Материал комментируют:
Дмитрий Ефремов
В Чечне осудили участников покушения на Рамзана Кадырова — они получили по 6,5 лет колонии. Предполагаемым заказчиком покушения следствие считает бизнесмена Ису Ямадаева — представителя рода, который некогда соперничал с Кадыровыми по влиятельности в Чечне. А поводом называют кровную месть…
Тень батальона «Восток»
Судья Гудермесского городского суда Эльман Адильсултанов вынес приговор трем предполагаемым участникам покушения на Рамзана Кадырова. На скамье подсудимых были Азиз Альвиев, Беслан Закараев и Шамхан Магомадов, все они получили по 6,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Такой мягкий приговор объясняется тем, что все трое подсудимых полностью признали свою вину, раскаялись и ходатайствовали о рассмотрении дела в особом (упрощенном) порядке.
Следствие считает их связанными с семьей Ямадаевых из Гудермесского района, которая некогда могла в Чечне поспорить по влиятельности с Кадыровыми (обе фамилии являются выходцами из тейпа Беной).
В 2008 году старший среди шести братьев, Руслан Ямадаев, глава чеченского республиканского исполкома «Единой России», был убит в центре Москвы. Трое исполнителей и организаторов убийства осуждены, однако заказчик так и не был назван.
Вскоре после убийства Руслана Ямадаева был расформирован батальон «Восток» Минобороны, которым командовал его брат Сулим Ямадаев — сам он был убит в Дубае в марте 2009 года.
По обвинению в организации убийства властями Объединенных Арабских Эмиратов был объявлен в международный розыск депутат Государственной Думы Адам Делимханов — двоюродный брат Рамзана Кадырова. Однако затем ордер на его арест был отменен…
В настоящее время в живых остались три брата, двое из которых, Иса и Аслан Ямадаевы, занимались бизнесом в Гудермесе: они были учредителями ООО «Строительные технологии», которое в 2008 году было ликвидировано. Следствие считает именно бизнесмена Ису Ямадаева организатором предполагаемого покушения (Азиз Альвиев был его личным охранником, а Беслан Закараев служил в батальоне «Восток»): он заочно арестован и объявлен в международный розыск по линии МВД.
Стоит искать «украинский» след?
Рамзан Кадыров — пожалуй, единственный российский политик, которого многократно пытались убить. И пытаются до сих пор. Вот лишь несколько подобных фактов, ставших достоянием широкой общественности.
В мае 2007 года, в День Победы, спустя всего три месяца после того, как Кадыров был назначен врио президента Чеченской Республики, его кортеж попытались взорвать в Москве у станции метро «Профсоюзная». По делу о неудавшемся покушении Мосгорсуд в апреле 2009 года приговорил выпускника Московского банковского института Лорса Хамиева к восьми годам колонии строгого режима.
Другой фигурант дела, Умар Батукаев (студент Академии экономики), был оправдан коллегией присяжных по обвинению в покушении, но отправился за решетку на пять лет за использование поддельных документов. Третий фигурант, Руслан Мусаев (однокурсник Хамиева), был оправдан присяжными полностью.
Еще одним участником покушения был Адам Осмаев, выпускник престижной британской школы-интерната. Вскоре после задержания ФСБ его неожиданно отпустили из СИЗО — и он мгновенно сбежал из России. Сначала в Великобританию, а затем перебрался на Украину, откуда его экстрадиции безуспешно добивалась российская Генпрокуратура.
Осмаев участвовал в гражданской войне на Донбассе в составе чеченского добровольческого батальона имени Джохара Дудаева. В июне в Киеве неизвестный пытался застрелить Осмаева. Разумеется, тут же в украинских и западных изданиях появилась информация, будто заказчиком покушения на Адама Осмаева, одного из своих самых главных врагов, был именно чеченский лидер.
«Имарат Кавказ» * взрывает президента
Следующее покушение чеченский лидер пережил в октябре 2009 года. Когда он вместе со своим двоюродным братом, депутатом Госдумы Адамом Делимхановым осматривал место строительства мемориального комплекса в Грозном, Кадырова попытался подорвать террорист-смертник. Боевика застрелил снайпер: как позже сообщило МВД Чечни, организатором теракта был самопровозглашенный эмир Урус-Мартана Бислан Баштаев по прозвищу Абу-Бакар.
