Саудовская Аравия и Кувейт проявляют большой интерес к закупке российских танков и другого вооружения. Об этом 14 марта заявил гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, комментируя итоги недавно прошедшей в Абу-Даби (ОАЭ) оружейной выставки.
— Там очень большой был интерес со стороны арабских стран. Это и Саудовская Аравия, и Кувейт — они проявляют большой интерес к нашим танкам, и мы обсуждаем возможность приобретения этими странами, пока желание большое, посмотрим. Процесс переговорный должен пройти, — отметил Чемезов в эфире телеканала «Россия 24».
Отвечая на вопрос, какое бы еще вооружение хотела закупить Саудовская Аравия, глава «Ростеха» сказал, что страна проявляла интерес «к нашему стрелковому оружию, к артиллерийским системам, к ракетным системам, к вертолетам».
Напомним, в феврале министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал, что Россия в рамках двух контрактов поставит в одну из стран Ближнего Востока крупную партию танков Т-90МС. При этом он не назвал государство, решившее усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой.
Насколько реальным может быть интерес Кувейта и Саудовской Аравии к российским вооружениям и военной технике?
Кувейт выглядит наиболее перспективной страной с точки зрения поставок бронетехники, отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Не секрет, что на территории Кувейта, как, впрочем, и Саудовской Аравии, проводились испытания танка Т-90. Кроме того, для Кувейта российская бронетехника не является экзотикой и у этой страны есть опыт военно-технического сотрудничества с Россией: во-первых, на вооружении сухопутных войск Кувейта находятся югославские танки М-84 — клоны Т-72, во-вторых, в свое время он покупал ПТРК «Фагот», РСЗО «Смерч», БМП-2 и БМП-3.
Что касается Саудовской Аравии, то с этой страной все намного тяжелее. Регулярно в СМИ появляется информация о саудовском интересе к российским вооружениям и военной технике, причем речь всегда идет о крупных суммах (так, после того, как в 2008 году Москва и Эр-Рияд подписали договор о военном сотрудничестве, стало известно о возможной закупке 150 вертолетов (30 Ми-35 и 120 Ми-17 различных модификаций), более 150 танков Т-90С, около 250 БМП-3, нескольких десятков комплексов ПВО, который так и не был осуществлён — «СП»). Но реальным, насколько известно, был только один контракт, заключенный в середине «нулевых» годов, на поставку 10 тысяч автоматов АК-74М для полиции и спецназа.
Возможно, Эр-Рияд в свое время действительно был готов у нас что-то купить в обмен на какие-либо политические уступки. Сначала в отношении Ирана, затем — Сирии, но Москва к такому размену не была готова. Готовы ли саудовцы сейчас сменить свою парадигму и просто купить оружие даже не для себя, а для дружественных формирований — вопрос.
Кувейт в этом смысле для нас более простой ближневосточный партнёр — он не обладает какими-то сильными политическими амбициями, а в 90-е годы закупал у нас оружие в качестве платы за поддержку СССР во время войны с Ираком.
«СП»: — Даже теоретически закупка КСА российской бронетехники означает переход на совершенно новые машины и перевооружение существующего парка…
— В начале 2016 года были сообщения о том, что Саудовская Аравия изучает возможность закупки нескольких сотен танков AMX-56 «Леклерк», производителю которых придется расконсервировать линию по их производству. Если такой вариант действительно прорабатывался, то можно допустить, что саудиты готовы создать новое танковое соединение, на вооружение которого будут и Т-90. Тем более что саудитам с теми же хуситами в Йемене будет гораздо удобнее воевать на Т-90, чем на американских «Абрамсах», которые потребляют много топлива. Вообще «Абрамсы» — это не самый лучший вариант для ведения боевых действий в горной местности.
«СП»: — То есть Саудовскую Аравию могут интересовать российские танки в условиях проблем с покупкой немецких «Леопардов» и французских «Леклерков»?
— Немцы уп-о не хотят продавать саудитам «Леопарды» для замены американских М60А3 и французских АМХ-30 уже который год, причём не сама фирма, а именно правительство. Французы же быстро не могут запустить линии по производству танка, а из наличия брать также проблематично — у ВС Франции их осталось менее 300 штук. Маленькая партия «Леклерков» ситуацию не изменит, а ждать, когда французы с немцами сделают новый танк к 2025 году, саудиты вряд ли будут. А Т-90 в России им сделают столько, сколько угодно — хоть 200−300 танков в год. Есть еще китайский, корейский и турецкие танки, но вряд ли это заинтересует Эр-Рияд.
Начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов также считает, что в перспективе Кувейт может стать получателем российской бронетехники, несмотря на то, что в составе его танкового парка находятся более 200 американских М1А2 «Абрамс».
— На вооружении сухопутных войск Саудовской Аравии состоят танки М1А2 «Абрамс», около 400 старых американских М60А1/3 и более 250 французских АМХ-30. Но закупки российских вооружений КСА, в принципе, возможны, если будет учтен иранский фактор. Скажем, во время ирано-иракской войны Эр-Рияд закупал китайские танки и передавал их вооруженным силам Саддама Хусейна. Более того, саудиты даже перекупали танки Т-59 и Т-69, которые Китай собирался поставить Ирану, и передавали их Ираку.
Сейчас КСА является одним из крупнейших экспортеров вооружений из Восточной Европы — из Болгарии, Хорватии, но которое идет даже не сирийской оппозиции, а в Йемен — для вооружения сторонников президента Хади. Можно допустить, что то же самое может быть с российской военной техникой. Конечно, речь идет о новом и современном оружии, но КСА может пойти таким путем.
«СП»: — Каким образом Эр-Рияд может использовать переговоры с Москвой о закупке вооружений и военной техники в своих целях?
— После заключения ядерного соглашения была принята резолюция Совета Безопасности ООН о продлении оружейного эмбарго для Ирана на пятилетний срок. Сейчас поставки оружия в ИРИ возможны только при прохождении процедур уведомления и верификации Совбеза по каждой сделке. По окончании этого срока Иран рассчитывает на контракты с Россией на закупку танков Т-90, истребителей Су-30СМ. Но не секрет, что Эр-Рияд раздражает любое усиление Ирана и появление у него в перспективе современных образцов военной техники. В данном случае Саудовская Аравия может предложить России отказаться от продажи Ирану вооружений, а в обмен — компенсировать издержки от потери контрактов путем закупок для своих нужд. Поэтому как в свое время Эр-Рияд перекупал оружие у Китая, чтобы оно не доходило до Ирана, так и здесь он может предложить Москве подобную сделку.
Кроме того, информация о переговорах с Россией может быть использована Саудовской Аравией для давления на Германию, чтобы немецкие власти, наконец, дали «зеленый свет» на поставку крупной партии танков «Леопард».