним, что 1 июля после операции в редакции «Sputnik Азербайджан» МВД Азербайджана возбудило дело о мошенничестве, незаконном предпринимательстве и легализации имущества, приобретенного преступным путем. Решением суда журналисты Игорь Картавых и Евгений Белоусов в тот же день были заключены под стражу на четыре месяца.
МИД России тогда вызвал посла Азербайджана Рахмана Мустафаева «в связи с недружественными действиями Баку и незаконным задержанием журналистов». Дипломату вручили вербальную ноту с требованием немедленно освободить российских журналистов. Однако вопрос был решен только после вмешательства президента России.
На сегодня под стражей в Азербайджане остаются еще несколько россиян. Какова их судьба, в каких условиях они содержатся и какие перспективы их освобождения? С такими вопросами «СП» обратилась к члену СПЧ при президенте, правозащитнику Еве Меркачевой.
— В азербайджанских тюрьмах остаются еще от 5-и до 9-и человек. Нам известно, что это не релоканты. Среди заключенных есть, например, врач, который временно уехал на работу в Азербайджан. К нему допускают раз в неделю его маму, она может передавать ему лекарства, продукты, одежду, что-то из самого необходимого. Условия содержания тяжелые, но мама заключенного попросила это не разглашать: она боится, что станет еще хуже.
«СП»: Задержанным предъявляли самые разные обвинения. МВД Азербайджана возбудило дело о мошенничестве, незаконном предпринимательстве и легализации имущества, приобретенного преступным путем… Неужели наши граждане совершали какие-то противозаконные действия в Азербайджане? Следствие предъявило какие-то доказательства?
— В СПЧ об этом ничего пока не известно. Могу только предоставить информацию, которой мы располагаем о задержанных в Азербайджане. Например, Антон Драчёв приехал в Азербайджан 29 июня, а 1 июля был задержан. Какие противоправные действия он мог совершить за 1 день — непонятно. Антон — айтишник, имеет образование специалиста по финансам. Другой задержанный, Илья Безуглый, которого местные власти обвиняют в наркоторговле, — врач. Он приехал в Азербайджан впервые, со своей девушкой, как турист. Среди задержанных — студент факультета психологии МГУ Алексей Васильченко. Другой задержанный, Дмитрий Федоров, — фрилансер, ММС-специалист, он работал в Баку — выбрал этот город просто потому, что там ему нравится жить.
Всем этим людям предъявлены обвинения, в частности, в киберпреступлениях, мошенничестве, контрабанде наркотиков. Но мы верим, что следствие будет непредвзятым и разберется, — подытожила правозащитница.
Все происходящее с нашими гражданами в Азербайджане и внезапное вызволение из кавказского плена российских журналистов после встречи президентов Путина и Алиева отдаленно напоминает обмен заключенными между Россией и США 1 августа 2024 года: его участниками стали 26 человек. В Россию вернулись 8 заключенных и двое детей, члены семьи обменянных российских агентов Дульцевых. США договорились об освобождении из России 16 человек, в том числе пяти граждан Германии и семи россиян. В этом обмене участвовали Германия, Белоруссия, Норвегия, Польша и Словения.
Произойдет ли обмен наших заключенных, которые остаются в азербайджанских тюрьмах, по тому же сценарию? С таким вопросом «СП» обратилась к члену Общественной палаты РФ, президенту Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергею Гончарову.
— Наши граждане были задержаны в Азербайджане по надуманным предлогам, это уже совершенно ясно. Но наш президент — тонкий и тактичный человек, он предложил сделать шаг к нормализации отношений и пойти навстречу Азербайджану в его просьбах и пожеланиях.
Одновременно мы прекрасно знаем, что за азербайджанской диаспорой в России водятся «грехи», и некоторые ее представители, в том числе имеющие российские паспорта, задержаны за реальный криминал. Но когда на кону жизнь гражданина России, очевидно, можно идти на многие уступки.
«СП»: Каковы ваши прогнозы в связи с судьбой остальных россиян, которых продолжают удерживать в азербайджанских тюрьмах?
— Думаю, здесь тоже не обойдется без личного вмешательства президента России. Последние события показали, что он твердо придерживается принципа: «Своих не бросаем».