В феврале 2015 года было предотвращено еще одно покушение: боевики заложили бомбу на строительной площадке Грозненского моря, где глава республики должен был побывать с инспекцией. Организатором преступления МВД Чечни называло Аслана Бютукаева (амир Хамзат) — это один из наиболее крупных полевых командиров «Имарата Кавказ». Бютукаева также обвиняют в организации многих других терактов в разных регионах Северного Кавказа, место нахождения боевика неизвестно.
В ноябре 2015 года в ходе спецоперации в Аргуне была задержана большая группа молодых людей, которые предположительно готовили покушение на Кадырова. Сам он приехал в город и провел с задержанными пятичасовую беседу, после чего их отпустили, не предъявив обвинений.
О том, что в прошлом году на Кадырова также готовилось покушение, подробно рассказала в своем расследовании журналистка «Новой газеты» Елена Милашина. По ее информации, заговорщики намеревались убить чеченского лидера в высокогорном селении Беной (Ножай-Юртовский район), прямо в его официальной резиденции. Во время обысков у участников преступной группы изъяли не только взрывчатку, но и стрелковое оружие.
Детали покушения до сих пор следствием не разглашаются. Известно лишь, что оно могло быть организовано по мотиву кровной мести Исой Ямадаевым за двух своих убитых братьев — Сулима и Руслана.
Вскоре после того, как это громкое преступление было раскрыто, в Чечне лишились должностей несколько крупных фигур: в частности, начальник отдела МВД по Ножай-Юртовскому району Нажуд Гучигов (бессменно занимал это место с января 2008 года), а также вице-премьер правительства Чечни, троюродный брат главы республики Ислам Кадыров.
Вопрос теперь в другом: что Кадырову нужно сделать, чтобы таких покушений не было впредь? Ну ведь это противоестественно — каждодневно гулять в окружении автоматчиков, под «присмотром» снайперов, и при этом продолжать бояться за свою жизнь.
Дмитрий Ефремов, председатель общественной организации «Будущее Кавказа», политический обозреватель, много лет работавший в Чечне:— Много ли покушений на главу региона или мало — на мой взгляд сама постановка вопроса не верна. Мы, в силу сложившихся обывательских представлений, определяем экстремальные формы политической борьбы, к которым относятся и физическое устранение оппонентов, как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, вся история двадцатого столетия говорит нам о том, что заговоры и покушения — удачные или менее удачные — дело вполне обычное не только для российско-советской и снова российской политической жизни, но и общемировой практики. В начале был заговор. Поэтому шесть или более покушений на главу региона, вступающего не только в острые хозяйственные споры за бюджет, но и позиционирующего себя как внешнеполитического игрока — это нормально.
Мы должны здесь понимать другое — Кадыров эту практику как раз пытается преодолеть и сделать исключительной. А сделать это можно двумя способами: первое, вывести заговорщиков в легальный политический процесс, второе — заблокировать любые попытки создания заговоров. На мой взгляд, оба процесса Рамзану Кадырову вполне удаются.
Известно, что большинство оппонентов российской власти периода Ичкерии сейчас занимают посты в государственных и силовых структурах республики и это первая составляющая такой адаптационной работы. Второй момент связан с устранением ячеек и групп, внутри которых в силу обстоятельств могут складываться предпосылки для нетрадиционных видов коллективной ответственности. Для меня истории с появлением про-даишевских надписей на заборах, поджоги зиятов, а также вероятное устранение сети гомосексуалистов, обозначенное некоторыми авторами как «тюрьмы для геев» — вещи одного порядка.
Что касается тех же Ямадаевых — то вопрос с ними не должен рассматриваться однобоко, исходя только из их оппозиции нынешнему главе. Известно, что хозяйственно-политическая практика Ямадаевых в середине двухтысячных была соответствующей моменту и у них существует огромное количество кровников по всему Кавказу, а не только среди нынешней политической элиты Чечни. А то, что люди, готовившие покушение на Кадырова, сейчас проходят через суд говорит в пользу главы Чечни.
Кавказские горы, встающие над российскими равнинами, уже сами являются указанием на инаковость ландшафта, в том числе и политического. Но эта инаковость не консервативная, а консервативно-революционная, и я думаю что феномен политического лидерства Кадырова — это наброски из будущего, которое разумеется кому-то может казаться тревожным.
* «Имарат Кавказ» решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 года признан террористической организацией, его деятельность на территории Российской Федерации запрещена.