Во вторник в Крыму прошла высадка с самолетов Ил-76 батальонно-тактической группы ВДВ с оружием и техникой. Всего в проходящих учениях примут участие более 2,5 тысяч десантников, а также соединения ВКС и Черноморского флота, которые в том числе отработают организацию противодесантной обороны. На Украине и в НАТО заявили, что маневры проходят на «оккупированной территории». Военачальники считают, что масштаб нынешних учений предполагает противодействие вторжению, на которое способны только силы НАТО с участием такой региональной державы как Турция.
Во вторник на учениях Воздушно-десантных войск России на полигоне Опук в Крыму десантировалась батальонно-тактическая группа Новороссийской горной десантно-штурмовой дивизии с вооружением и боевой техникой, сообщил журналистам командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков, осуществляющий общее руководство маневрами.
«В ходе стартовавшего сегодня на полигоне Опук этапа практического розыгрыша боевых действий из 9 самолетов Ил-76 на площадку приземления было десантировано в общей сложности около 350 десантников, 9 боевых машин десанта БМД-2КУ и несколько контейнеров с запасами материальных средств», — цитирует Сердюкова «Интерфакс».
По его словам, сначала из самолетов Ил-76 с высоты 1300 метров на парашютных системах специального назначения «Арбалет-2» десантировались разведгруппы численностью до 40 человек, а следом за ними с высоты 800 метров на парашютах Д-10 — на площадку приземления были десантированы боевая техника и грузы и главные силы воздушного десанта в количестве более 300 человек.
Как уточнил командующий ВДВ, выброска воздушного десанта — часть первого эпизода практического розыгрыша боевых действий. Следующими его эпизодами станут высадка морского десанта на побережье Крыма и высадка из вертолетов тактического десанта в глубине полуострова, которые пройдут последовательно друг за другом.
В проходящих учениях впервые в истории российской армии будут одновременно подняты по тревоге и переброшены в Крым сразу три соединения ВДВ со штатным вооружением и техникой общей численностью 2,5 тысячи человек и 600 единиц боевой техники, Черноморский флот и Воздушно-космические силы (ВКС), подчеркивается на сайте Минобороны.
Согласно официальному сообщению ведомства, в маневрах принимают участие органы управления и подразделения Новороссийской десантно-штурмовой дивизии (горной), Камышинской и Улан-Удэнской отдельных десантно-штурмовых бригад, часть сил и средств Черноморского флота и 4-й армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа. Они отработают действия против террористов и регулярных войск условного противника.
«В ходе практического розыгрыша десантники отработают различные способы ведения противодесантной обороны во взаимодействии с силами Черноморского флота. Затем при поддержке самолетов Воздушно-космических сил они завершат уничтожение противника в глубине территории полуострова, после чего перейдут к обороне важных рубежей и районов», — цитирует Сердюкова ТАСС.
Он пояснил, что актуальность учений обусловлена «возросшей террористической угрозой, а также широким спектром применения ВДВ в качестве войск быстрого реагирования для разрешения кризисных ситуаций в различных регионах мира». Привлечение Черноморского флота и ВКС, по словам генерала, позволит отработать межвидовое взаимодействие.
В ходе учений прикрывать государственную границу с моря будут большие десантные корабли Черноморского флота, а огневую поддержку с воздуха обеспечат самолеты армейской авиации Су-24, Су-25 и Су-27, уточнял накануне телеканал Минобороны «Звезда».
Классическое определение противодесантной операции предполагает совокупность нескольких согласованных и взаимосвязанных операций или боевых действий, проводимых войсками фронта (военного округа) совместно с ВМФ и ВКС в целях отражения вторжения противника с моря, высадки его морского десанта и удержания им морского побережья, пояснил экс-заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
Соответственно вероятный противник должен, по легенде учений, проводить или морскую десантную операцию, или воздушно-морскую десантную операцию, уточняет военачальник. В первом случае речь идет о высадке на нашу территорию как минимум дивизии морской пехоты (в противном случае это уже не операция), а во втором случае к морским пехотинцам добавляется еще и воздушно-десантная (воздушно-штурмовая) дивизия гипотетического противника.
Операция таких масштабов, очевидно, не по силам вооруженным силам Украины в течение ближайших 15-20 лет, уточняет экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко.
По словам эксперта, у украинцев практически нет боеспособного военно-морского флота и соответствующих десантных средств. Грузия также не сможет высадить с моря даже усиленного взвода, уточняет адмирал. Если же собрать все корабли и катера Румынии и Болгарии, то их не хватит для высадки даже батальона морской пехоты, продолжает Кравченко.
По его мнению, морская десантная операция в Крыму сейчас по силам только Объединенным вооруженным силам НАТО в Южной Европе.
Одну из первых скрипок в этом случае будут играть армия и флот Турции. К слову говоря, Анкара не признает законность входа Крыма в Российскую Федерацию, напомнил Кравченко.
Естественно, о точном замысле проводимых учений можно только догадываться, оговаривается собеседник. Но если части и соединения ВДВ перебрасываются в район проведения учений по боевой тревоге и высаживаются как парашютным, так и посадочным способами, то есть основания предполагать, что гипотетический противник в ходе осуществления морской десантной операции добился элемента внезапности и уже высадился на побережье Крыма.
Иными словами, момент сосредоточения, посадки десанта на корабли и непосредственно высадка гипотетического противника разведкой Южного военного округа и Черноморского флота не были выявлены своевременно, а войска, в срочном порядке переброшенные в Крым, проводят мероприятия по разгрому уже высадившегося морского десанта врага. Подобный сценарий, когда наши части и соединения заведомо ставятся в самые тяжелые условия складывающейся обстановки, вполне реален.
На этих учениях могут отрабатываться и заранее спланированные действия войск по отражению вражеского вторжения с моря, уточняет адмирал Кравченко. Тогда речь идет о заблаговременном развертывании частей и соединений на десантно-опасных направлениях, создании системы инженерных заграждений в противодесантной обороне морского побережья в увязке с морскими минными заграждениями, сооружение оборонительных рубежей и создание системы огневого поражения гипотетического противника.
По мнению военачальника, Черноморский флот в подобной противодесантной операции будет наносить удары по морским десантам и силам высадки предполагаемого противника, осуществлять минные постановки, уничтожать силы оперативного прикрытия и другие корабельные группировки врага в районе операции, а также блокировать высаженный десант и содействовать сухопутным войскам в его ликвидации.
Опрошенные эксперты соглашаются, что такие масштабные учения по противодесантной обороне Крыма проводятся впервые с момента распада Советского Союза.
На маневры уже отреагировал Генштаб Вооруженных сил Украины.
«За этими учениями и соответствующими структурами, уполномоченными проводить такого рода деятельность, мы наблюдаем. Мы делаем это потому, что учения проходят на временно оккупированной Российской Федерацией территории и к ним привлечено большое количество воздушно-десантных войск Вооруженных Сил России», – заявил в комментарии изданию Крым.Реалии офицер управления по связям с общественностью украинского Генштаба Владислав Селезнев.
Он подчеркнул, что Украина готова ответить в случае военной агрессии на любом участке украинско-российской границы.
«Наши аналитики просчитывают возможные риски и после этого вносятся коррективы в планы боевой подготовки подразделений и осуществляется соответствующий контроль за этими мерами», – добавил Селезнев.
Отрицательно к учениям отнеслись и в НАТО.
Официальный представитель альянса Оана Лунгеску заявила изданию «Коммерсант», что «любые военные учения на территории оккупированного Крыма в соответствии с международным правом нелегальны, так как они не согласованы с украинским правительством».
«С 2014 года военная активность России в районе Черного моря значительно увеличилась, и масштабное наращивание военной мощи со стороны России в Крыму представляет угрозу для региональной стабильности и международной безопасности», — отметила Лунгеску. Она подчеркнула, что российские власти не проинформировали НАТО об этих учениях.
В Минобороны, в свою очередь, сослались на положения Венской конвенции 2011 года, которая предписывает уведомлять о маневрах с использованием личного состава более 13 тыс. человек.
«Сегодня отрабатывать подобные сценарии в полном объеме для наших Вооруженных сил просто необходимо. И без всяких оглядок на возможный международный резонанс», – констатировал, в свою очередь, адмирал Кравченко.