Россия отказалась помогать Южной Корее в задержании предполагаемых убийц брата главы КНДР Ким Чен Нама. Об этом сообщила южнокорейская газета «Чунан Ильбо» со ссылкой на источник в дипломатических кругах. На фоне всплеска русофобии на Западе это может привести к дополнительным обвинениям в адрес Москвы. На этот раз в потворстве «государственному терроризму».
По информации издания, двое из четверых подозреваемых летели в Пьхеньян через Москву и Владивосток. Спецслужбы Южной Кореи просили российскую сторону экстренно выяснить их местонахождение, однако у России не было оснований выполнять эту просьбу. Источник объяснил равнодушие Москвы недостаточностью доказательств вины подозреваемых на начальной стадии расследования.
Отметим, что двое других подозреваемых улетели в Пхеньян через Джакарту и Дубай. При этом, об аналогичных просьбах к властям Индонезии и ОАЭ ничего не сообщается. Сейчас вся четверка уже на родине. По мнению южнокорейской разведки, убийство Ким Чен Нама было подготовлено министерством государственной безопасности и МИД КНДР, что позволяет считать его актом «государственного терроризма».
Выступая накануне перед членами комитета по разведке парламента Южной Кореи, директор Национальной разведывательной службы (НРС) Ли Бен Хо, подтвердил, что убитый является сводным братом корейского лидера, сославшись на неназванные доказательства. Притом, что Пхеньян по-прежнему не признает этого факта, а паспорт убитого был выписан на имя северокорейского гражданина Кима Чхоля.
По словам Ли Бен Хо, в операции по устранению Ким Чен Нама принимали участие две группы «ликвидаторов» по два человека. Независимо друг от друга они завербовали 29-летнюю вьетнамку и 25-летнюю индонезийку, которые встретились в день убийства. Еще четверо входили в группу обеспечения. Помимо сотрудников МГБ и МИД в число организаторов входили люди из торгпредства и авиакомпания Air Koryo. После атаки на Ким Чен Нама они тут же покинули место происшествия.
Девушкам-исполнителям повезло меньше. Обе они задержаны и находятся под стражей. По данным следствия, они нанесли на лицо жертве нечто, напоминающее косметическое масло. Одна из них утверждала на допросе, что ее наняли для участия в реалити-шоу за 90 долларов. Тем не менее, Ким Чен Нам скончался по дороге в больницу. Вскрытие показало применение боевого отравляющего вещества — нервно-паралитического газа VX.
Ожидается, что в среду девушкам будет предъявлено обвинение, согласно которому девушкам грозит смертная казнь. Также в Малайзию уже прибыла делегация КНДР в надежде забрать тело и добиться освобождения задержанного в рамках расследования гражданина Северной Кореи.
Тем временем проявились дипломатические последствия инцидента. Еще до объявления предварительных итогов расследования — 24 февраля парламент Южной Кореи призвал США внести КНДР в список террористических государств. Соответствующее обращение глава комитета по обороне Ким Ен Ву направил своему американскому коллеге сенатору Джону Маккейну. Кроме того, вопрос о возможной причастности КНДР к смерти Ким Чен Нама глава МИД Республики Корея Юн Бенсе намерен поднять на конференции ООН по разоружению в Женеве 28 февраля.
Кореевед, сотрудник центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов обращает внимание на многочисленные нестыковки в истории убийства в аэропорту Куала-Лумпура.
— Надо еще посмотреть, кого убили. Тело не идентифицировано родственниками и не идентифицировано по ДНК. Поэтому, несмотря на жесткие взаимные «терки» между малазийской полицией и северокорейским посольством, пока правильно говорить о человеке с документами Ким Чхоля. Может это вообще человек, «похожий на генерального прокурора».
