В начале пятидесятых годов американское командование пришло к выводу о необходимости замены легких танков M41 Walker Bulldog. Подобная техника уже не в полной мере отвечала существующим требованиям, из-за чего в скором будущем ее требовалось заменить новыми образцами аналогичного класса. С целью замены стремительно устаревающих танков были запущены несколько новых проектов. Один из проектов перспективной легкой бронемашины получил известность под рабочим обозначением T71.
Увидев недостаточность имеющихся характеристик и сомнительное будущее существующей техники, военное ведомство США в мае 1952 года сформировало и представило требования к перспективному легкому танку. В соответствии с первоначальным техническим заданием, армия желала получить гусеничную бронированную боевую машину с орудием калибра 90 мм. Боевая масса образца не должна была превышать 20 т. В обозримом будущем эти требования корректировались тем или иным образом. В частности, позже максимальную боевую массу сократили до 18 т. Кроме того, в связи с возможными техническими проблемами калибр орудия уменьшили до 76 мм.
Современная реконструкция облика танка T71
К середине следующего года несколько ведущих организаций оборонной промышленности представили свои варианты новой техники. Поставленные конструкторские задачи предлагалось решать самыми разными способами, из-за чего разработанные машины имели весьма заметные отличия. Одновременно с этим присутствовали и общие черты, оговариваемые техническим заданием. В июле 1953 года на специальном заседании на базе Форт-Нокс были выбраны три проекта, больше всех устроившие военных. Их планировалось развивать дальше, вплоть до нового сравнения и выбора машины для серийного производства. На этом этапе программа получила рабочее обозначение T71.
Конструкторы Арсенала Детройта предложили строить гусеничную бронемашину традиционной компоновки с поворотной башней лафетного типа. 76-мм орудие предлагалось оснастить автоматом заряжания, что позволяло сократить экипаж до трех человек. Также предлагались некоторые другие идеи и решения, дававшие возможность сократить габариты техники, а также уменьшить ее боевую массу в соответствии с требованиями заказчика.
Второй проект был предложен компанией Cadillac Motor Car Company – подразделением General Motors. Этот вариант танка имел компоновку с передним размещением двигателя и должен был оснащаться 76-мм орудием, не сопряженным с автоматом заряжания. Экипаж состоял из четырех человек. Сокращать массу конструкции предлагалось при помощи правильного подбора толщины броневых листов. По расчетам, танк от «Кадиллак» по уровню защиты не должен был отличаться от существующего M41.
Третья версия танка была создана компанией Aircraft Armament Incorporated (AAI) и основывалась на ряде оригинальных решений. Для уменьшения размеров и массы танка предлагалось использовать корпус сокращенного поперечного сечения. Двигатель поместили в передней части корпуса, рядом с водителем. Была разработана новая низкопрофильная башня. Верхние люки башни получили собственные пулеметные установки. Основное 76-мм орудие предлагалось комплектовать автоматикой досылания, требующей участия заряжающего, из-за чего в экипаж следовало включить четверых человек. При всех своих преимуществах, танк от AAI оказался достаточно тяжелым и весил немного больше заданных 18 т.
Ознакомившись с конструкторской документацией по трем проектам, специалисты военного ведомства выбрали две наиболее удачные и интересные разработки. Дальнейшее развитие должны были получить проекты компаний Cadillac Motor Car Company и AAI. В ближайшем будущем победители конкурса должны были продолжать разработку своих проектов, а также построить полноразмерные деревянные макеты техники. Интересно, что Детройтский арсенал, не сумевший заинтересовать армию своей разработкой, тоже начал строительство демонстрационного макета, однако на получение заказа ему рассчитывать не приходилось.
Изначально предполагалось, что по мере продолжения программы T71 будет найдена возможность объединения нескольких проектов. Тем не менее, вскоре выяснилось, что подобное развитие событий попросту невозможно. Один из выбранных предварительных проектов основывался на традиционных идеях и решениях, тогда как второй был новаторским. Объединение наработок по двум проектам не имело смысла, а также могло представлять собой чрезвычайно сложную задачу без гарантии успешного решения. Из-за этого военным пришлось пересматривать имеющиеся планы.
Решение сложившейся проблемы было найдено в начале весны 1954 года. Военное ведомство постановило продолжить разработку проекта от фирмы «Кадиллак» в рамках программы T71. Легкий танк от AAI, в свою очередь, получал новое обозначение T92 и должен был разрабатываться отдельно. Это позволяло завершить проектирование двух значительно отличающихся друг от друга машин без какого-либо противостояния или конфликта между ними. Как следствие, дальнейшая разработка легкого танка T71велась силами Cadillac Motor Car Company.
Схема танка T71 от Cadillac Motor Car Company
В ходе развития первоначального предложения конструкция перспективного танка не подвергалась серьезным переработкам. Основные ее особенности оставались без изменений. При этом заметные доработки использовались в отношении разнообразных узлов и агрегатов, влияющих на характеристики, но не сказывающихся на общем облике. В итоге к концу работ легкий танк T71 частично остался прежним, но одновременно с этим был значительно обновлен.
Инженеры фирмы «Кадиллак» предложили строить свой танк по схеме с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения и центральным боевым отделением. Корма, соответственно, отдавалась под размещение боекомплекта и топлива. Такая конструкция позволяла оптимизировать распределение внутренних объемов, а также положительным образом сказывалась на некоторых других аспектах проекта. Предлагалось использовать сварной корпус, способный обеспечить всеракурсную защиту от стрелкового оружия. Лобовая проекция при этом должна была защищать машину и от более серьезных угроз. Максимальная толщина брони задавалась на уровне 25,4 мм, минимальная – 19 мм. Одновременно с этим общий уровень защиты и живучесть на поле боя предлагалось повышать за счет высокой подвижности и правильной компоновки корпуса.
Лобовую часть корпуса танка T71 предлагалось собирать из трех прямоугольных броневых листов, размещенных под разными углами к вертикали. Верхний лист, находящийся рядом с крышей, отличался меньшим наклоном. Средний и нижний, в свою очередь, образовывали структуру клиновидного профиля. У левого борта на верхнем лобовом листе предлагалось закрепить литую деталь сложной формы, служащую основанием для люка и смотровых приборов механика-водителя. Также корпус должен был иметь вертикальные борта, горизонтальную крышу и наклоненный назад кормовой лист.
Была разработана литая башня сравнительно сложной формы. Ее лобовую часть предлагалось выполнять в виде скругленного выступающего агрегата. Бортовые участки купола являлись несимметричными из-за необходимости установки дополнительного оборудования. В крыше башни предлагалось установить два люка. Левый, предназначенный для заряжающего, отличался простотой конструкции. На правом отверстии в башне предлагалось поместить командирскую башенку с набором перископических приборов и пулеметной установкой. Последняя позволяла использовать оружие, не покидая защищенный отсек.
Проектом T71 предлагалось применение бензинового двигателя Continental AOI-628-1 мощностью 340 л.с. В одном отсеке с двигателем находилась трансмиссия Allison XT-300, обеспечивавшая передачу крутящего момента на передние ведущие колеса. В свободных объемах корпуса удалось поместить топливные баки общей емкостью 150 галлонов (568 л).
Ходовая часть танка отличалась простотой конструкции. На каждом борту предлагалось помещать по четыре опорных катка большого диаметра. Катки получали индивидуальную торсионную подвеску. Задняя пара катков была опущена на грунт и выполняла функции направляющих колес. Поддерживающие ролики не применялись. Была создана новая гусеница шириной 355 мм с цевочным зацеплением и центральными гребнями.
Макет легкого танка T71, разработанного Детройтским арсеналом
В башне предлагалось поместить качающуюся установку с 76-мм нарезным орудием T185. Эта пушка имела ствол длиной 60 калибров, оснащалась дульным тормозом и имела полуавтоматический клиновый затвор, перемещающийся по вертикали. Для заряжания затвор уходил вниз. Орудие могло использовать унитарные выстрелы нескольких типов различного назначения. Снаряды имели массу от 3,2 кг (бронебойные M319 и M496) до 7,1 кг (дымовой M361). Начальная скорость боеприпаса достигала 1260 м/с. Имелась возможность получения скорострельности до 12 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы (без учета возможностей систем наведения) превышала 21,6 км.
Орудийная установка имела ручные и электрогидравлические приводы наведения. Обеспечивалось круговое вращение башни с возможностью перемещения качающейся установки от -10° до +20° относительно горизонтали. Горизонтальная наводка могла осуществляться при помощи механических устройств или вручную, вертикальная – только с использованием маховиков ручного привода.
Вспомогательное оружие танка состояло из спаренного пулемета винтовочного калибра, помещенного слева от пушки на общих с ней креплениях, и зенитной пулеметной установки. Последняя была интегрирована в поворотную командирскую башенку. Башенка имела возможность вращения в горизонтальной плоскости. В передней ее части имелось качающееся устройство для монтажа пулемета, в задней – откидная крышка люка. Конструкция командирской башенки позволяла использовать крупнокалиберные пулеметы.
Внутри боевого отделения удалось разместить достаточно крупные укладки для боекомплекта всего имеющегося оружия. Танк мог взять на борт до 60 снарядов для пушки. Боекомплект спаренного пулемета мог достигать 5 тыс. патронов. Патроны 12,7х99 мм могли перевозиться в количестве до 600 штук. Также проектом предлагалась перевозка пистолетов-пулеметов M3A1 с боезапасом 180 патронов, карабина M2 с 90 патронами и восьми ручных гранат.
В экипаж перспективного легкого танка планировалось включить четырех человек. В передней части корпуса, у левого его борта, помещалось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Он располагал собственным люком в крыше корпуса. Вокруг люка размещались смотровые приборы. Трое других танкистов помещались в боевом отделении. Наводчик и командир находились справа от пушки друг за другом. Левую половину башни занимал заряжающий. В крыше башни предусматривалось лишь два люка, из-за чего наводчик мог покинуть машину только после командира.
За счет максимально плотной компоновки танк T71 получался компактным и легким. Боевая масса не превышала 17 т. Длина машины по корпусу составляла 4,63 м, с пушкой вперед – 6,9 м. Ширина – 2,8 м, высота по командирской башенке – 2,5 м. Удельная мощность в 17 л.с. на тонну позволяла получить достаточно высокие характеристики подвижности. Максимальная скорость, по расчетам, должна была достигать 56 км/ч. Запас хода – 265 км. Ходовая часть обеспечивала пересечение рва шириной 1,8 м, подъем на 91-см стенку или движение по броду глубиной 1,2 м.
Разработка проекта легкого танка T71 продолжалась в течение нескольких лет. Первый вариант проекта, получивший одобрение в 1953 году, со временем был изменен с целью повышения более высоких расчетных характеристик. Улучшенный проект был представлен заказчику, после чего тот сформировал новый список требуемых доработок. Результатом дальнейших работ с учетом изменившихся требований заказчика стал проект с обозначением T71E1.
Легкий танк T92
Новый вариант легкого танка должен был использовать большую часть существующих агрегатов, но при этом отличаться некоторыми особенностями конструкции и составом бортового оснащения. По некоторым данным, в этом проекте предлагалось использование более мощного двигателя, способного заметно повысить подвижность машины. Кроме того, вместо торсионной подвески могли использоваться гидропневматические устройства. Также должны были появиться некоторые иные изменения меньшего масштаба.
Известно о разработке улучшенного орудия T185E1, которое могло стать «главным калибром» модернизированного танка. В целом, оно было похоже на базовое изделие, однако отличалось некоторыми особенностями. Так, в этом проекте использовался вертикально скользящий клиновый затвор, при перезарядке уходящий вверх. Габариты, масса, номенклатура боеприпасов и огневые характеристики остались прежними.
Разработка проектов T71 / T71E1 продолжалась до начала 1956 года. В дальнейшем планировалось изготовить макеты новой техники, провести необходимые доработки, а затем приступить к строительству и испытаниям опытных машин. Тем не менее, проект был остановлен даже до начала строительства макетов. На тот момент в разработке находилось сразу два проекта перспективных легких танков, имевших значительные отличия. Сравнив полученные результаты проектов, военные решили отказаться от одного из них.
Армейские специалисты посчитали, что менее удачной является разработка компании Cadillac Motor Car Company. При неплохих расчетных характеристиках, такая машина все же должна была уступать параллельно разрабатываемому танку T92. Кроме того, проект T71 столкнулся с некоторыми трудностями, результатом которых стало затягивание работ. Таким образом, выбирая между двумя проектами, военные имели все основания склоняться к танку T92. Дополнительным стимулом для такого выбора стали определенные проблемы финансового характера. На тот момент военное ведомство США не могло позволить себе строительство и испытания двух легких танков сразу.
По результатам изучения сложившейся ситуации проект T71 был закрыт за отсутствием преимуществ перед конкурирующей разработкой и из-за наличия некоторых заметных проблем. Дальнейшие работы по тематике легких танков, целью которых был поиск замены устаревающим танкам M41, планировалось вести в рамках проекта T92. Из-за сравнительно раннего закрытия проект T71 не смог дойти до стадии строительства макета, не говоря уже об опытной машине. На данный момент известны только схемы перспективного танка. Фотографии, по понятным причинам, отсутствуют.
В начале 1956 года проект T71 был закрыт. Предлагаемый танк не мог конкурировать с альтернативой в лице проекта T92. Развитие второго проекта было продолжено, что позволило довести его не только до стадии сборки прототипа, но и до строительства опытной машины. Успехи этой разработки достойны отдельного рассмотрения.
По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://tankinfo.ru/
http://blogtanker.ru/
http://ftr-wot.blogspot.fr/
Hunnicutt, R.P. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume 2. Navato, CA: Presidio Press, 1995.