Радиолокационный «перископ» для новейшего Ми-28НМ - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Радиолокационный «перископ» для новейшего Ми-28НМ - «Новости Дня» 16:00 Воскресенье 0 370
19-03-2017, 16:00

Радиолокационный «перископ» для новейшего Ми-28НМ - «Новости Дня»


Радиолокационный «перископ» для новейшего Ми-28НМ - «Новости Дня»

Новейший российский ударный вертолет Ми-28НМ уже проходит испытания и, как ожидается, с 2018 года начнет поступать в войска, став первым в истории нашей страны серийно производящимся вертолетом с надвтулочной радиолокационной станцией. Этот важнейший элемент современного ударного вертолета разработали и готовят к серийному производству специалисты Государственного рязанского приборостроительного завода (ГРПЗ, входит в состав «Концерна Радиоэлектронные технологии»(КРЭТ).


РЛС нужна на вертолете для выполнения двух групп задач — навигационных и боевых. К первым относится картографирование местности, обнаружение препятствий для полета, таких как линии ЛЭП или неровности рельефа, а также метео-образования. Радар в отличии от оптических каналов намного меньше подвержен влиянию погодных факторов и может “видеть” в любое время суток. Поэтому для полноценного круглосуточного применения вертолету просто необходима бортовая РЛС.


Кроме того РЛС может фиксировать и даже определять направление движения подвижных объектов на земле. Эти возможности позволяют вести поиск и сортировку целей. Чаще всего обзорная РЛС вертолета обнаруживает цель, определяет ее координаты и “передает” их на более точные, но ограниченные в поле зрения оптико-электронные и тепловизионные системы управления вооружением, которые и выполняют прицеливание и наведение управляемой ракеты. Однако в ряде случаев оптические каналы не эффективны — к примеру из-за сочетания большой дальности до цели с плохими погодными условиями (дождь, туман). В этом случае РЛС может самостоятельно наводить на цель ракеты с радиокомандной системой управления.


«Надвтулочная радиолокационная станция» означает, что антенна РЛС располагается над несущим винтом вертолета под специальным обтекателем сферической формы, который защищает антенну от физический воздействий, но не припятствует распространению радиоволн. Такая конфигурация дает целый ряд преимуществ. Прежде всего — возможность существенно сократить время поиска и уничтожения целей и улучшить выживаемость вертолета на поле боя. Это достигается за счет возможности постоянного обзора пространства в 360 градусах от вертолета. В современных боях, где часто отсутствует очевидная линия соприкосновения с противником, а угрожать вертолету может любой пехотинец вооруженный переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК) или крупнокалиберным пулеметом, возможность как на ладони видеть пространство вокруг является жизненно важным фактором. Добиться такого при размещении антенны РЛС в носовом обтекателе очень сложно — такое исполнение предполагает обзор не более, чем в 120 градусов по курсу движения машины.


Еще одно ключевое преимущество надвтулочной РЛС заключается в разнообразии тактики применения оснащенных ею боевых вертолетов. Сегодня самая распространенная тактика применения ударных вертолетов — быстрый выход на боевую позицию на низкой высоте, пуск ракеты и быстрый выход из зоны поражения ПВО противника. Надвтулочное расположение антенны РЛС, позволяет ее использовать как своего рода радилокационный “перископ”. Ми-28НМ сможет, прячась за деревьями, в лощинах, за холмами или строениями, обнаруживать цели, поднимаясь из-за укрытия лишь на высоту обтекателя антенны РЛС. После такой разведки вертолету надо будет лишь на непродолжительное время показаться из-за укрытия полностью, чтобы произвести пуск ракет. При дальности пуска управляемых ракет, доходящей до 10 км, такая тактика применения делает его почти неуязвимым.


История создания


История создания надвтулочной РЛС Н025 уходит корнями в 90-е годы. Изначально ГРПЗ должен был стать серийным производителем этой станции, но обстоятельства сложились таким образом, что к началу 2000-х годов завод был вынужден взять на себя еще и несвойственные ему тогда функции по разработке РЛС. Это стало катализатором появления на заводе собственного КБ — Научно-технического центра ГРПЗ (НТЦ), подразделения, которое сегодня может похвастаться одной из самых лучших в России команд инженеров-разработчиков.


Первый прототип РЛС был испытан всего через четыре года после начала работ – 16 февраля 2007 года вертолет Ми-28Н с надвтулочной РЛС впервые поднялся в небо. С тех пор началась доработка этого сложного изделия. Несмотря на большой опыт в создании различных РЛС у российских инженеров не было готовых ноу-хау по установке их в столь сложным с точки зрения радиоэлектроники да и просто механики месте как над втулкой несущего винта вертолета.


Проблема заключается в том, что в конструкции надвтулочной части РЛС могут возникать резонансные явления на частотах равных частоте вращения несущего винта. Это затрудняет работу радара — для получения точных координат цели и четкого изображения поверхности необходимо было провести так называемую «развязку» колебаний фазового центра антенны от колебаний втулки несущего винта. Для решения этой задачи специалисты ГРПЗ разработали новый трехосный подвес для антенны и автономную электромеханическую систему ее стабилизации по крену, тангажу и азимуту. Эта система позволяет РЛС сохранять постоянные характеристики обнаружения целей и размеры сектора обзора при маневрировании вертолета.


