Бригадный генерал Бен Барри из лондонского Международного института стратегических исследований обеспокоен появлением у России танка нового поколения, четвертого. Это Т-14 на платформе «Армата», разработанный Уралвагонзаводом.
При общении с журналистами BBC Барри говорит, что против самой опасной для войск НАТО функции Т-14 — активной защиты танка — не только нужно, но и можно найти противоядие. И целый ряд стран Запада активно занимаются решением этой задачи.
И далее произносятся довольно странные вещи, понять которые крайне непросто. Наибольшие усилия по разработке вооружения, которое свело бы к нулю преимущества российского танка, прилагает Норвегия. И, следовательно, она ближе всех к успеху.
Надо сказать, что Норвегию трудно признать законодательницей в области танковых технологий. Своих танков у нее нет. Подавляющее большинство танкового парка составляют давно уже устаревшие немецкие танки «Леопард-1». 52 современных танка «Леопард-2» были приобретены у Нидерландов 12 лет назад в подержанном виде. Не производится в Норвегии и прочая бронетехника. Все БТР и БМП — американские, финские, шведские.
Правда, норвежские конструкторы все-таки приняли участие в доработке шведского БМП CV9030. Если базовая модификация выдерживает лишь обстрел из пулемета калибра 14,5 мм, то норвежская способна устоять и перед пушкой калибра 30 мм. Возможно, именно эту работу британский генерал считает базовой для того, чтобы посоревноваться с «Арматой».
Что же касается противотанкового вооружения норвежской армии, то тут тоже все иностранное. Наиболее серьезный ПТРК — американский «Джавелин». Так что НАТО вряд ли стоит возлагать особые надежды на «норвежский прорыв».
Предпринимает «антиарматские» шаги и Великобритания. Но они более чем странные. Не технологические, а концептуальные. В конце прошлого года министр обороны Майкл Фэллон объявил, что в 2017 году начинается выработка концепции «ударных бригад», которые будут состоять их боевых машин (легкобронированных) семейства «Аякс». В их числе есть разведывательно-ударные машины, бронетранспортеры, машины наведения и целеуказания, командные, инженерные, ремонтные и эвакуационные. Именно эти сверхмобильные средства, как объявило Минобороны Великобритании, должно противостоять «русской агрессии», а именно — танкам Т-14 «Армата» и боевым машинам на гусеничной платформе «Курганец».
Скоростные качества у «Аяксов» отменные. Вооружение довольно посредственное, это пушка калибра 40 мм. Защита явно слабая — лобовая броня выдерживает обстрел лишь из пушки калибра 30 мм.
Концепция «ударных бригад» (термин отчетливо перекликается с левым терроризмом 60-х-70-х годов) будет реализована на практике в 2020 году. И тогда произойдет резкое сокращение основных боевых танков (ОБТ) «Челленджер-2». То есть после реорганизации бронетанковых сил Великобритании расклад получится приблизительно таким: две сотни «Аяксов» с пушками калибра 40 мм и непригодной для полноформатного боя броней и две сотни «Челленджеров-2» с пушкой калибра 120 мм и достаточно эффективной броней, имеющей динамическую защиту. Пятьдесят на пятьдесят.
Но, пожалуй, в оригинальности решения проблемы на сегодняшний день никто не может состязаться с украинцами. На проходившей осенью прошлого года в Киеве международной выставке «Оружие и безопасность» была представлена украино-британская винтовка калибра 7,62 мм, в аннотации на которую было сказано, что с ее помощью можно поражать российскую бронетехнику на платформе «Армата». Нарезка ствола у нее особая, на две трети длины. И патрон особый — «с вольфрамовым ускорителем бронебойной пули». Из винтовки надо стрелять по мортирам, в которых установлены гранаты комплекса активной защиты «Афганит». И вся недолга.
Надо сказать, что весь пафос статьи в BBC, основанной на откровениях бригадного генерала, заключается в борьбе с КАЗ «Афганит», который является некой «системой ПВО и ПРО танка». РЛС с активной фазированной антенной решеткой отслеживает приближающиеся к танку снаряды и противотанковые ракеты. И навстречу им выстреливаются гранаты, которые поражают неприятельские боеприпасы на расстоянии до 20 метров. Отсюда может возникнуть иллюзия, что найдя методы борьбы с КАЗ и нейтрализовав его, можно будет брать «Армату» голыми руками.
Собственно, метод такой уже существует, и не стоит натовским стратегам особо ломать голову. Если танк будет подвергнут массированному обстрелу высокоточным оружием, то в конце концов у «Афганита» закончатся защитные гранаты. Правда, с подлетающими снарядами борется еще и крупнокалиберный пулемет, который также автоматически наводится на них с помощью РЛС.
Однако у Т-14 значительно больше уникальных защитных возможностей, и этого британский генерал не знать не может. И даже в случае отказа «Афганита» взять Т-14 голыми руками невозможно. Существует динамическая защита брони. Впрочем, она есть практически у всех мировых ОБТ. Но у «Афганита» — гораздо эффективнее. Она представляет собой подрывающиеся заряды, которые «ломают» встречным взрывом подлетающие на расстояние в 5−10 см боеприпасы. Пластины динамической защиты навешаны на броню сверху.
Но и броня уникальная, «рецепт» создания которой засекречен. Ее разработало НИИ Стали. Благодаря использованию новых материалов удалось довести эквивалентность лобового бронирования до 1100 мм для подкалиберных снарядов и 1400 для кумулятивных. Такой мощностью не обладает ни один натовский боеприпас. Самый мощный американский подкалиберный снаряд М829А3 способен пробить лишь 825-миллиметровую броню.
Но даже в случае пробоя брони экипаж будет сохранен, поскольку он находится внутри танка в бронированной капсуле, управляя всеми операциями дистанционно.
То есть всю работу осуществляет автомат заряжания. Стрельбу ведет автоматика. Даже в случае подрыва боекомплекта катастрофы не произойдет. Помимо этого за счет использования автомата заряжания удалось повысить скорострельность и избежать ошибок, которые может совершать заряжающий.
В «Армате» на качественно новый уровень поднята маскировка танка, обеспечивающая малозаметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Это обеспечивается целым рядом средств. Используется применяемые в стелс-технологии покрытия, поглощающие излучение РЛС противника. Применяется окраска, которая предотвращает нагревание корпуса, чем обеспечивается снижение видимости в ИК-диапазоне. Выхлопные газы смешиваются с забортным воздухом. Используются специальные аэрозольные облака, включающие в себя распыленную металлическую пыль, которые устанавливают визуальную, тепловую и радио-завесу.
Крайне интересно решена проблема борьбы с самонаводящимися боеприпасами, работающие на основе ИК-датчиков. Против них применяются не только тепловые отстреливаемые ловушки, но и «интеллектуальный метод». Дело в том, что современные противотанковые ракеты, запомнив при наведении «образ» танка, т.е. его сигнатуру, уже не обманываются на ловушки и летят на образ танка. Но Т-14 за счет лазерной техники способен менять свою сигнатуру, что приводит ИК-головки самонаведения в «большое недоумение».
Необходимо сказать, что Т-14 надежно защищен не только от неприятельских ракет и снарядов, но и от мин. Противоминная защита реализована при помощи дистанционных миноискателей, подключенных к автоматической системе уничтожения мин. Так, например, мины с магнитными взрывателями подрываются вне проекции танка за счет искажения его магнитного поля.
Так что западные попытки найти способы противостояния новому российскому танку выглядят однобокими. Т-14 — это не только КАЗ «Афганит», но и множество других уникальных инженерных решений, благодаря которым этот танк не менее 8−10 лет будет оставаться лучшим в мире.