19.05.2017, ТРК «Звезда».
Однажды с коллегами летели из приграничного таджикского Фархора в Кабул на Ми-8 афганских ВВС. На полу лежал изрядно потертый коврик, борттехник знаками показал: не наступайте! Подняли любопытства ради уголок – железное пузо «восьмерки» было пробито зенитными снарядами. Призванный к ответу командир экипажа, выпускник советского военного училища, показал в улыбке белоснежные зубы:
– Русский вертолет, что ему будет? Парво нист (ничего, обойдется), долетим!
Мы долетели.
Работяги поля боя
Американские Chinook и Apache великолепно смотрятся в голливудских фильмах, а российские Ми-8 и Ми-24 – на поле боя. В афганской и чеченских войнах они выполняли множество задач. Отлично зарекомендовали себя наши вертолеты и сегодня – в ходе операции ВКС России в Сирии.
Выступая недавно в Госдуме в рамках правительственного часа, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что в ходе боевых действий в Сирии апробированы 162 образца современного и модернизированного вооружения, которые показали высокую эффективность. Среди них глава военного ведомства выделил вертолеты Ми-28Н и Ка-52.
А начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что вертолеты еще раз доказали свою боевую пользу в борьбе против бандформирований запрещенного в России «Исламского государства» в ходе операции в районе Пальмиры. Сирийская армия освободила город при активной поддержке ВКС РФ. Экипажи боевых вертолетов Ка-52 уничтожили более 1000 боевиков, 19 танков, 37 бронемашин, 98 пикапов с установленным на них вооружением, более 100 автомобилей.
Живучие, маневренные, мощно вооруженные, наши вертолеты всегда славились неприхотливостью и высокой боевой эффективностью. Что же сегодня составляет ударную боевую мощь российской армейской авиации?
Попробуй догони
Шведский интернет-портал Expressen.se составил рейтинг самых быстрых винтокрылых машин современности. Способный атаковать врага со скоростью 350 км/ч Ка-52 «Аллигатор» вошел в первую тройку. В топ-10 попали еще три российских военных вертолета: боевые Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-35М, а также транспортный Ми-26. Но совершенству нет предела.
Замминистра обороны России Юрий Борисов в конце прошлого года сообщил, что серийное производство испытывающихся сегодня перспективных скоростных вертолетов может начаться в рамках новой госпрограммы вооружений 2018–2025 годов. «Серийное производство – это вопрос недалекого будущего, – сказал он. – Такими планами мы хотим озадачить «Вертолеты России» и будем ожидать от них результатов».
Российская оборонка откликнулась мгновенно. «Сейчас мы работаем над концепцией сверхскоростного вертолета, – недавно заявил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Установленные на нем композитные лопасти… уже сейчас позволили в тестовых полетах достичь скорости более 405 км/ч». Ожидается, что Вооруженные Силы России в скором будущем получат не одну такую винтокрылую машину, а целую линейку скоростных вертолетов с крейсерскими скоростями более 350–360 км/ч, а максимальными – более 400 км/ч.
Смертельная «воронка» Ка-52
Отличившиеся при освобождении древней сирийской Пальмиры Ка-52 – новое лицо российской армейской авиации. Всепогодный круглосуточный боевой вертолет нового поколения предназначен для уничтожения бронированных наземных целей, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника, для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Созданная по соосной схеме боевая машина имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Поэтому Ка-52 может совершать в воздухе фигуры, которые не выполнят другие вертушки.
Например, при маневре «воронка» он движется вокруг цели по нисходящей спирали, оставаясь повернутым к ней носом и обстреливая врага из бортового оружия. А еще этот ударный вертолет умеет летать со скоростью 100 км/ч задом и боком. На Ка-52 стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью 2400 л. с. Большой потолок позволяет эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья.
Имечко вертолету – «Аллигатор» – конструкторы дали не зря. «Зубки» у него хищные. Ка-52 вооружен подвижной пушечной установкой с пушкой 2А42, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения и другим оружием общей массой до двух т. При этом наиболее важные узлы вертолета бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Машина также оборудована РЛС «Арбалет», один из каналов которой служит для поиска наземных целей и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах. А второй канал обеспечивает противоракетную оборону. Установлены еще система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.
Как недавно сообщила пресс-служба холдинга «Вертолеты России», производство Ка-52 «Аллигатор» будет удвоено. Первая партия этих ударно-разведывательных вертолетов, запланированная к поставке в войска в 2017 году, была передана ВКС России с опережением срока – в декабре 2016-го. Следующая партия поставлена в соответствии со сроками в феврале текущего года.
Генетика победителей
Ми-35М – это глубокая модернизация отлично себя зарекомендовавшего вертолета Ми-35, который получил в войсках прозвище «Крокодил». Русский «Крокодил» прошел славный боевой путь, он и по сей день состоит на вооружении российских ВКС. Но все увереннее на первые роли выходит потомок винтокрылого ветерана.
Ми-35М – многоцелевой военно-транспортный вертолет – способен выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Предназначен для уничтожения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений Сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых, а также транспортировки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске. Ми-35М получил мощные двигатели ВК-2500-02, которые позволяют более эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур.
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащен модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Есть на борту и тепловизионная система наблюдения, и приборы ночного видения, и современная спутниковая система навигации. Вертолет вооружен подвижной двуствольной артустановкой ГШ-23Л калибра 23 мм и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) «Штурм-В» или «Атака-М», а также неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-8.
В Ми-35М опыт длительного боевого применения удачно соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения – «генетика» побед продолжается.
«Опустошитель» сирийских пустынь
Ми-28 – ударный вертолет, предназначенный для уничтожения бронированной техники, малоподвижных воздушных целей и живой силы противника в условиях активного боя. Предназначение эта боевая вертушка выполняет более чем достойно. Недаром наши «вероятные друзья» из НАТО дали российскому вертолету имя «Опустошитель».
А у нас он зовется «Ночным охотником», потому что может действовать в любое время суток. Ми-28Н прекрасно работает на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом действительно, как охотник, незаметно подкрадываться к цели. Боевая машина оснащена интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования пятого поколения. Вся умная начинка взаимодействует по единому интерфейсу – мультиплексному каналу информационного обмена. Радиоэлектронный комплекс обеспечивает применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на высотах 10–50 м.
Бортовая радиолокационная станция «Арбалет» («шарик» над плоскостью винтов) сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, даже о деревьях и проводах электропередачи, и позволяет в автоматическом режиме огибать рельеф местности и облетать преграды с использованием картографической информации. Благодаря «Арбалету» Ми-28Н может до момента атаки прятаться от врага, выставляя только верхушку с антенной.
Вооружение Ми-28Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он несет как управляемые, так и неуправляемые ракеты. Минобороны России выставляло в Интернет ролики с демонстрацией боевой работы «Ночных охотников» в Сирии. Танки, БМП и опорные пункты боевиков-радикалов Ми-28Н разносили сверхзвуковыми высокоточными управляемыми ракетами 9М120В «Атака-В» первыми пусками. Кстати, «Атака-В» была создана специально для Ми-28Н. Наведение у нее – радиокомандное. Такие ракеты не мажут и в условиях задымленности, и в пыли, которая, рассеивая лучи, мешает ракетам с лазерным наведением.
А в самом ближайшем будущем на вооружение армейской авиации поступит новая модификация «Охотников». Первый испытательный полет Ми-28НМ совершил в октябре 2016 года – успешный!
На этом вертолете установлен новый навигационный комплекс. Инновационная аппаратура позволит Ми-28НМ автоматически держать курс, даже если полностью выйдут из строя курсовые системы. Модернизированный «Ночной охотник» обладает и повышенными возможностями в использовании высокоточного оружия. Ми-28НМ благодаря техническим решениям специалисты считают практически совершенной боевой машиной.
Автор: Александр Хохлов