Второе, много вопросов по самому убийству. Сам покойный, если верить прессе с одной стороны, когда подошел к сотрудникам аэропорта, сказал, что ему брызнули чем-то в глаза. На видео, которое ходит по сети, видно, что ему набрасывают на голову то ли платок, то ли мешок. Малайская полиция утверждала, что подозреваемые женщины никакого платка не набрасывали, а провели ему по лицу руками, смазанными ядом.
Учитывая, что VX — это одно из самых серьезных боевых отравляющих веществ, возникает вопрос, почему эти девушки до сих пор живы и почему в аэропорту никто не пострадал. Объяснение, что они «быстро помыли руки» звучит неубедительно. Если они знали на что шли и принимали антидоты, то тогда разрушается озвученная ими версия о розыгрыше.
«СП»: — Проясните, кто такой Ким Чен Нам на самом деле?
— Если отмести многочисленные слухи, то он действительно незаконнорожденный сын Ким Чен Ира. Потому что он и Сон Хе Рим никогда не оформляли свой брак. И именно потому, что он сын «наложницы», разговоры о том, что он имел больше династических прав, чем нынешний северокорейский руководитель, «идут лесом».
С 2001 года, после неудачной попытки съездить в Японию, он в основном жил вне Северной Кореи и был известен как плэйбой, который тусовался в Макао, так как там много игорных домов. Ким Чен Нам, хотя и выступал с критикой Пхеньяна, жестким его противником не был.
Тем не менее, кого только из него не делали. И главного северокорейского диссидента, который ничего не говорит, потому что боится. Делали человека, на которого ставит Китай. Хотя не понятно, что в таком случае он делал в зале для лоукостеров и без охраны. Пекин такого бы не допустил. Также из него делали некого «черного бухгалтера», который знает, где хранится северокорейское «золото партии». Мол, у «кровавого режима» обязательно должно быть золото.
«СП»: — Так кто же все-таки убил Ким Чен Нама?
В нынешней ситуации ясно одно — убийца уже назначен. Малайцы пишут, что предполагают причастность КНДР. Южные корейцы переписывают уже утвердительной форме. Мол, Малайзия установила причастность Пхеньяна. Если смотреть южнокорейские новости, хочется процитировать Порфирия Петровича (следователь в романе Достоевского «Преступление и наказание», уличивший Раскольникова в убийстве — авт.): вы и убили. Потому что многие детали преступления могут знать только организаторы или исполнители преступления. Следует знать, что по своей любви к «фэйкам» в отношении соседей на Севере южнокорейская служба разведки перекрывает даже СБУ.
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким видит в обвинениях Пхеньяна и России далеко идущую политическую цель.
— Как только это убийство случилось, через два-три дня, я сразу сказал, что все это закончится тем, что Южная Корея потребует вернуть Северную Корею в число стран-спонсоров терроризма. Так и оказалось! С самого начала было очевидно, что это будет использовано Сеулом. Поскольку сейчас все крупные страны объединяются против терроризма, это позволит настроить их, в том числе Россию и США, против Северной Кореи.
Но в реальности, как видим, оказалось еще интереснее. Заявление разведки о том, что Россия не оказала ей содействие, это же попытка выставить нас, как страну, которое поддерживает террористическое государство.
А еще обращает на себя внимание, что просьба исходила из Южной Кореи. Но ведь расследование проводит Малайзия! На каком основании сюда влез Сеул? Кстати, первую информацию об убитом дали тоже южнокорейские СМИ. Они назвали его братом Ким Чен Ына. Хотя у него паспорт был на другое имя. Откуда они знали?
Кроме того, никаких следов отравляющего вещества сразу не нашли. А стали искать через две недели. Все это время десяткам тысячам людей позволялось проходить через этот терминал. Очень странно все это.
Видно, что существует поэтапно реализуемая линия. Публику постепенно подводят к нужному выводу. Сначала говорили, что иглами укололи, отравили, кивали на северокорейцев. Потом, арестованными оказались въетнамка и индонезийка. Затем все-таки нашли одного северокорейца. Постепенно подводят к нужной им версии. Это как со сбитым на Украине «Боингом».