Материал комментируют:
Елена Иванцова
Финальная часть Чемпионата мира по футболу пройдет в России с 14 июня по 15 июля. Это как раз время ежегодного нашествия полчищ кровососущей мошки в Волгограде, где к мундиалю построили новый стадион «Волгоград-Арена». Еще в конце прошлого года власти Волгоградской области задумались, как защитить от кровососов иностранных болельщиков. К слову, самих волгоградцев от мошки никто никогда и не думал защищать, как-то не приходило это никому в голову.
Давно известно, что численность мошки зависит от уровня воды в Волге. Все просто: мало воды — мало мошки, много воды — для природы это хорошо, но и мошке тоже будет раздолье. В прошлом году администрация Волгоградской области объявила конкурс по отбору вуза, который выработал бы не менее трех вариантов работы гидроузлов Волжско-Камского каскада, опираясь на данные о времени вылета мошки и её численности за последние 17 лет. По итогам конкурса выбор был сделан в пользу Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева. Ученые этого вуза за 4 миллиона 352 тысячи рублей должны были продумать такие варианты сброса воды, чтобы мошки в Волгограде в этом году не было вовсе.
Однако недавно против сокращения сброса на Волжской ГЭС ради ЧМ-2018 высказалась Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и экологи. Говорят, остаться без мошки грозит экологической катастрофой.
Нет мошки — нет рыбы и птиц
Причем экологическая катастрофа из-за вмешательства в природные процессы в угоду иностранным болельщикам мундиаля, убеждены в надзорном органе, грозит сразу двум регионам: Волгоградской и Астраханской областям. В расположенной ниже по течению Волги Астрахани тоже рыбы не будет, если уничтожить всю мошку и сократить весенний сброс воды до минимума. Не будет также птиц, питающихся мошкой, и даже целого ряда видов водной растительности. А снижение стока паводковых вод в Волгу ради борьбы с мошкой может обернуться засухой и погубить уникальную Волго-Ахтубинскую пойму. Стоит ли губить всю экосистему ради трех матчей Чемпионата мира по футболу, что пройдут в Волгограде?
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура провела несколько встреч с учеными Волгоградской и Астраханской областей, а также с отраслевыми ведомствами и органами представительной власти Астраханской области, и пришла к выводу, что экспериментировать с Волгой и допускать изменения многолетнего режима пропуска воды через Волжскую ГЭС нельзя. Поскольку это может повлечь за собой негативное влияние на экосистему региона, способствуя деградации природных ландшафтов Волго-Ахтубинской поймы, включая особо охраняемую природную территорию водно-болотных угодий, имеющих международное значение и являющихся местом обитания водоплавающих птиц.
— Как мы все, порой, мечтаем о том, чтобы ни комаров, ни мошек не было вообще! — рассуждает заведующая кафедрой экологии и природопользования Волгоградского государственного университета Елена Анатольевна Иванцова. — Но мошки являются неотъемлемым компонентом природных сообществ. Питающиеся нектаром самцы играют важную роль в опылении растений. Личинки являются ценным кормом для рыб и многих других групп животных, и что не менее важно, накапливают в себе ценные микроэлементы, которые попадают в водоемы из почвы вместе со стоками воды. Имаго, разлетаясь, разносят эти микроэлементы всюду, включая и водоразделы. Биомасса таких двукрылых огромна, а, следовательно, это важнейший фактор, способствующий круговороту микроэлементов, необходимых для всего живого… Среди волгоградцев почему-то бытует мнение, что якобы в интенсивном развитии мошки «виновата ГЭС, раньше её у нас не было». Однако историки говорят, что есть свидетельства, подтверждающие: в Царицыне с мошкой дела обстояли еще хуже. В 1880-е годы известный писатель и публицист того времени Всеволод Крестовский, описывая быт жителей Царицына говорил, что горожане не могли пройти спокойно по городу и пару метров с открытым лицом, из-за огромных полчищ мошкары. Большинство видов мошки размножается в условиях лесистых пойм рек, то есть в пойме Волги и Ахтубы, Дона, и она существовала у нас всегда. И жителям Царицына мошку приходилось терпеть гораздо дольше — 6?7 недель, ведь тогда период «большой воды» на Волге иногда продолжался до середины июля.
Как будут защищать болельщиков от мошки в Волгограде?
Сложность борьбы с мошкой заключается в том, что все стадии ее развития (яйцо, личинка, куколка) до взрослой особи развиваются в быстро текучих водах. Создать необходимую концентрацию пестицида в таких условиях очень сложно и высокозатратно.
Следует признать, что высокоффективных мер борьбы со взрослой окрыленной мошкой также не существует. В отдельных случаях их истребляют путем обработки инсектицидами растительности по берегам водоемов, где происходит концентрация новорожденных самок и самцов мошек или создают инсектицидный барьер вокруг защищаемого объекта. Однако такие обработки дают непродолжительный эффект.
— Как же тогда планируют регулировать численность мошки в Волгограде во время ЧМ-2018?
По словам Елены Иванцовой, на заседаниях рабочей группы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу, членом которой я являюсь, было принято решение о возможности проведения истребительных мероприятий, направленных на борьбу с личинками комаров и мошек в водоемах, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы в зоне 15-ти километров стадиона «Волгоград-Арена» и создание защитного барьера против залета окрыленных форм гнуса в радиусе двух км от стадиона и тренировочных площадок. Планируется инсектицидная обработка травянистой, кустарниковой и древесной растительности в ночные и утренние часы за два дня и в день проведения матчей. Эффект этих обработок против комаров обычно высокий, но кратковременный. Насколько такие обработки будут эффективны в отношении имаго кровососущей мошки неизвестно, специалисты на сегодняшний день не располагают данными об эффективности подобного рода мероприятий.