Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn.
Отмечается, что еще в 2010 году КНР не имела технологий для создания сверхзвуковых самолетов уровня российского Ту-160 и американского В-1 В, а все заявления о создании нового бомбардировщика в начале 2000-х годов «были просто лозунгами». Однако сегодня Китай «накапливает технологии», с помощью которых вскоре может создать самолет уровня малозаметного американского В-2 Spirit.
Страна успешно развивает технологии стелс по программе истребителя пятого поколения J-20, получает навыки проектирования и строительства самолетов большого размера, работая по программе военно-транспортного Y-20 и пассажирского Comac C919, вырабатывает компетенции по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения на базе WS-15 и WS-18 (китайская копия отечественного Д-30КП-2). Таким образом, замечает издание, Китай уже накопил «богатые технические резервы», чтобы вплотную работать над стелс-бомбардировщиком по схеме «летающее крыло».
Ресурс напоминает, что в конце декабря 2016 года командующий ВВС НОАК Ма Сяотянь в официальной газете Министерства науки и технологий КНР Science and Technology Daily официально заявил, что страна ведет разработку бомбардировщика дальнего радиуса действия следующего поколения Н-20. Кроме того, как тогда отмечал сайт Defense-aerospace, Центральное телевидение Китая даже показало чертеж предполагаемого бомбардировщика. Ранее издание China Military Online написало о том, что дальность полета нового стратега должна составить 12000 км (с одной дозаправкой — 18000 км), и он должен быть способен поражать цели в Северной Америке крылатыми ракетами большой дальности. Самолет может появиться после 2020 года, сообщил источник ресурса mil.news.sina.com.cn.
Заметим, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что информации о H-20 крайне мало, но с учетом опыта США и СССР вряд ли у Китая получится совершить резкий скачок от H-6 к аналогу В-2 Spirit.
— Мне сложно поверить, что без промежуточных разработок можно совершить мощный рывок от Ту-16 и создать нечто совершенное. Возможно, внешне новый самолет и будет похож на американский стелс-бомбер, но конструктивно, скорее, будет аналогом B-1B и Ту-160. Гипотетически китайцы могли посмотреть все советские бомбардировщики — Ту-95, Ту-160 и Ту-22, которые были на Украине. Понятно, что украинцы никуда ничего не перегоняли, то чертежи и комплектующие вполне могли продать. То есть у китайцев была возможность получить доступ к последним советским наработкам, и, наверное, это упростило им работу над совершенствованием своих стратегов…
Другой вопрос — зачем ВВС НОАК бомбардировщик, выполненный с применением стелс-технологий. Американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Возможностей для обнаружения и перехвата китайских «невидимок», летящих через океан, у американцев намного больше. Понятно, что КНР нужен носитель крылатых ракет большой дальности, но насколько его необходимо делать малозаметным — вопрос.
«СП»: — Считается, что китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом их авиапрома.
— Да, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Вот наши и свои аналоги этих движков они могут поставить на обсуждаемый самолет, но понятно, что это — не самое последнее слово в двигателестроении.
Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант — китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне.
«СП»: — По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения…
— Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A — КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2.
— Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США — «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем.
В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.
— Если китайцы действительно создают что-то вроде самолета B-2, то, очевидно, их интересует бомбардировщик прорыва, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, B-2 не осуществляют патрулирование: они тихо «сидят» на своих базах и вылетают либо на войну, либо на учения, о которых мы не узнаем. Стелс-самолеты никогда ничего не патрулируют в открытую — это бессмысленно. Но что точно конкретно делают китайцы — нельзя сказать в силу закрытости информации, ничего неясно до тех пор, пока самолет не получится в «железе».
То же касается и технологий, которыми располагает КНР по строительству бомбардировщиков и, по сути, их вооружения и оснащения боевых частей ракет — все это из разряда гаданий. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о примерном количество ядерных боеголовок на вооружении Китая. До сих печатаются оценки, мол, КНР обладает 200 ядерными боеголовками, что, конечно, полный абсурд. Понятно, что у нее как минимум их в 10 раз больше.
Но вообще непонятно почему американцы смогли собрать бомбардировщик B-2 еще в 1988 году и почему китайцы не могут сделать нечто подобное сегодня — с их бурным развитием военно-промышленного комплекса.