В нашей стране выиграть на любых Зимних Играх хоккейный турнир, даже если всё остальное уже проиграно, — значит фактически выиграть Олимпиаду. Есть такое негласное олимпийское правило в России. Оно как нельзя более актуально в нынешней ситуации, когда сильно усеченная Международным олимпийским комитетом команда «атлетов из России», в основном, проигрывает.
Два этих обстоятельства — и «усеченность», и «медальная скудость» — оказались нашим хоккеистам на руку. Точнее — на клюшку, сильно их раззадорив. Вяло стартовав в Пхёнчхане (поражение в групповом турнире от словаков — 2:3), они затем сумели выиграть у словенцев, американцев и норвежцев. Не самых сильных, впрочем, соперников. Сильный и принципиальный нас ждал в пятницу — сборная Чехии.
Та прошла предварительный турнир очень уверенно. Считалась безусловным фаворитом в полуфинале Игр-2018 против россиян. Многие наши «западные партнеры» загодя прочили ей победу. Да и в своей стране нашлось немало «оптимистов», посчитавших, что матчем с норвежцами «потенциал команды Знарка исчерпан». Мол, просто везло до сих пор с соперником. А вот чехи — те покажут!..
В числе тех, кто надеялся, но не был уверен в победе наших, была и корреспондент «СП». Боялась даже смотреть игру, чтобы не расстраиваться. Убедил «не бояться» участник Игр-2006 в Турине в составе сборной России, чемпион мира 2008 года Максим Сушинский. Дозвонилась я ему накануне матча с чехами в … два часа ночи! То есть, в Москве было в тот момент только восемь вечера, поэтому смело стала набирать номер Максима. Оказалось — он в Корее. Приехал ближе к концу Олимпиады специально, чтобы воочию посмотреть олимпийский хоккей.
— Настроение у меня хорошее, верю в нашу победу на Играх, — поняв, кто и зачем звонит столь поздно, ответил Максим. — Насколько я успел понять, такое настроение и в нашей хоккейной команде. Ребята по-спортивному злые. Так что всё будет нормально!
«Нормально» в матче с чехами началось со второго периода. До этого обе сборные, в основном, осторожничали, видимо, выжидая друг от друга ошибок. В какой-то момент подумалось: с такой «установкой» дело может кончиться плохо.
Первыми «взорвались», по счастью, наши. В верхний дальний угол через плотную стену защитников, закрывавших своего вратаря, точно пробил, Никита Гусев. Вскоре красавец-гол занес чехам Владислав Гавриков, переживающий на нынешних Играх «вторую хоккейную молодость». После двух периодов — 2:0 в пользу России.
— По той игре, которую сборные показывали в первом периоде, я бы сказал, что шансы на успех у них примерно равны, — согласился прокомментировать для «СП» «ледовую обстановку» Константин Горовиков, двукратный чемпион мира. — Вообще, в полуфиналах таких турниров, как Олимпиада, слабых соперников не бывает. Все решает обычно организованность и дисциплина. То есть, выполнение игроками установок тренера.
«СП»: — При этом установки должны быть, скажем так, адекватными. Вспоминаются Игры в Сочи-2014, когда, имея сильнейший за последнее к тому времени десятилетие состав, тренеры умудрились так использовать его, что все звенья «полетели», каждый игрок, выходя на лед, был, в сущности, сам по себе…
— В Пхёнчхане, по счастью, этого нет.
«СП»: — А стартовое поражение от словаков?
— И мысль, и дисциплина в той игре присутствовали. Сказалась тогда, скорей всего, усталость от предолимпийских нагрузок, «наложенная» на акклиматизацию".
«СП»: — Сейчас, в матче со сборной Чехии, в чем преимущество россиян?
— Наше преимущество в игровой дисциплине. И в том, что первыми перестали осторожничать, заиграли в свой хоккей — скоростной, комбинационный. Плюс — мастерство голкипера Кошечкина.
Василий Кошечкин стал, безусловно, главным героем матча. Он отразил 31 бросок, как минимум половина из которых были «стопроцентными». Отстоял на «ноль». Не случайно сразу после финальной сирены все до единого наши игроки помчались к нему — обнимать, благодарить!
Команда Олега Знарка, оставшегося верным себе и своей тактике, вопреки многочисленным советам «как улучшить, кого заменить», одержала в полуфинале безусловную победу — 3:0. Третья шайба влетела в пустые ворота соперника от клюшки Ильи Ковальчука (вратарь был заменен на шестого полевого игрока) на последних минутах матча.
Подобного успеха (будем надеяться — промежуточного) хоккеисты России не добивались — страшно сказать — с 1998 года. Тогда, на Играх в Нагано, сборную РФ возглавлял один из лучших специалистов мирового хоккея — Владимир Юрзинов. В финале его команда встречалась с чехами. Очень близка была к победе, но уже на исходе поединка пропустила одну шайбу…
— Я и сейчас переживаю за тот проигранный мной финал, — признался вашему корреспонденту Владимир Владимирович. Он много лет работает в Швейцарии. Во многом благодаря ему хоккей этой нехоккейной страны вошел уже, как минимум, в европейскую элиту. Сейчас Юрзинов в Москве. — Не согласен с теми, кто считает, что чехи в Пхёнчхане блистают. Команда у них крепкая — да. Но не настолько, чтобы нашим было не пройти их.
«СП»: — Что скажете о наших? В чем их сила, а в чем, может быть, слабость?
— У российских хоккеистов хорошая организация и сильная мотивация. В последние годы как раз сильной мотивации не хватало, на мой взгляд. По составу — хорошо слаженная.
«СП»: — Но вот в большинстве почему-то действует не слишком успешно. С теми же чехами ни разу не реализовала это свое преимущество.
— Есть такая проблема. Однако её удалось компенсировать командным действиями, блестящей игрой Кошечкина. И общим победным духом.
«СП»: Ваш прогноз на «матч мечты»? На кону долгожданное золото Олимпиады!
— Прогнозы никогда не даю. И накануне встреч не комментирую. Чтобы не сглазить. Давайте дождемся финала.