Не меньше времени и сил отобрала борьба с вибрацией. Специалистам ГРПЗ пришлось переделывать электромеханический привод антенны. Изначально в нем была использована редукторная схема с зубчатыми колесами, но опыт экспериментальной эксплуатации на Ми-28Н показал, что из-за вибрации антенну с такой схемой привода пришлось бы очень часто обслуживать. В результате была создана новая – безлюфтовая технология построения подвеса.


Кроме «железа» специалисты ГРПЗ разработали программное обеспечение алгоритмов работы новой антенны и все остальные составляющие части РЛС, расположенные в фюзеляже вертолета — бортовой вычислительный комплекс, передающее устройство миллиметрового диапазона волн, блоки питания.


То, что на начальном этапе являлось тормозом проекта создания НО25, сегодня может придать ему ускорение. ГРПЗ, как предприятие изначально ориентированное на серийный выпуск подошло к созданию опытных партий НО25, как к серийным изделиям. В результате отработка и доведение РЛС шло фактически параллельно с подготовкой производства. В результате серийное производство может быть начато сразу после принятия такого решения.


Уникальные возможности


НО25 обладает рядом особенностей, которые позволяют говорить, что она опережает аналогичные системы, применяемые на самых современных зарубежных вертолетах. Российская РЛС может обрабатывать информацию от нескольких каналов одновременно, что позволяет улучшить точность измерения координат целей. Кроме того увеличилось количество сопровождаемых целей. Ми-28НМ сможет сопровождать до 10, а обстреливать до 2 целей одновременно. Установка новой РЛС позволит отказаться от использования отдельной антенны для наведения управляемых ракет с радиолокационной ГСН.


РЛС может работать в режиме «обзора земной поверхности», объединять его с режимом «селекции движущихся целей» (СДЦ). Режим СДЦ также позволяет определять и направление движения целей — зелёный цвет – удаляющиеся цели, красный – приближающиеся цели. Также в РЛС предусмотрена возможность обзора воздушного пространства и маловысотного полета с поиском препятствии.


При разработке новой станции были учтены все современные тренды — в том числе развитие беспилотной техники. Борьба с беспилотниками станет одной из функцией ударного вертолета на поле боя. Уже в ближайшее время даже маленькие БЛА смогут нести угрозу самому вертолету. НО25 не позволит им подобрать слишком близко к Ми-28НМ — ее возможности позволяют обнаруживать даже малоразмерные воздушные цели на дальности до 20 км.


