National Interest: Почему ВМС США боятся российских субмарин «Щука-Б» - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
National Interest: Почему ВМС США боятся российских субмарин «Щука-Б» - «Новости Дня» 16:00 Вторник 0 322
7-03-2017, 16:00

National Interest: Почему ВМС США боятся российских субмарин «Щука-Б» - «Новости Дня»


National Interest: Почему ВМС США боятся российских субмарин «Щука-Б» - «Новости Дня»

Советский Союз делал отличные подводные лодки, которые были быстрее, живучее и погружались в воду намного глубже американских. Но ВМС США были уверены в том, что превосходят советские субмарины, так как они были исключительно шумные. В случае столкновения сверхдержав более тихие американские лодки имели больше шансов первыми засечь русских и нанести по ним удар самонаводящимися торпедами.


Но в середине 1980-х в такой самоуверенности была пробита брешь, когда советский военно-морской флот получил первые атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». С тех пор прошло 30 лет, а они по-прежнему являются основой российского атомного подводного флота, будучи намного малошумнее американских образцов.


Разведывательные сведения, предоставленные в 1970-е годы шпионами Джоном Уокером (John Walker) и Джерри Уитуортом (Jerry Whitworth), убедили командование советского ВМФ в том, что следующая ударная подлодка должна обладать средствами обеспечения акустической малозаметности. После создания многочисленных лодок проекта 671 «Ерш» и дорогой субмарины с титановым корпусом «Барракуда» в 1983 году начали строить подлодки проекта 971 «Щука-Б». Благодаря использованию закупленных в Японии высокоточных металлорежущих станков и импортированного из Швеции компьютерного управления у новой конструкции появились большие преимущества, что позволило советским инженерам сконструировать малошумные семилопастные гребные винты.


Большая «Щука-Б» имеет подводное водоизмещение почти 13 тысяч тонн, а также типичный для советских субмарин двойной корпус из стали. Это позволяет лодке брать на борт больше балластной воды и выдерживать больше повреждений. Силовая установка ударной подлодки была усовершенствована с целью подавления шумов, а ее внешняя и внутренняя поверхность покрыты звукопоглощающими плитами. Даже лимбербордовые отверстия для перехода трюмной воды внутри внешнего корпуса «Щуки-Б» имеют сдвигающиеся крышки, что повышает ее акустическую скрытность. Корпус субмарины длиной 111 метров имеет элегантную аквадинамическую рубку и каплевидный буль на хвостовом оперении, где размещается пассивная гидроакустическая станция с буксируемой антенной. Экипаж лодки составляет примерно 70 человек и может действовать в море автономно в течение 100 дней.


«Щука-Б» оснащена водо-водяным ядерным реактором мощностью 190 мегаватт, который имеет активную зону повышенной плотности. Скорость лодки — целых 33 узла, а глубина погружения 480 метров, то есть, на 200 метров больше современных американских субмарин типа «Лос-Анджелес». Но наибольшую тревогу в ВМС США вызвало то, что «Щука-Б» оказалась почти такой же малошумной, как и «Лос-Анджелес». Американские подводники уже не могли рассчитывать на неоспоримое акустическое превосходство. С другой стороны, бытовало мнение, что приборы обнаружения «Щуки-Б» уступают американским.


Подводная лодка «Щука-Б» прежде всего предназначалась для охоты за американскими субмаринами, в первую очередь, за лодками с баллистическими ракетами. Имея четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и четыре торпедных аппарата более крупного калибра 650 миллиметров, она может выпустить до 40 торпед с управлением по проводам, мины, а также противолодочные ракеты «Вьюга» и «Водопад». Эта лодка также может взять на борт до 12 крылатых ракет «Гранат», которые способны поражать наземные цели на удалении до трех тысяч километров.


Советские судостроители выпустили семь лодок «Щука-Б», в то время как ВМС США в противовес им строили еще менее шумные субмарины типа «Сивулф». И хотя Советский Союз находился на грани развала, он успел построить первую из пяти лодок с улучшенной акустической скрытностью проекта 971-У. За ней в 1995 году последовала более тяжелая и длинная лодка «Вепрь» проекта 971-А, у которой имеется двухслойная система активного подавления шума и вибраций от энергетической установки, менее шумные электродвигатели и новый гидроакустический комплекс. У обоих вариантов шесть дополнительных торпедных аппаратов, которые могут запускать ракеты и ложные торпеды, а также новый ПЗРК «Стрела-3».


