Россия не сможет сделать ПАК ДА «невидимкой» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Россия не сможет сделать ПАК ДА «невидимкой» - «Военные действия» 13:00 Понедельник 0 554
24-04-2017, 13:00

Россия не сможет сделать ПАК ДА «невидимкой» - «Военные действия»


Россия не сможет сделать ПАК ДА «невидимкой» - «Военные действия»

Недавно российские СМИ сообщили, что контракт на создание опытного образца бомбардировщика нового поколения ПАК ДА подписан. Самолет будет выполнен по схеме «летающее крыло» с максимальным применением радиопоглощающих материалов — по технологии стелс. Однако, как пишет 21 апреля сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn, новый бомбардировщик по своей малозаметности будет значительно уступать американскому «бомберу-невидимке» B-2 и даже перспективному китайскому Н-20.

Как считает китайский портал, Россия так и не смогла достичь реального прогресса в технологиях стелс, ее военный авиапром отстает в технологиях скрытой связи и когнитивного радио, а также в использовании ресурсов бортовых радиолокационных станций (БРЛС) для решения задач РЭБ. Отмечается, что к 1999 году технический и технологический уровень китайских авиационных РЛС уступал советскому, но потом КНР получила доступ к некоторым современным западным технологиям, которые были недоступны СССР и его правопреемнице — России. Например, к технологиям плоской антенной решетки РЛС, продвинутым методам обработки сигналов доплеровской РЛС и т. д. Это позволило Китаю с 1980 года активно аккумулировать технологии и создать прочный фундамент собственных разработок и производства авиационных РЛС.


В настоящее время, пишет mil.news.sina.com.cn, Россия столкнулась с рядом проблем, работая над снижением эффективной площади рассеивания по программе истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Что подразумевает целый комплекс мер, начиная от покрытия самолета и заканчивая снижением инфракрасного излучения узлов самолета и его шумности. Поэтому российский авиапром может попытаться сделать ПАК ДА полноценным стелс-бомбардировщиком, но на каком уровне это будет реализовано — большой вопрос.

Насколько корректны рассуждения китайского ресурса об отставании России от Запада в сфере стелс-технологий и авиационного радиолокационного оборудования?

Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко согласен с тем, что во время распада СССР и после отечественный военный авиапром в сфере стелс-технологий отставал от США.

— Понятно, что тогда по всей стране останавливалось производство. Изменения негативно отразились на работе КБ и т. д. А китайцы последние 30−40 лет активно «заимствовали» технологии откуда только можно. Для нас западная техника всегда оставалась, по сути, недоступной, и мы делали ставку на развитие собственной электроники военного назначения, причем довольно успешно. Для примера: отечественные системы боевого управления стратегическими ядерными силами (СЯС) всегда опирались исключительно на отечественные комплектующие и разработки.

В настоящее время истребитель пятого поколения Т-50 проходит испытания, и по тем данным, которые есть, имеет неплохие характеристики и в плане маневренности, и малозаметности. Но насчет отставания от США или их опережения мне трудно что-то сказать. Я сейчас уже не служу и не ко всему допущен: одно дело судить о ТТХ по данным в СМИ, и другое — оценивать самолет в реальности. Одно ясно: те разработки, которые применяются на Т-50 и на глубоко модернизированной версии бомбера Ту-160М2, по понятным причинам не афишируются.

Кроме того, для сравнения разработок нужны критерии оценок, а они на самом деле довольно условны. Даже если проводить исследование по конкретной отражательной способности и сравнивать самолеты по величине эффективной площади рассеяния (ЭПР, измеряется в квадратных метрах).

Но на мой взгляд, российским ВКС нужен стелс-бомбардировщик, самолет прорыва, поскольку у американцев очень мощный авианосный флот, плюс у них есть планы по увеличению авиационной ударной мощи универсальных десантных кораблей.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что в китайской прессе наравне со взвешенными аналитическими материалами периодически появляются информационные вбросы, связанные с качеством российских вооружений и военной техники.

— Главное, что кажущиеся спорные тезисы крайне сложно проверить даже потому, что нет критериев для серьезного сравнения. Вообще, если формально оценивать, то по стелс-технологиям Россия явно не отстает хотя бы потому, что истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит испытания, а не существует на бумаге. Да и откровенно смешно сравнивать российский и китайский уровень технологий по производству бомбардировщиков, потому что основу воздушной компоненты ядерной триады НОАК составляют переработанные, но все же лицензионные копии советского Ту-16 (бомбардировщики Н-6). И я не верю, что китайцы могут совершить резкий скачок от Н-6 к совершенному стелс-бомберу H-20, не пройдя каких-то промежуточных стадий. С другой стороны, отставание от США в технологиях снижения заметности у нас, наверное, есть — все же в составе их ВВС три стелс-самолета — F-22, F-35 и B-2 («невидимка» F-117 снят с вооружения).

Что касается технологий авиационных РЛС, то китайский ресурс, видимо, имел в виду, что у них истребители J-20 уже вроде как имеют БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а у наших еще нет АФАР (хотя абсолютно непонятно, что собой в реальности представляет китайская БРЛС с АФАР). Но вообще считается, что РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой сейчас находится на пике своих возможностей и превосходит АФАР на ранних этапах. Насколько можно судить, БРЛС с ПФАР на истребителе Су-35 по своим возможностям вполне сопоставима с РЛС с АФАР на западных машинах. А Т-50, как заявлено, получит локатор с АФАР.

По поводу ПАК ДА пока еще нет конкретики, но, видимо, при его разработке будет сделана ставка на технологичность, тихоходность, дешевизну, а также — мощную РЛС и большой запас топлива для долгого патрулирования. По большому счету нам нужна платформа для пуска ракет большой дальности, поскольку прорваться на территорию Штатов довольно проблематично.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что отставание России от США в сфере технологий налицо, только большой вопрос — является ли это проблемой для отечественного военного авиапрома.

— У американцев стелс-самолеты давно стоят на вооружении, в отличие от нас — истребитель Т-50 до серии пока еще не дошел и неясно, насколько он на самом деле «стелсовый». С другой стороны — непонятно, насколько в России вообще стремились такие самолеты создавать, потому что у нас долгое время они считались «неправильными»: такой самолет, во-первых, довольно плохо летает, во-вторых, очень дорогой. Поэтому насколько наше отставание от американцев имеет техническое обоснование — большой вопрос.

«СП»: — Насколько верен тезис китайцев про отставание в сфере авиационных РЛС? Про наземные средства РЭБ и РЭП (радиоэлектронного подавления) они по понятным причинам ничего не говорят, поскольку они в России находятся на передовом уровне.

— Тезис китайцев крайне сомнителен. Сейчас как раз американцы везде пишут о том, что раздосадованы развитием в России средств РЭБ и т. д. Скажем, локатор скоростного истребителя-перехватчика МиГ-31 (как РЛС «Заслон-М» на МиГ-31, как и новая РЛС на МиГ-31БМ) до сих пор остаётся непревзойденным.

«СП»: — Стелс-самолет «плохо летает» — имеется в виду, что малозаметность машины снижает ее летные характеристики?

— Да. Скажем, тактический ударный истребитель F-117 Night Hawk летал действительно чудовищно, то есть его до определенных пределов малая радиолокационная заметность прямо сказывалась на аэродинамике. Новые самолеты — F-22 и F-35, конечно, намного лучше в этом плане, но для этого, очевидно, было предпринято много дополнительных усилий, что прямо сказалось на их стоимости.


«СП»: — Концептуально для ВКС нужен стелс-бомбардировщик или единая платформа для доставки как можно большего количества ракет до точки пуска, которая могла бы заменить Ту-95МСМ, Ту-22М3, Ту-160М (Ту-160М2)?

— Сложно сказать, как думают в военном ведомстве. На мой взгляд, предпочтительнее — платформа. Это и проще, и дешевле, чем обслуживать три самолета, и эффективнее. Наверное, лучше сделать большой самолет с максимальным количеством ракет, чем делать ставку на стелс-бомбардировщики прорыва неизвестно куда и зачем. Все-таки мы ведем другие войны, нежели американцы, и я сомневаюсь, что нам нужны такие «невидимки». То же самое касается и истребителей: их «стелсовость» сразу исчезает, если включить БРЛС. То есть тогда весь смысл в малозаметности теряется, а без бортовой РЛС воевать затруднительно. Уже поэтому данная концепция вызывает сомнения.