Новейший российский ударный вертолет Ми-28НМ уже проходит испытания и, как ожидается, с 2018 года начнет поступать в войска, став первым в истории нашей страны серийно производящимся вертолетом с надвтулочной радиолокационной станцией. Этот важнейший элемент современного ударного вертолета разработали и готовят к серийному производству специалисты Государственного рязанского приборостроительного завода (ГРПЗ, входит в состав «Концерна Радиоэлектронные технологии»(КРЭТ). РЛС нужна на вертолете для выполнения двух групп задач — навигационных и боевых. К первым относится картографирование местности, обнаружение препятствий для полета, таких как линии ЛЭП или неровности рельефа, а также метео-образования. Радар в отличии от оптических каналов намного меньше подвержен влиянию погодных факторов и может “видеть” в любое время суток. Поэтому для полноценного круглосуточного применения вертолету просто необходима бортовая РЛС. Кроме того РЛС может фиксировать и даже определять направление движения подвижных объектов на земле. Эти возможности позволяют вести поиск и сортировку целей. Чаще всего обзорная РЛС вертолета обнаруживает цель, определяет ее координаты и “передает” их на более точные, но ограниченные в поле зрения оптико-электронные и тепловизионные системы управления вооружением, которые и выполняют прицеливание и наведение управляемой ракеты. Однако в ряде случаев оптические каналы не эффективны — к примеру из-за сочетания большой дальности до цели с плохими погодными условиями (дождь, туман). В этом случае РЛС может самостоятельно наводить на цель ракеты с радиокомандной системой управления. «Надвтулочная радиолокационная станция» означает, что антенна РЛС располагается над несущим винтом вертолета под специальным обтекателем сферической формы, который защищает антенну от физический воздействий, но не припятствует распространению радиоволн. Такая конфигурация дает целый ряд преимуществ. Прежде всего — возможность существенно сократить время поиска и уничтожения целей и улучшить выживаемость вертолета на поле боя. Это достигается за счет возможности постоянного обзора пространства в 360 градусах от вертолета. В современных боях, где часто отсутствует очевидная линия соприкосновения с противником, а угрожать вертолету может любой пехотинец вооруженный переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК) или крупнокалиберным пулеметом, возможность как на ладони видеть пространство вокруг является жизненно важным фактором. Добиться такого при размещении антенны РЛС в носовом обтекателе очень сложно — такое исполнение предполагает обзор не более, чем в 120 градусов по курсу движения машины. Еще одно ключевое преимущество надвтулочной РЛС заключается в разнообразии тактики применения оснащенных ею боевых вертолетов. Сегодня самая распространенная тактика применения ударных вертолетов — быстрый выход на боевую позицию на низкой высоте, пуск ракеты и быстрый выход из зоны поражения ПВО противника. Надвтулочное расположение антенны РЛС, позволяет ее использовать как своего рода радилокационный “перископ”. Ми-28НМ сможет, прячась за деревьями, в лощинах, за холмами или строениями, обнаруживать цели, поднимаясь из-за укрытия лишь на высоту обтекателя антенны РЛС. После такой разведки вертолету надо будет лишь на непродолжительное время показаться из-за укрытия полностью, чтобы произвести пуск ракет. При дальности пуска управляемых ракет, доходящей до 10 км, такая тактика применения делает его почти неуязвимым. История создания История создания надвтулочной РЛС Н025 уходит корнями в 90-е годы. Изначально ГРПЗ должен был стать серийным производителем этой станции, но обстоятельства сложились таким образом, что к началу 2000-х годов завод был вынужден взять на себя еще и несвойственные ему тогда функции по разработке РЛС. Это стало катализатором появления на заводе собственного КБ — Научно-технического центра ГРПЗ (НТЦ), подразделения, которое сегодня может похвастаться одной из самых лучших в России команд инженеров-разработчиков. Первый прототип РЛС был испытан всего через четыре года после начала работ – 16 февраля 2007 года вертолет Ми-28Н с надвтулочной РЛС впервые поднялся в небо. С тех пор началась доработка этого сложного изделия. Несмотря на большой опыт в создании различных РЛС у российских инженеров не было готовых ноу-хау по установке их в столь сложным с точки зрения радиоэлектроники да и просто механики месте как над втулкой несущего винта вертолета. Проблема заключается в том, что в конструкции надвтулочной части РЛС могут возникать резонансные явления на частотах равных частоте вращения несущего винта. Это затрудняет работу радара — для получения точных координат цели и четкого изображения поверхности необходимо было провести так называемую «развязку» колебаний фазового центра антенны от колебаний втулки несущего винта. Для решения этой задачи специалисты ГРПЗ разработали новый трехосный подвес для антенны и автономную электромеханическую систему ее стабилизации по крену, тангажу и азимуту. Эта система позволяет РЛС сохранять постоянные характеристики обнаружения целей и размеры сектора обзора при маневрировании вертолета. Не меньше времени и сил отобрала борьба с вибрацией. Специалистам ГРПЗ пришлось переделывать электромеханический привод антенны. Изначально в нем была использована редукторная схема с зубчатыми колесами, но опыт экспериментальной эксплуатации на Ми-28Н показал, что из-за вибрации антенну с такой схемой привода пришлось бы очень часто обслуживать. В результате была создана новая – безлюфтовая технология построения подвеса. Кроме «железа» специалисты ГРПЗ разработали программное обеспечение алгоритмов работы новой антенны и все остальные составляющие части РЛС, расположенные в фюзеляже вертолета — бортовой вычислительный комплекс, передающее устройство миллиметрового диапазона волн, блоки питания. То, что на начальном этапе являлось тормозом проекта создания НО25, сегодня может придать ему ускорение. ГРПЗ, как предприятие изначально ориентированное на серийный выпуск подошло к созданию опытных партий НО25, как к серийным изделиям. В результате отработка и доведение РЛС шло фактически параллельно с подготовкой производства. В результате серийное производство может быть начато сразу после принятия такого решения. Уникальные возможности НО25 обладает рядом особенностей, которые позволяют говорить, что она опережает аналогичные системы, применяемые на самых современных зарубежных вертолетах. Российская РЛС может обрабатывать информацию от нескольких каналов одновременно, что позволяет улучшить точность измерения координат целей. Кроме того увеличилось количество сопровождаемых целей. Ми-28НМ сможет сопровождать до 10, а обстреливать до 2 целей одновременно. Установка новой РЛС позволит отказаться от использования отдельной антенны для наведения управляемых ракет с радиолокационной ГСН. РЛС может работать в режиме «обзора земной поверхности», объединять его с режимом «селекции движущихся целей» (СДЦ). Режим СДЦ также позволяет определять и направление движения целей — зелёный цвет – удаляющиеся цели, красный – приближающиеся цели. Также в РЛС предусмотрена возможность обзора воздушного пространства и маловысотного полета с поиском препятствии. При разработке новой станции были учтены все современные тренды — в том числе развитие беспилотной техники. Борьба с беспилотниками станет одной из функцией ударного вертолета на поле боя. Уже в ближайшее время даже маленькие БЛА смогут нести угрозу самому вертолету. НО25 не позволит им подобрать слишком близко к Ми-28НМ — ее возможности позволяют обнаруживать даже малоразмерные воздушные цели на дальности до 20 км.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 941 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl