26 августа 2023 года в столице Кузбаcса — Кемерово произошел мощный пожар на складе пиротехники. Взрывы и хлопки раздавались несколько часов. Сгорело 750 кв. м. складских помещений, хотя на место оперативно выехало более 30 человек пожарных, 11 единиц спецтехники. Казалось бы, уже рядовое событие — сколько подобных ЧП было минувшим летом по стране, включая Москву и Подмосковье. Но речь не только об этом или гибели людей. В условиях проведения Россией СВО на Украине данный вопрос приобретает особое значение, переходит в ранг государственной безопасности. И вот почему.
Уроки Перми
Со времени свободного распространения пиротехники в стране (с середины 1995 года) произошло немало происшествий, связанных с применением пиротехнических изделий различного назначения. География таких происшествий с пожарами и взрывами, человеческими жертвами и материальными потерями охватывает практически всю страну.
Не вдаваясь в подробности, остановимся на общей негативной ситуации с распространением пиротехнических изделий бытового и профессионального назначения, которая продолжает не только сохраняться, но ещё более усугубляется.
В марте 2001 года Правительством РФ было утверждено Положение о лицензировании деятельности по распространению пиротехнических изделий, которое предусматривало порядок и условия проведения подобной процедуры, регламентировало распространение пиротехнической продукции технического и специального назначения (профессиональная пиротехника 4-го класса опасности, т.е. не предназначенная для продажи населению).
Оформление подобных документов оказалось не из простых, потому что необходимо было получить одобрение в лицензионно-разрешительной службе МВД и государственном пожарном надзоре.
В розничной продаже соблюсти имевшиеся на тот период требования было намного проще: лицензирования такой деятельности не требовалось, достаточно было выполнить ряд противопожарных условий. И все же соблюдался более жесткий контроль по всей цепочке распространения пиротехники различных классов опасности: мест хранения, источников получения, торговых точек, да и самого персонала организаций, занимающихся такой деятельностью. Но уже в июне 2002 года появляется другое положение о лицензировании по ПП № 467, в котором роль государственных надзирающих и контролирующих органов вообще была никак не определена — они там даже не упомянуты — ни МВД, ни МЧС. К чему это привело?
К 2009 году мы получили узаконенную потерю контроля над оборотом пиротехники. Это стало главной объективной причиной всех происшествий, связанных с пиротехникой — как до, так и после «Хромой лошади». Почему мы здесь вспоминаем об этом? Потому что пожар в клубе «Хромая лошадь» — крупнейший по числу жертв в России, произошедший 5 декабря 2009 года в Перми. Получается, этот урок мы так и не выучили?
В сентябре 2012 года Постановлением Правительства РФ № 925 было утверждено очередное Положение о лицензировании распространения пиротехнических изделий профессионального и технического назначения (4-й и 5-й класс опасности), которое включало все сферы деятельности в этой области. Однако лицензирование производства пиротехнических изделий 1−3-го классов опасности, т.е. продукции, разрешённой к свободной продаже населению, им не была предусмотрена. А ведь это самая обширная группа пиротехники гражданского назначения: батареи салютов, римские свечи, фонтаны, бенгальские свечи, хлопушки. В их производстве, как и изделий 4−5-го классов опасности, используется дымный порох (относящийся к группе взрывчатых веществ), те же химически- и пожароопасные материалы.
Результат не заставил себя долго ждать: 19 октября 2018 года вскоре после окончания рабочей смены произошёл мощный взрыв на заводе бытовой пиротехники «Авангард» (г. Гатчина, Ленинградская область). Погибли пять человек, семеро получили ранения. Площадь разрушений составила свыше 1000 кв. метров. Так что же не так в нашем государстве с пиротехникой?
Во-первых, в Положении о лицензировании роль государственных специализированных надзирающих и контролирующих органов продолжила оставаться неопределенной. В настоящее время это территориально-региональные подразделения организации лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, как, впрочем, МВД и МЧС. Такая же ситуация сохраняется в последнем Положении о лицензировании (ПП № 2416 от 23.12.2021 г.). Справедливости ради отметим, что последним Положением о лицензировании предусмотрен лицензионный контроль, который должен осуществлять соответствующий департамент Минпромторга. Но если бы это что-то решало…
Во-вторых, сегодня по-прежнему отсутствуют единый свод правил работы с пиротехническими материалами технического (профессионального) назначения. Это, полагаем, не менее важная и объективная причина несчастных случаев с пиротехникой, которые уже имели место, и которые могут еще произойти.
В-третьих, это слабый уровень базовых знаний о пиротехнике и пиротехнических составах персонала и руководителей фейерверочных показов, а также отсутствие лицензионных требований к образованию последних. Маловероятно, что за неделю обучения можно подготовить опытного пиротехника, обладающего достаточными знаниями, чтобы обеспечить безопасность для себя и окружающих.
Как обуздать огненного джинна
В организации розничной торговли пиротехнической продукцией бытового назначения до сих пор нерешённым вопросом является возврат купленного товара. В Правилах продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства № 55 от 19.01.1998 г. с последними изменениями) отсутствует определение «пиротехнической продукции» как товара, не подлежащего возврату.
Смотрите также
Африканские языки, обращение с Калашниковым, управление БПЛА, трудовое воспитание, QR-код: Что новый учебный год приготовил школьникам
Трогательные, смешные, озорные. День знаний в школе. Фото
Что в итоге имеем? В реальности — любое лицо может заняться розничной торговлей и интернет-торговлей без каких-либо существенных обязательных условий. Неслучайно в последние годы активизировалась интернет-торговля через маркетплейсы, которая больше похожа на пиротехническую вакханалию. Только за период с 1 ноября по 31 декабря 2022 года через торговые онлайн-площадки прошло около 543 220 посылок на общую сумму 620,22 млн. рублей. Из них доля брака, возвращённого продавцам, составила 55 850 посылок.
Несмотря на то, что официально маркетплейсы не признают себя участниками оборота пиротехнической продукции, практически они ими являются: предоставляют онлайн-витрины, своим транспортом или с помощью своих партнёров доставляют товар в пункты выдачи заказов под своими вывесками, оказывают услуги складского хранения, подготовку товаров к продаже и передачу их покупателю. Таким образом по всей торговой цепочке прохождения товара формируется ложное мнение о его безопасности.
При откровенном игнорировании требований «Правил противопожарного режима в РФ» пришествие «Хромой лошади — 2» не за горами. Не говоря уже о том, что такие пожары и взрывы сегодня можно легко списать на СВО, различных диверсантов.
Тревожным фактом является и упрощение таможенной процедуры импорта бытовой пиротехники (преимущественно из Китая).
До 2020 года для получения лицензии ФСТЭК РФ (Федеральная служба таможенно-экспортного контроля) было необходимо предоставить комплект документов, который кроме контракта включал в себя полный комплект технической документации по планируемым к ввозу изделиям: конструкционное решение, рецептуры используемых составов, сборочный чертеж, массово-габаритные показатели, заключение производителя по гарантийным срокам годности изделия.
А ФСТЭК РФ для проведения технической экспертизы и подготовки Заключения о целесообразности ввоза привлекал один из Департаментов Минпромторга (МПТ РФ), который вместе с сотрудниками специализированной научно-исследовательской организации анализировал представленную документацию на предмет безопасности и экологичности. Так, например, резко ограничивались ввозы в страну бенгальских свечей, хлопушек, фонтанов настольных… Запрещались к ввозу изделия с вредными и потенциально взрывоопасными компонентами: мышьяк, свинец, бертолетова соль, пикриты и т. д. Введен запрет на ввоз пиротехники юрлицами, если это юрлицо не имело лицензии МПТ РФ.
Но, начиная с 2020 года, повторим, ФСТЭК перестал отправлять материалы в МПТ РФ на техническую экспертизу и разрешил ввоз пиротехники индивидуальным предпринимателям и самозанятым.
Что же необходимо сделать, чтобы количество происшествий по вине «человеческого фактора» свести до минимума, не допустить их дальнейший угрожающий рост?
По сути, тут могут быть воплощены в жизнь два варианта. Первый — это полный запрет на обращение в стране пиротехники бытового назначения. Как в Австралии, но с российской спецификой и последствиями.
Второй вариант — возврат к условиям, которые были в начале двухтысячных годов, но с некоторыми дополнениями. В начале 2000-х, образно говоря, на волю был выпущен огненный джинн, и от того, как мы построим с ним отношения, зависят не только здоровье и жизни наших граждан, но также противопожарная и государственная безопасность Российской Федерации.