Администрация президента США Дональда Трампа разморозила сделку по продаже Эр-Рияду высокоточных управляемых ракет. Об этом 5 мая заявил глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр.
Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на слова министра, речь идет о поставках оружия на сумму более миллиарда долларов. Среди прочего в контракте упоминаются бронебойные боеголовки и высокоточные управляемые ракеты Paveway.
Глава внешнеполитического ведомства королевства также поприветствовал ужесточение риторики США по отношению к Ирану, а также заявил о наличии высокой вероятности того, что Трампу удастся добиться соглашения между Израилем и Палестиной благодаря своему «свежему» подходу. Адель аль-Джубейр назвал предстоящий визит в его страну Трампа историческим. В ходе этого визита, как ожидается, состоятся двусторонний саммит, встреча президента США с лидерами арабских стран Персидского залива, а также еще одна встреча с лидерами арабских и мусульманских стран.
Отметим, что президент США Дональд Трамп избрал для своего первого зарубежного визита именно Саудовскую Аравию — поездка должна состояться в конце мая. Предыдущая администрация Барака Обамы в декабре 2016 года заморозила сделку по высокоточному управляемому оружию с КСА из-за сообщений о большом числе жертв среди мирного населения в Йемене, где арабская коалиция под руководством саудовцев ведет борьбу с повстанцами-хуситами из шиитского движения «Ансар Аллах» и лояльной экс-президенту Али Абдалле Салеху частью армии.
В ноябре 2015 года сообщалось, что Эр-Рияд заказал в США управляемые и неуправляемые авиационные средства поражения класса «воздух-земля» для самолетов F-15, прочее оборудование, запасные части и логистические услуги на сумму около 1,29 млрд долларов. Среди них: 1000 корректируемых бомб с лазерным наведением GBU-10 Paveway II, 4020 бомб GBU-12 Paveway II, 1100 бомб GBU-24 Paveway III, а м), 2000 бомб GBU-48 Enhanced Paveway II с комбинированной системой наведения, более 5000 свободнопадающих боеприпасов типа JDAM с наведением по GPS, а также неуправляемые боеприпасы и взрыватели для авиабомб. По данным выходящей в Лондоне газета «Аль-Хайят», стороны также вели переговоры о закупке вооружений для боевых кораблей.
Интересно, что эта новость вызвала бурное обсуждение в русскоязычной блогосфере, причем в неожиданном ракурсе. Как уже писала «СП», в августе 2016 гендиректор Павлоградского химического завода (ПХЗ), доктор технических наук Леонид Шиман заявил, что его предприятие совместно с КБ «Южное» уже третий год на деньги иностранного заказчика разрабатывает комплекс — аналог российского ОТРК «Искандер» под громким названием «Гром». Затем стало известно, что ПХЗ в рамках первого этапа работ уже получил от саудитов около 40 млн. долларов на разработку комплекса. Однако затем возникла проблема с оплатой второго этапа работ. Нынешняя разморозка сделки США с КСА хотя и касается авиационных высокоточных боеприпасов, но, как предположили блогеры, не исключено, что в дальнейшем американцы также продадут саудовцам свои оперативно-тактические комплексы ATACMS, схожие по дальности с «Искандер-Э». А это окончательно поставит крест на украинском проекте ОТРК.
Что означает это решение Белого дома? Как оно отразится на войне в Йемене и может ли косвенно сказаться на украинском «аналоге российского ракетного комплекса»?
Руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов замечает: с момента избрания Трампа президентом США среди многих экспертов было распространено мнение, что новая администрация Белого дома может продолжить курс Обамы на охлаждение отношений со странами Персидского залива.
— Так они трактовали слова Трампа о снижении присутствия США в регионе. Я напомню, что во время второго срока президентства Обамы доходило до того, что «заливники» отказывались поддерживать высокий уровень переговоров с американцами и отправляли на встречи заместителей министров. Сейчас администрация Трампа четко обозначила, что будет поддерживать страны Персидского залива в их антииранской борьбе. Поставки вооружений, видимо, будут первым шагом на этом пути.
Но я не думаю, что выполнение этого контракта как-то повлияет на ход конфликта в Йемене. Саудовская Аравия и так обладает широкой номенклатурой современных вооружений и боеприпасов, а то, что она не получила от американцев, поставили англичане. Другое дело, что ни боеприпасы объемного взрыва, ни иные виды оружия не смогли сломить сопротивление альянса Салех-Хути, вокруг которого теперь сплотилось большинство населения бывшего Северной Йемена. На ситуацию могут повлиять только кардинальные изменения «на земле», вмешательство новых игроков или полномасштабное втягивание КСА в войну. Хотя саудиты уже пытались так действовать на первом этапе, введя пять бригад, которые потом были выведены: от них не было никакой пользы, плюс еще хуситы начали нападения на границе КСА. В итоге саудиты были вынуждены использовать эти силы для защиты собственных границ.
В общем, без каких-либо серьезных изменений «на земле» подобные поставки могут лишь привести к увеличению жертв среди гражданского населения. Войска КСА хотя и применяют высокоточное оружие, но наводят его не туда, куда надо. Часто попадают по свадьбам и другим массовым мероприятиям. С этим как раз и была связана приостановка реализации сделки США и КСА — потери среди гражданского населения составили до 10 тысяч человек. Это — данные ООН, по другим источникам цифры еще выше. Именно поэтому сейчас в Конгрессе пытаются оказать давление на администрацию Трампа, поскольку там понимают, что при продолжающемся росте жертв США фактически будут соучастниками из-за поставок боеприпасов.
«СП»: — То есть разморозка сделки — это шаг, направленный на создание благоприятной атмосферы к визиту Трампа в КСА?
— Да, американцы показывают готовность возвращения партнёрства на тот уровень, который был еще при начале президентства Обамы, и в первую очередь — в борьбе с Ираном.
«СП»: — США, Израиль и «заливники» действительно намерены всерьез бороться с Ираном?
— На мой взгляд, здесь много популизма. В том же Ираке американцы действуют вместе с иранцами против ИГ *. Но, согласитесь, довольно удобно вести борьбу с Ираном за счет йеменского народа, который на самом деле никак не связан с Тегераном. Если хуситов еще как-то можно привязать определенными политическими установками, то партия Всеобщий народный конгресс, у истоков которой стоял и которую продолжает возглавлять Салех, всегда была, скорее, антиранской, чем проиранской. Поэтому за счет Йемена удобнее всего решать проблему «иранской угрозы»: Трамп показывает, что борется с Ираном, а Иран такая борьба с ним вполне устраивает.
«СП»: — Возможен, вариант, что следом за авиационными боеприпасами США могут поставить КСА и ракетные комплексы?
— Вполне возможно. Под предлогом противодействия хуситам, а точнее — оперативного уничтожения их ракетных установок, без необходимости учета подлетного времени авиации. Под это дело можно поставить все что угодно…
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также полагает, что Вашингтон может одобрить поставку ОТРК Эр-Рияду, однако, по его мнению, привязывать сюда украинский комплекс не стоит.
— Саудиты вкладывали деньги в проект украинского «Грома» не потому, что не имеют возможности приобрести ОТРК, а из желания получить компетенции для возможных собственных разработок. Также не исключено, что контрактом на ОТРК задним числом легализуется передача каких-либо технологий или отдельных комплектующих, учитывая традиционный интерес Саудовской Аравии к баллистическим ракетам разных видов. Поэтому американские поставки на комплекс «Гром» никак не повлияют.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.