Недавно российские СМИ сообщили, что контракт на создание опытного образца бомбардировщика нового поколения ПАК ДА подписан. Самолет будет выполнен по схеме «летающее крыло» с максимальным применением радиопоглощающих материалов — по технологии стелс. Однако, как пишет 21 апреля сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn, новый бомбардировщик по своей малозаметности будет значительно уступать американскому «бомберу-невидимке» B-2 и даже перспективному китайскому Н-20. Как считает китайский портал, Россия так и не смогла достичь реального прогресса в технологиях стелс, ее военный авиапром отстает в технологиях скрытой связи и когнитивного радио, а также в использовании ресурсов бортовых радиолокационных станций (БРЛС) для решения задач РЭБ. Отмечается, что к 1999 году технический и технологический уровень китайских авиационных РЛС уступал советскому, но потом КНР получила доступ к некоторым современным западным технологиям, которые были недоступны СССР и его правопреемнице — России. Например, к технологиям плоской антенной решетки РЛС, продвинутым методам обработки сигналов доплеровской РЛС и т. д. Это позволило Китаю с 1980 года активно аккумулировать технологии и создать прочный фундамент собственных разработок и производства авиационных РЛС. В настоящее время, пишет mil.news.sina.com.cn, Россия столкнулась с рядом проблем, работая над снижением эффективной площади рассеивания по программе истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Что подразумевает целый комплекс мер, начиная от покрытия самолета и заканчивая снижением инфракрасного излучения узлов самолета и его шумности. Поэтому российский авиапром может попытаться сделать ПАК ДА полноценным стелс-бомбардировщиком, но на каком уровне это будет реализовано — большой вопрос. Насколько корректны рассуждения китайского ресурса об отставании России от Запада в сфере стелс-технологий и авиационного радиолокационного оборудования? Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко согласен с тем, что во время распада СССР и после отечественный военный авиапром в сфере стелс-технологий отставал от США. — Понятно, что тогда по всей стране останавливалось производство. Изменения негативно отразились на работе КБ и т. д. А китайцы последние 30−40 лет активно «заимствовали» технологии откуда только можно. Для нас западная техника всегда оставалась, по сути, недоступной, и мы делали ставку на развитие собственной электроники военного назначения, причем довольно успешно. Для примера: отечественные системы боевого управления стратегическими ядерными силами (СЯС) всегда опирались исключительно на отечественные комплектующие и разработки. В настоящее время истребитель пятого поколения Т-50 проходит испытания, и по тем данным, которые есть, имеет неплохие характеристики и в плане маневренности, и малозаметности. Но насчет отставания от США или их опережения мне трудно что-то сказать. Я сейчас уже не служу и не ко всему допущен: одно дело судить о ТТХ по данным в СМИ, и другое — оценивать самолет в реальности. Одно ясно: те разработки, которые применяются на Т-50 и на глубоко модернизированной версии бомбера Ту-160М2, по понятным причинам не афишируются. Кроме того, для сравнения разработок нужны критерии оценок, а они на самом деле довольно условны. Даже если проводить исследование по конкретной отражательной способности и сравнивать самолеты по величине эффективной площади рассеяния (ЭПР, измеряется в квадратных метрах). Но на мой взгляд, российским ВКС нужен стелс-бомбардировщик, самолет прорыва, поскольку у американцев очень мощный авианосный флот, плюс у них есть планы по увеличению авиационной ударной мощи универсальных десантных кораблей. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что в китайской прессе наравне со взвешенными аналитическими материалами периодически появляются информационные вбросы, связанные с качеством российских вооружений и военной техники. — Главное, что кажущиеся спорные тезисы крайне сложно проверить даже потому, что нет критериев для серьезного сравнения. Вообще, если формально оценивать, то по стелс-технологиям Россия явно не отстает хотя бы потому, что истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит испытания, а не существует на бумаге. Да и откровенно смешно сравнивать российский и китайский уровень технологий по производству бомбардировщиков, потому что основу воздушной компоненты ядерной триады НОАК составляют переработанные, но все же лицензионные копии советского Ту-16 (бомбардировщики Н-6). И я не верю, что китайцы могут совершить резкий скачок от Н-6 к совершенному стелс-бомберу H-20, не пройдя каких-то промежуточных стадий. С другой стороны, отставание от США в технологиях снижения заметности у нас, наверное, есть — все же в составе их ВВС три стелс-самолета — F-22, F-35 и B-2 («невидимка» F-117 снят с вооружения). Что касается технологий авиационных РЛС, то китайский ресурс, видимо, имел в виду, что у них истребители J-20 уже вроде как имеют БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а у наших еще нет АФАР (хотя абсолютно непонятно, что собой в реальности представляет китайская БРЛС с АФАР). Но вообще считается, что РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой сейчас находится на пике своих возможностей и превосходит АФАР на ранних этапах. Насколько можно судить, БРЛС с ПФАР на истребителе Су-35 по своим возможностям вполне сопоставима с РЛС с АФАР на западных машинах. А Т-50, как заявлено, получит локатор с АФАР. По поводу ПАК ДА пока еще нет конкретики, но, видимо, при его разработке будет сделана ставка на технологичность, тихоходность, дешевизну, а также — мощную РЛС и большой запас топлива для долгого патрулирования. По большому счету нам нужна платформа для пуска ракет большой дальности, поскольку прорваться на территорию Штатов довольно проблематично. Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что отставание России от США в сфере технологий налицо, только большой вопрос — является ли это проблемой для отечественного военного авиапрома. — У американцев стелс-самолеты давно стоят на вооружении, в отличие от нас — истребитель Т-50 до серии пока еще не дошел и неясно, насколько он на самом деле «стелсовый». С другой стороны — непонятно, насколько в России вообще стремились такие самолеты создавать, потому что у нас долгое время они считались «неправильными»: такой самолет, во-первых, довольно плохо летает, во-вторых, очень дорогой. Поэтому насколько наше отставание от американцев имеет техническое обоснование — большой вопрос. «СП»: — Насколько верен тезис китайцев про отставание в сфере авиационных РЛС? Про наземные средства РЭБ и РЭП (радиоэлектронного подавления) они по понятным причинам ничего не говорят, поскольку они в России находятся на передовом уровне. — Тезис китайцев крайне сомнителен. Сейчас как раз американцы везде пишут о том, что раздосадованы развитием в России средств РЭБ и т. д. Скажем, локатор скоростного истребителя-перехватчика МиГ-31 (как РЛС «Заслон-М» на МиГ-31, как и новая РЛС на МиГ-31БМ) до сих пор остаётся непревзойденным. «СП»: — Стелс-самолет «плохо летает» — имеется в виду, что малозаметность машины снижает ее летные характеристики? — Да. Скажем, тактический ударный истребитель F-117 Night Hawk летал действительно чудовищно, то есть его до определенных пределов малая радиолокационная заметность прямо сказывалась на аэродинамике. Новые самолеты — F-22 и F-35, конечно, намного лучше в этом плане, но для этого, очевидно, было предпринято много дополнительных усилий, что прямо сказалось на их стоимости. «СП»: — Концептуально для ВКС нужен стелс-бомбардировщик или единая платформа для доставки как можно большего количества ракет до точки пуска, которая могла бы заменить Ту-95МСМ, Ту-22М3, Ту-160М (Ту-160М2)? — Сложно сказать, как думают в военном ведомстве. На мой взгляд, предпочтительнее — платформа. Это и проще, и дешевле, чем обслуживать три самолета, и эффективнее. Наверное, лучше сделать большой самолет с максимальным количеством ракет, чем делать ставку на стелс-бомбардировщики прорыва неизвестно куда и зачем. Все-таки мы ведем другие войны, нежели американцы, и я сомневаюсь, что нам нужны такие «невидимки». То же самое касается и истребителей: их «стелсовость» сразу исчезает, если включить БРЛС. То есть тогда весь смысл в малозаметности теряется, а без бортовой РЛС воевать затруднительно. Уже поэтому данная концепция вызывает сомнения.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 923 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl