Вот уже несколько месяцев не утихают страсти по поводу необычной затеи украинских военных обучить енотов поиску взрывчатых веществ. Якобы у этих животных очень чувствительные лапы, и они без труда смогли бы нащупать мину или другое взрывное устройство. Да и нюх у енотов, дескать, отменный. Все это вместе взятое, по мнению кураторов программы, будет способствовать успеху задуманного. По украинскому телевидению даже транслировался сюжет о подобном начинании.
Одни сразу же назвали эту идею военспецов блефом, другие — вообще фейком. Третьи привычно определили это, как «распил» бюджетных средств, выделяемых Министерством обороны Украины на разного рода сомнительные проекты. Но нашлись и такие, кто отнесся к этой идее не без интереса и вовсю стал обсуждать необычную мысль в блогосферах.
За комментариями мы обратились к специалистам.
«СП»: — Не так давно на Украине заявили о создании подразделения боевых енотов специально для поиска взрывчатки. Это вообще реально?
— Это, я считаю, обычная фейковая новость, — авторитетно заявляет заместитель генерального директора единственного, по его словам, питомника в России «Твой енот» Роман Князев.
«СП»: — А что, енотов никак не приучить к подобным вещам?
— Енот не приручаемое животное — это касаемо той новости, о которой заявили на Украине. Енот никогда не будет делать то, что хочет человек. Он будет делать только то, что хочет сам. Может разрешить себя погладить, но не более того. Невозможно внушить что-то этому зверьку и заставить его что-то делать специально.
«СП»: — Но в этой новости речь идёт о том, что от пары енотов появился на свет маленький енотик. И его с раннего возраста стали приучать делать вещи, нужные военным…
— Все равно это невозможно. Это ерунда. Кто-то придумал новость, а СМИ ее растиражировали. Подобного просто не бывает. Мы занимаемся енотами 17 лет. Если бы такое было возможно, по крайней мере, мы бы об этом сразу заявили.
«СП»: — Но ведь в цирке эти животные выступают, значит, они как-то поддаются дрессировке…
— Ну, енот может, к примеру, катать шарик и делать какие-то другие несложные для него вещи. Но эти животные плохо поддаются дрессуре. Енот может за еду, скажем, похлопать в ладоши, залезть на указанное место, но не более того.
«СП»: — Украинские военные еще заявляли о каком-то необычайном нюхе енотов.
— У них почти нет нюха, тем более, чтобы искать взрывчатку.
«СП»: — То есть, в отличие от собак и других зверей, они абсолютно не дрессируемы?
— Да, собаки — это совсем другой род и вид животных. Собаки могут делать то, чем собираются заниматься украинские военные, потому что собаки умнее. Еноты — нет.
«СП»: — Но ведь в вашем питомнике занимаются дрессировкой енотов…
— Мы занимаемся разведением енотов, их дрессировкой, но это же не натаскивание енотов на поиски взрывчатки. Поэтому обо всем, что касается енотов, мы говорим авторитетно.
С мнением коллеги абсолютно согласен Олег, специалист питомника «Зоо-Оазис», в котором выращивают, в том числе и енотов:
— Если честно, я знаю, например, что для работы в цирке еноты дрессируются, но вот бомбы искать — нет. Это надо узнавать у тех, кто занимается обучением собак. Но вот судите сами: собака разве может разминировать бомбу? Также и енот.
«СП»: — Но речь идет просто о поиске.
— Не могу ответить — реально это или нет, потому что не знаю. Я знаю, что енота можно приучить справлять нужду на унитаз, ходить на поводке. Я знаю, что енот будет стирать вещи, если ему поставить тазик с водой. А вот сможет он найти бомбу или нет — этот вопрос не ко мне, а к более узкопрофильным специалистам.
«СП»: — Но ведь общеизвестен тот факт, что у них очень чувствительные лапы и, может быть, этими лапами они могли бы нащупывать мины, бомбы, взрывчатку…
— У меня лично такого опыта дрессировки не было и у моих коллег — тоже. У нас питомник енотов, выращиваемых для домашнего содержания, а никак не для поиска бомб, наркотиков и всего подобного. А вообще, енот — это нечто среднее между собакой и обезьяной. То есть, это, по сути, собака с пальцами на лапах, как у человекообразной обезьяны. Но чтобы он этими лапами взрывчатку нащупывал — такое вряд ли случится.
Кстати, то, что новость о необычных экспериментах украинских военных — это всего-навсего фейк, считает и директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный.
Вот и получается, что вся эта затея военспецов «незалежной», если так можно сказать, — «мертворожденное дитя». Но для чего же тогда все эти потуги? Для чего громкие заявления и широко разрекламированная в СМИ и на украинском телевидении «специальная программа» по внедрению енотов в ряды «отдельного отряда саперов»? Боюсь, что здесь все достаточно банально: киевские генералы давно научились, как бы это сказать, «осваивать» денежные средства бюджета. И скорей всего, данное начинание из той же серии, а попросту говоря — банальный «распил». Ведь не могли же генералы не посоветоваться перед запуском программы по мобилизации енотов в «саперы» не посоветоваться со специалистами, компетентными в этой сфере.
Скорей всего, совет все-таки был испрошен. И ответ, по-видимому, был получен именно в виде таких аргументов, которые приведены выше. Но стремление «приобщиться к прекрасному» — украинским гривнам, похоже, перевесило здравые соображения.