Но самым важным усовершенствованием стала повышенная скрытность лодок. Новые субмарины оказались намного тише усовершенствованных лодок типа «Лос-Анджелес», хотя некоторые аналитики утверждают, что последние на высоких скоростях по-прежнему малозаметнее. Разведывательное управление ВМС США составило сравнительную таблицу акустической малозаметности подводных лодок. В боевом составе ВМС США до сих пор имеется 43 субмарины типа «Лос-Анджелес», хотя 14 новых лодок типа «Сивулф» и «Вирджиния» превосходят «Щуку-Б» и последующие варианты по характеристикам малозаметности.


Но российские судостроители столкнулись с серьезными трудностями при строительстве усовершенствованных «Щук-Б», которые отнюдь не дешевы. Согласно одной оценке, каждая такая лодка в ценах 1996 года стоила 1,55 миллиарда долларов, а сегодня стоит 2,4 миллиарда. Сталкивающейся с трудностями российской экономике не по карману содержать уже построенные лодки. Две усовершенствованные лодки не были достроены, а их корпуса были использованы для постройки атомных ракетоносцев «Борей». Что касается субмарины «Вепрь», то там в 1998 году произошла трагедия. Когда лодка стояла у причала, психически неуравновешенный молодой матрос убил восьмерых сослуживцев и пригрозил взорвать торпедный отсек, после чего покончил с собой.


Единственная достроенная по модернизированному проекту лодка «Гепард» вышла в море спустя 10 лет после начала строительства. В то время ее представили как образец российских технологий акустической малозаметности. Еще через семь лет Москва сумела, наконец, завершить строительство лодки «Нерпа» (проект 971И), которое продолжалось 15 лет. Но в ноябре 2008 года во время проведения морских испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения лодку заполнило фреоном, и 20 человек, в основном гражданские специалисты, задохнулись. Это был самый серьезный инцидент в истории катастроф подводных лодок, которая переполнена такими печальными событиями.


После дорогостоящего ремонта «Нерпа» снова была готова к плаванию. Ее тут же передали на 10 лет в лизинг ВМС Индии за 950 миллионов долларов. Субмарина получила название «Чакра» и долгие годы являлась единственной в Индии атомной подводной лодкой, вооруженной крылатыми ракетами малой дальности Klub из-за ограничений по режиму контроля ракетных технологий. В октябре 2016 года Москва и Нью-Дели договорились об аренде второй подводной лодки этого проекта. Правда, пока непонятно, будет ли это более старый вариант «Кашалот» или незавершенная лодка проекта «Ирбис», хотя цена в два миллиарда долларов дает основания предполагать, что передана будет вторая субмарина. В этом году к индийской «Чакре» присоединится лодка «Ариант» местного производства. В основу ее конструкции лег проект «Щуки-Б», но она будет иметь на борту баллистические ракеты.


Сегодня в составе российского ВМФ имеется 10 или 11 лодок 971-го проекта, о чем сообщает справочник Jane’s за 2016 год. Но в рабочем состоянии только три или четыре субмарины, а остальные ждут ремонта. Но действующие подводные лодки используются очень активно. В 2009 году две лодки этого проекта были замечены у восточного побережья США. Это был первый случай такого рода после окончания холодной войны. Спустя три года прозвучали неподтвержденные заявления (на сей раз ВМС США их опровергли) о том, что еще одна такая лодка целый месяц рыскала в водах Мексиканского залива, а обнаружить ее так и не удалось. Более старый «Кашалот» даже заслужил похвалу за то, что «14 суток следил за иностранной подводной лодкой». Все эти случаи указывают на то, что ВМС США нужно вновь сосредоточиться на борьбе с подводными лодками. В последние годы Россия модернизирует лодки 971-го проекта, чтобы они могли осуществлять пуски смертоносных ракет «Калибр». В 2015 году эти крылатые ракеты были выпущены по целям в Сирии с борта подводной лодки «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка».


Хотя состояние готовности лодок проекта 971 отвратительное, они по-прежнему составляют основу атомного многоцелевого подводного флота и останутся в боевом составе ВМФ все следующее десятилетие, пока в строй не войдут субмарины нового поколения «Ясень». А до тех пор проект 971 благодаря хорошим характеристикам акустической малозаметности будет создавать головную боль специалистам по противолодочной борьбе.


Советский Союз делал отличные подводные лодки, которые были быстрее, живучее и погружались в воду намного глубже американских. Но ВМС США были уверены в том, что превосходят советские субмарины, так как они были исключительно шумные. В случае столкновения сверхдержав более тихие американские лодки имели больше шансов первыми засечь русских и нанести по ним удар самонаводящимися торпедами. Но в середине 1980-х в такой самоуверенности была пробита брешь, когда советский военно-морской флот получил первые атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». С тех пор прошло 30 лет, а они по-прежнему являются основой российского атомного подводного флота, будучи намного малошумнее американских образцов. Разведывательные сведения, предоставленные в 1970-е годы шпионами Джоном Уокером (John Walker) и Джерри Уитуортом (Jerry Whitworth), убедили командование советского ВМФ в том, что следующая ударная подлодка должна обладать средствами обеспечения акустической малозаметности. После создания многочисленных лодок проекта 671 «Ерш» и дорогой субмарины с титановым корпусом «Барракуда» в 1983 году начали строить подлодки проекта 971 «Щука-Б». Благодаря использованию закупленных в Японии высокоточных металлорежущих станков и импортированного из Швеции компьютерного управления у новой конструкции появились большие преимущества, что позволило советским инженерам сконструировать малошумные семилопастные гребные винты. Большая «Щука-Б» имеет подводное водоизмещение почти 13 тысяч тонн, а также типичный для советских субмарин двойной корпус из стали. Это позволяет лодке брать на борт больше балластной воды и выдерживать больше повреждений. Силовая установка ударной подлодки была усовершенствована с целью подавления шумов, а ее внешняя и внутренняя поверхность покрыты звукопоглощающими плитами. Даже лимбербордовые отверстия для перехода трюмной воды внутри внешнего корпуса «Щуки-Б» имеют сдвигающиеся крышки, что повышает ее акустическую скрытность. Корпус субмарины длиной 111 метров имеет элегантную аквадинамическую рубку и каплевидный буль на хвостовом оперении, где размещается пассивная гидроакустическая станция с буксируемой антенной. Экипаж лодки составляет примерно 70 человек и может действовать в море автономно в течение 100 дней. «Щука-Б» оснащена водо-водяным ядерным реактором мощностью 190 мегаватт, который имеет активную зону повышенной плотности. Скорость лодки — целых 33 узла, а глубина погружения 480 метров, то есть, на 200 метров больше современных американских субмарин типа «Лос-Анджелес». Но наибольшую тревогу в ВМС США вызвало то, что «Щука-Б» оказалась почти такой же малошумной, как и «Лос-Анджелес». Американские подводники уже не могли рассчитывать на неоспоримое акустическое превосходство. С другой стороны, бытовало мнение, что приборы обнаружения «Щуки-Б» уступают американским. Подводная лодка «Щука-Б» прежде всего предназначалась для охоты за американскими субмаринами, в первую очередь, за лодками с баллистическими ракетами. Имея четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и четыре торпедных аппарата более крупного калибра 650 миллиметров, она может выпустить до 40 торпед с управлением по проводам, мины, а также противолодочные ракеты «Вьюга» и «Водопад». Эта лодка также может взять на борт до 12 крылатых ракет «Гранат», которые способны поражать наземные цели на удалении до трех тысяч километров. Советские судостроители выпустили семь лодок «Щука-Б», в то время как ВМС США в противовес им строили еще менее шумные субмарины типа «Сивулф». И хотя Советский Союз находился на грани развала, он успел построить первую из пяти лодок с улучшенной акустической скрытностью проекта 971-У. За ней в 1995 году последовала более тяжелая и длинная лодка «Вепрь» проекта 971-А, у которой имеется двухслойная система активного подавления шума и вибраций от энергетической установки, менее шумные электродвигатели и новый гидроакустический комплекс. У обоих вариантов шесть дополнительных торпедных аппаратов, которые могут запускать ракеты и ложные торпеды, а также новый ПЗРК «Стрела-3». Но самым важным усовершенствованием стала повышенная скрытность лодок. Новые субмарины оказались намного тише усовершенствованных лодок типа «Лос-Анджелес», хотя некоторые аналитики утверждают, что последние на высоких скоростях по-прежнему малозаметнее. Разведывательное управление ВМС США составило сравнительную таблицу акустической малозаметности подводных лодок. В боевом составе ВМС США до сих пор имеется 43 субмарины типа «Лос-Анджелес», хотя 14 новых лодок типа «Сивулф» и «Вирджиния» превосходят «Щуку-Б» и последующие варианты по характеристикам малозаметности. Но российские судостроители столкнулись с серьезными трудностями при строительстве усовершенствованных «Щук-Б», которые отнюдь не дешевы. Согласно одной оценке, каждая такая лодка в ценах 1996 года стоила 1,55 миллиарда долларов, а сегодня стоит 2,4 миллиарда. Сталкивающейся с трудностями российской экономике не по карману содержать уже построенные лодки. Две усовершенствованные лодки не были достроены, а их корпуса были использованы для постройки атомных ракетоносцев «Борей». Что касается субмарины «Вепрь», то там в 1998 году произошла трагедия. Когда лодка стояла у причала, психически неуравновешенный молодой матрос убил восьмерых сослуживцев и пригрозил взорвать торпедный отсек, после чего покончил с собой. Единственная достроенная по модернизированному проекту лодка «Гепард» вышла в море спустя 10 лет после начала строительства. В то время ее представили как образец российских технологий акустической малозаметности. Еще через семь лет Москва сумела, наконец, завершить строительство лодки «Нерпа» (проект 971И), которое продолжалось 15 лет. Но в ноябре 2008 года во время проведения морских испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения лодку заполнило фреоном, и 20 человек, в основном гражданские специалисты, задохнулись. Это был самый серьезный инцидент в истории катастроф подводных лодок, которая переполнена такими печальными событиями. После дорогостоящего ремонта «Нерпа» снова была готова к плаванию. Ее тут же передали на 10 лет в лизинг ВМС Индии за 950 миллионов долларов. Субмарина получила название «Чакра» и долгие годы являлась единственной в Индии атомной подводной лодкой, вооруженной крылатыми ракетами малой дальности Klub из-за ограничений по режиму контроля ракетных технологий. В октябре 2016 года Москва и Нью-Дели договорились об аренде второй подводной лодки этого проекта. Правда, пока непонятно, будет ли это более старый вариант «Кашалот» или незавершенная лодка проекта «Ирбис», хотя цена в два миллиарда долларов дает основания предполагать, что передана будет вторая субмарина. В этом году к индийской «Чакре» присоединится лодка «Ариант» местного производства. В основу ее конструкции лег проект «Щуки-Б», но она будет иметь на борту баллистические ракеты. Сегодня в составе российского ВМФ имеется 10 или 11 лодок 971-го проекта, о чем сообщает справочник Jane’s за 2016 год. Но в рабочем состоянии только три или четыре субмарины, а остальные ждут ремонта. Но действующие подводные лодки используются очень активно. В 2009 году две лодки этого проекта были замечены у восточного побережья США. Это был первый случай такого рода после окончания холодной войны. Спустя три года прозвучали неподтвержденные заявления (на сей раз ВМС США их опровергли) о том, что еще одна такая лодка целый месяц рыскала в водах Мексиканского залива, а обнаружить ее так и не удалось. Более старый «Кашалот» даже заслужил похвалу за то, что «14 суток следил за иностранной подводной лодкой». Все эти случаи указывают на то, что ВМС США нужно вновь сосредоточиться на борьбе с подводными лодками. В последние годы Россия модернизирует лодки 971-го проекта, чтобы они могли осуществлять пуски смертоносных ракет «Калибр». В 2015 году эти крылатые ракеты были выпущены по целям в Сирии с борта подводной лодки «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка». Хотя состояние готовности лодок проекта 971 отвратительное, они по-прежнему составляют основу атомного многоцелевого подводного флота и останутся в боевом составе ВМФ все следующее десятилетие, пока в строй не войдут субмарины нового поколения «Ясень». А до тех пор проект 971 благодаря хорошим характеристикам акустической малозаметности будет создавать головную боль специалистам по противолодочной борьбе.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl