Ремонт с модернизацией тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» начнется в сентябре на заводе под Мурманском, стоимость работ составит почти 40 млрд. рублей. Об этом 22 апреля сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его данным, осенью «Звездочка» подпишет с флотом контракт на второй этап ремонта и модернизации авианосца. «Цена сделки уже согласована — это почти 40 миллиардов рублей. Работы начнутся в том же месяце на 35-м судоремонтном заводе в Росляково под Мурманском», — рассказал источник.
Кроме того, собеседник агентства сообщил, что установленный на «Адмирале Кузнецове» ракетный комплекс «Гранит» будет заменен на ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом, по его словам, универсальные вертикальные пусковые установки 3С14 будут унифицированы под запуск сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».
Во время модернизации на корабле отремонтируют всю электромеханическую часть, включая главную двигательную установку — там заменят несколько пришедших в негодность котлов.
— Также будет модернизирован взлетно-посадочный комплекс, чтобы гарантированно обеспечить безопасность взлета и посадки истребителей, — отметил источник, добавив, что авиагруппа крейсера останется смешанной, в ее состав по-прежнему будут входить тяжелые истребители Су-33 и легкие МиГ-29К/КУБ.
Официального подтверждения этой информации на данный момент нет. В СМИ не раз появлялась информация о том, что работы по модернизации авианосца должны начаться в ближайшей перспективе: либо в 2017 году, либо в 2018-ом.
Напомним, что «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной авианосной группы Северного флота 8 февраля вернулся из дальнего похода в восточное Средиземноморье. За время боевой службы у берегов Сирии были потеряны два палубных истребителя: 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР, а 5 декабря при посадке сорвался с палубы и затонул Су-33.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов не исключает, что озвученная источником СМИ стоимость ремонта и модернизации ТАВКР на самом деле — информационный вброс.
— В середине марта в СМИ уже проходила предварительная сумма — 65 млрд. рублей — с возможностью увеличения, при этом только одни различные опытно-конструкторские работы составят около 30 млрд. На мой взгляд, цифра 40 млрд. может быть реальной, если только в нее не будут включены ОКР. Скажем, для переделки корабля по типу авианосца «Викрамадитья» (ТАВКР «Адмирал Горшков» после полной перестройки в составе ВМС Индии) 40 млрд. явно недостаточно. Скажем, считается, что ремонт, модернизация и перевооружение тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Нахимов», которые должны завершиться в 2018 году, обойдутся бюджету в 50 млрд. рублей.
«СП»: — С учетом заявленного перевооружения речь идет ремонте и глубокой модернизации…
— Сложно навскидку оценивать сумму, но, наверное, в сумму 40 млрд. вряд ли войдет установка другого ракетного комплекса, поскольку это также потребует проведение ОКР.
«СП»: — Сколько времени понадобиться на проведение работ, масштаб которых очерчен источником ТАСС?
— Еще при Анатолии Сердюкове были планы отправить корабль «к стенке» в 2012 году, и тогда говорили, что ремонт и модернизация продлятся пять лет. Речь шла о глубокой модернизации корабля. Но сроки работ по «Адмиралу Нахимову», которые фактически начались только в 2013 году, также сводятся к пяти годам. Видимо, на этот период стоит ориентироваться, если не будет каких-то осложнений.
«СП»: — В сообщении указывается, что будет модернизирован взлетно-посадочный комплекс (ВПК) «Кузнецова». Что под этим может подразумеваться? С учетом сирийского опыта ВПК — «больное место» корабля?
— Я бы так не сказал. Причина неудачных взлета-посадки необязательно кроется в корабле… Взлетно-посадочный комплекс «Кузнецова» содержит авиафинишер и, возможно, речь идет о его замене. В мире есть всего три страны, которые делают аэрофинишеры, — Россия, США и КНР. В постсоветский период мы сделали уже достаточно комплектов — три для индийцев, для тренировочного комплекса морской авиации НИТКА в Ейске, отдельные тросы для «Кузнецова». Кстати, в Индии очевидных инцидентов не было, а индийцы летают достаточно интенсивно.
