Два года назад, 11−12 февраля 2015 года, в ходе изнурительных переговоров в Минске был подписан документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», а также принята Декларация президента РФ, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера ФРГ в поддержку этого Комплекса. Свои подписи поставили главы Германии, Франции, Украины, России (в формате «нормандской четвёрки») и представители контактной группы, состоящей из делегатов Украины, России, ОБСЕ, ЛНР и ДНР. Через несколько дней, 17 февраля, Совет Безопасности ООН на своем заседании единогласно принял резолюцию по Украине в поддержку минских договоренностей. С данной инициативой выступила Россия.
Основной причиной встречи в Минске и разработки Комплекса мер стала ситуация в Донбассе, а конкретнее положение вокруг «дебальцевского котла», в результате которого в окружение вооруженных сил ЛНР и ДНР попала значительная группировка ВСУ и так называемых добровольческих батальонов, воевавших на стороне официального Киева.
На переговорах П. Порошенко был крайне подавлен и обеспокоен возможным прорывом фронта и контрнаступлением со стороны ВС ДНР и ЛНР. Максимально на что он претендовал — это перемирие с фиксацией позиций сторон. А. Меркель и Ф. Олланд, выступили, скорее, на стороне Украины. Это произошло во многом благодаря давлению США на лидеров ЕС. В. Путин в этом переговорном процессе старался обеспечить соблюдение неотъемлемых прав жителей Донбасса и прекратить гражданскую войну на Украине.
Итогом переговоров стал документ, конкретизировавший, уточнявший и расширявший Минский протокол (первое Минское соглашение), подписанный 5 сентября 2014 года. В Комплексе мер отображены четыре ключевых направления урегулирования конфликта: а) вопросы безопасности; б) политические вопросы; в) экономические вопросы; г) вопросы гуманитарного характера. В рамках этих направлений были сформированы тематические подгруппы в рамках Минской контактной группы, которые начали свои заседания в мае 2015 года и до нынешнего времени собираются на постоянной основе.
За два года действия Комплекса мер только Российская Федерация, ЛНР и ДНР не изменили своего подхода к данному документу. Украинская сторона, понимая, что выполнение «Минска-2» автоматически повлияет на полномочия киевской власти и фактически заставит считаться с мнением жителей Юго-Востока страны по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, изначально подходила к реализации пунктов соглашения, исходя из двойных стандартов. Часто представители Украины и вовсе предлагали инициативы, идущие вразрез с достигнутыми договоренностями. Представители Германии и Франции за два года действия соглашения пытались делать вид, что являются незаинтересованными сторонами, чья функция обеспечить диалог и найти приемлемые пути разрешения конфликта. Но зачастую их позиция солидаризировалась с украинской, что нивелировало результативность договоренностей.
Также стоит отметить, что за эти два года появилось большое количество публикаций и мнений, относительно неэффективности Минских соглашений и требований отказаться от них. Но все эти дискуссии грешили одним: фактически никто не предлагал реальную альтернативу, способствующую разрешению конфликта. Сегодня очевидно, что Минские соглашения — это единственный реальный фундамент, на котором можно достичь мира в продолжающейся гражданской войне на Украине. Предпосылок к разрешению кризиса в настоящий момент гораздо больше, чем было два года назад.
Новый президент США и его администрация пока демонстрирует более взвешенный подход к оценке событий на Донбассе, чем администрация Обамы. В Европейском союзе к власти в ключевых государствах приходят политики, склонные более трезво оценивать ситуацию и адекватнее воспринимать украинскую пропаганду. Эти факторы дают надежду на скорейшее разрешение конфликта.
Даже внутриполитическая ситуация на Украине складывается таким образом, что П. Порошенко, видимо, будет вынужден пойти на реализацию Минских соглашений. Он прекрасно понимает, что может стать жертвой госпереворота, инициированного группой силовиков, если потеряет поддержку Запада. Поэтому не против давления на Киев со стороны европейцев, призывающих к реализации «Минска-2». При таком развитии событий он может логично объяснить свои шаги внутри страны, дескать, видите, на нас давят.
Но в тоже время вероятным остается и сценарий, при котором украинские войска окажутся в очередном «котле», что и послужит лучшим мотиватором для П. Порошенко в вопросе выполнения Минских соглашений.
Подводя итог сказанному, можно констатировать: в мире существует сотни конфликтов, находящихся на разной стадии разрешения, но как показывает практика, чаще всего переход к миру напрямую зависит от «внешнего» фактора. Исходя из этого, сомнений нет, что в случае консолидированной политической воли со стороны России, США и ЕС конфликт в Донбассе можно завершить в течение месяца.