Военно-воздушные силы Мексики переживают сегодня далеко не лучшие времена. Страна с населением 120 млн человек и с ВВП, который сопоставим с российским, фактически осталась без реактивной истребительной авиации. Последние Northrop F-5E/F Tiger II, отслужив 34 года, были выведены из состава ВВС в сентябре прошлого года. Замены им не последовало. При таких условиях ядром военно-воздушных сил будут оставаться закупаемые в США турбовинтовые штурмовики Beechcraft T-6C Texan II и швейцарские учебно-тренировочные PilatusPC-7.
Положение ближайшего соседа Соединенных Штатов и отсутствие очевидного военного противника до последнего времени позволяло Мексике экономить на вооруженных силах. Неудивительно, что вплоть до 2007 года в строю находились раритетные Lockheed T-33 Shooting Star, спроектированные еще в 1940-х годах. В дополнение к ним в 1982 году мексиканцы приобрели 12 легких истребителей F-5E, которые на момент покупки также не относились к числу современных.
В 2006–2012 годах немногочисленная мексиканская авиация интенсивно применялась в так называемой нарковойне, когда президент Фелипе Кальдерон начал бои с наркотрафиком. В ходе этого затяжного внутреннего конфликта F-5 перехватывали воздушные суда, которые незаконно пытались пересечь границу Мексики со стороны Гватемалы. Однако время брало свое, и к осени 2016 года лишь четыре F-5 могли подняться в воздух. Рассматривая вопрос об их замене, мексиканское правительство планировало приобрести 12 подержанных General Dynamics F-16 C/D Block 30 из наличия американских либо израильских ВВС, но это решение не было поддержано мексиканским Конгрессом.
Нынешний президент Энрике Пенья Ньето объявил о масштабной модернизации ВВС Мексики. По замыслу, она должна быть разбита на три этапа и завершиться к 2030 году. В период между 2025 и 2030 годами для задач ПВО страны, патрулирования, а также охраны приграничных территорий планировалось закупить до 24 боевых самолетов. Из-за тесных отношений с США вероятным вариантом могут стать все те же F-16. При этом, если мексиканское правительство все же объявит тендер, его участниками могут стать европейские и российские производители авиатехники. Вариантов здесь будет не так уж много. Французский Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, шведский Gripen и российский МиГ-35.
Каковы же могут быть шансы каждого из этих самолетов на победу? Пока что все преимущества на стороне американцев. Несмотря на высокую рыночную стоимость даже не самых последних модификаций F-16, США могут пойти навстречу своему южному соседу и уступить самолеты по заниженной цене с целью сохранения контроля над мексиканским рынком вооружений. По мере пополнения американской авиации новейшими Lockheed Martin F-35 Lightning II – F-16 в любом случае будут сниматься с вооружения. Страны имеют общую границу, что значительно упрощает ситуацию с переподготовкой мексиканских пилотов. F-16 производится более 30 лет, инфраструктура их послепродажного обслуживания давно отлажена.
По опыту индийского тендера MMRCA можно предположить, что возможная стоимость «Тайфунов» и «Рафалей» окажется для Мексики неподъемной. Серьезных стимулов для снижения цены у европейских производителей нет. На этом фоне куда более реален выбор в пользу многофункционального «Грипена», который является, пожалуй, самым легким истребителем четвертого поколения. Проектируя самолет, фирма Saab стремились сделать его оптимальным с точки зрения критерия стоимость–эффективность. Тем не менее возможности экспорта Грипена сильно ограничены. На истребителе установлен двигатель Volvo RM12, который, в свою очередь, является одной из версий американского General Electric F404. И «Грипен» сможет принять участие в гипотетическом тендере лишь в том случае, если США дадут на это свое согласие.
Если говорить о МиГ-35, то для его вывода на мексиканский рынок России придется приложить много усилий. Против Москвы будут играть такие факторы, как зависимость Мексики от США, отсутствие у нее опыта эксплуатации российской авиатехники, сложность подготовки пилотов и наземного персонала, а также, к сожалению, характерное для России отставание в вопросах послепродажного обслуживания авиатехники. В свое время перуанцы, закупившие в 1990-е годы подержанные МиГ-29, столкнулись с серьезными проблемами в ходе эксплуатации и модернизации.
Для того чтобы мексиканцы все же сделали свой выбор в пользу МиГ-35, России придется предложить им нечто особенное. И дело здесь не только в тактико-технических характеристиках российского самолета. Его возможности как боевого комплекса, характеристики бортового радиоэлектронного оборудования, дальность и полезная нагрузка, может быть, и не сильно выделяются на фоне западных самолетов поколения 4+. МиГ-35 в любом случае соответствует достаточно скромным мексиканским требованиям. Для проникновения на мексиканский рынок руководство АО РСК «МиГ» должно быть готово на щедрый офсет или на столь часто упоминаемую в последнее время передачу каких-либо технологий. По всей видимости, речь может идти и о налаживании лицензионного производства МиГов. По опыту многих стран развертывание сборки самолетов и производство части комплектующих на месте, а также связанная с этим подготовка специалистов в дальнейшем не только упрощают эксплуатацию техники, но и значительно повышают общий качественный уровень военно-воздушных сил. Возможно, это будет именно то предложение, от которого мексиканцам будет трудно отказаться.