«СП»: — Также указывается об установке современного ударного вооружения…
— Это, конечно, спорная тема. Ракетный комплекс «Гранит» с 24 тяжелыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 уже давно не выпускается, да и сложно представить, что авианосец будет стрелять по кому-то противокорабельными ракетами. У корабля такого класса совершенно иные задачи. С другой стороны, — у нас довольно мало кораблей 1-го ранга, да и новых не предвидится. Так что, видимо, флот решил таким образом сохранить ударные противокорабельные возможности «Кузнецова», хотя, конечно, никто в мире больше так не делает — не устанавливает оружие на авианосец. Но за неимением гербовой, как говорится, пишут на простой… Те же индийцы на «Викрамадитья» установили только комплекс ПВО Barak.
«СП»: — Иметь авианосец в составе ВМС престижно, но с учетом общего состояния экономики, проблем чисто военного характера, которые были видны при походе «Кузнецова» в Средиземное море, некоторые эксперты скептически оценивают перспективы крейсера и его авиакрыла. Мол, авианосец — это не российская тема…
— Скажу так: если у нас есть претензии на глобальное лидерство, то авианосец нам нужен. К тому же, сирийский опыт показал, что иногда такой корабль нам нужен для усиления авиационной группировки.
«СП»: — В конце 2016 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев заявил, что после ремонта и модернизации может быть усилено авиакрыло «Кузнецова» — до 30 самолетов. С учетом этого могут быть сделаны определённые поправки при работе над кораблем?
— Говорят, что Су-33 тяжело входит либо в подъемник, либо в ангар, поэтому эти истребители в основном находятся на палубе «Адмирала Кузнецова». Возможно, какая-то корректировка и будет. Корабельный МиГ-29 все-таки меньше, легче и компактнее Су-33, и можно получить авиагруппу, большую по численности. В состав авиакрыла в перспективе войдут МиГ-29 и десяток Су-33, которые будут добивать свой ресурс.
Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков также считает, что 40 млрд. рублей — небольшая сумма для модернизации авианесущего крейсера.
— Понятно стремление заменить ракетный комплекс для того, чтобы была возможность вести стрельбу как принятыми на вооружение, так и перспективными ракетами. Однако, по моему убеждению, на кораблях такого класса как «Кузнецов» устанавливать ударное оружие не стоит. Корабль должен иметь максимальное по численности авиакрыло, а не совмещать в себе функции авианосца и ударного корабля.
Конечно, будет хорошо, если будет повышена надежность ВПК (взлетно-посадочного комплекса), но основная проблема в работе корабля заключается ведь не в полосе… Мое мнение — в настоящее время все-таки нельзя говорить о достаточной выучке летного состава для обеспечения безаварийного использования такого корабля. Тренировки на комплексе морской авиации — это, конечно, хорошо, но выучка пилотов там и выучка на практических полетах по посадке-взлету — это не одно и то же.
Что касается слухов о том, что Су-33 не так просто влезают в лифт для подъема-спуска самолетов из подпалубного ангара, то, на мой взгляд, — это отговорки, в том числе для оправдания ставки на корабельные МиГ-29. Су-33 имеют достаточный опыт эксплуатации. Эффективная занимаемая площадь МиГ-29К или МиГ-29КУБ примерно в полтора раза меньше, то есть вместо 24 Су-33 на корабле можно разместить 36 МиГов. Но с учетом ограничений в составе одновременно используемых самолетов в ударе и количества палубных позиций (16 на «Кузнецове»), главное для палубного самолета — радиус действия. И как раз радиус тяжелого истребителя-бомбардировщик Су-33КУБ больше соответствует требованиям к отечественному корабельному самолету. МиГ-29 — это, бессп-о, замечательная машина, но ее поле боя лежит над сушей.