Заявления российского посла в Вильнюсе Александра Удальцова о том, что Литве следует выплатить России миллиардный долг, недавно прокомментировали в этой республике. Слова дипломата вызвали негодование у главы литовского МИД Линаса Линкявичюса.
72 миллиарда долларов должна Литва России за вложенные в нее деньги во времена Советского Союза. По мнению Удальцова, Москва вправе запросить этот старый долг с некогда дружественной страны. Такие разговоры появились после того, как Литва, Латвия и Эстония начали говорить о возмещении Россией ущерба за период «советской оккупации».
В Литве о чужих долгах говорить любят. Но как только начинаешь справедливо требовать выплат от них, начинают громко возмущаться. Так, слова посла Линкявичюс назвал «абсурдным заявлением». Он вспомнил, что страна отмечает День скорби и надежды, оккупации и геноцида и посетовал, что требовать деньги накануне такой даты нельзя.
При этом сами прибалты даже разработали методику подсчета суммы, которую Россия якобы должна им за «оккупацию». Например, в Латвии ранее потребовали от нашей страны 185 миллиардов евро. Москва не раз говорила, что с такой постановкой вопроса не согласна.
Cитуацию прокомментировал известный адвокат Дмитрий Аграновский.
— Прибалтика уже всем оскомину набила на тему того, сколько мы ей должны за «советскую оккупацию«. Выходит, что благодаря распаду СССР и жажде быть в одной упряжке с Западом прибалты советские инвестиции успешно сейчас похоронили в Евросоюзе, теперь им кушать нечего, поэтому решили нам предъявить счет. Вы согласны — или у вас другое мнение? С юридической точки зрения это правомерно?
— За сам народ Прибалтики я бы хотел заступиться. Я не думаю, что Прибалтика, Болгария, Венгрия, Польша, сами по себе хотели быть марионетками Запада или вообще как-то отсоединиться от Советского Союза, от России. Как рассказывал в интервью Горбачев, когда он поставил все правительства перед фактом, мол, вы нам больше не нужны, то они говорили: «Как же так, мы же ваши союзники». Горбачев сказал: «Нет, вы нам не нужны, у нас теперь новые друзья». Так что не очень эти страны хотели оказаться на Западе.
А сейчас у них есть марионеточные правительства, абсолютно подконтрольные США. И их задача — нас провоцировать, троллить и прочее. Они ни в коей мере, на мой взгляд, не отражают волю народа. Их задача демонстрировать так называемые независимые Прибалтику, Украину или Грузию: это просто антироссийский проект. Они предназначены для того, чтобы сдерживать Россию. И все их инициативы надо рассматривать строго под этим соусом.
Разумеется, мы им ничего не должны, а над ними, на мой взгляд, просто необходимо установить суверенитет законной власти, которая была до 91 года. Юридически ничего здесь они нам предъявить не могут. Но это вопросы-то не юридические, это вопросы политические. Они поднимаются для того, чтобы избежать центростремительных тенденций, которые есть во всех республиках бывшего Советского Союза. Все же народы, вышедшие из СССР, стремятся к объединению, а все проамериканские элиты стремятся к разъединению. Поэтому им и необходимо постоянно вбрасывать как можно более агрессивные темы: территориальные претензии, исторические, материальные. Для этого постоянно поддерживается градус ненависти между народами.
Яркий пример: Украина и Россия. Это народы-братья, и посмотрите, как много было вложено усилий для того, чтобы разжечь между нами войну. И то, я думаю, как только этот абсолютно уродливый, нечеловеческий, карикатурный, фашистский режим сменится, естественно, снова эта дружба народов восстановится.
То же самое и с Прибалтикой. Может быть, в меньше степени. Прибалтов не называли нашим братским народом, но они вполне хорошо жили с Россией веками. Ведь они же были в составе Российской империи задолго до 39 года. Я думаю, что к этому все вернется.
Поэтому эти вопли надо рассматривать только как провокацию марионеточных правительств. Как на днях вежливо выразился Владимир Владимирович, сателлитов, вассалов. К ним относиться всерьез не следует. Нам не по чину с ними дискуссии устраивать. Все равно история все расставит на свои места, а территория, которая собиралась тысячелетиями, все равно не распадется от того, что несколько негодяев подписали какие-то бумажки.
— Есть ли прецеденты, когда исторические счета были оплачены? Как это в правовом ключе предъявлялось и оформлялось?
— Единственный случай — это Германия, компенсирующая ущерб жертвам фашизма.
— До сих пор платят Израилю?
— Не только. Других случаев я просто не помню. Нет, есть еще репарации, когда проигравшие государства платят каким-то имуществом. В том числе и с фашисткой Германии Советский Союз вывозил оборудование для заводов. Но это совершенно другая процедура. К тому же, формально, несмотря на то, что в Америке вручают медали за победу в «холодной войне», мы все-таки не проигравшее государство. И предъявить к нам претензии таким образом невозможно. Но я говорю, что можно было бы предъявить претензии нынешним прибалтийским правительствам, но это значит их уровнять до своего уровня. Я думаю, что просто не стоит связываться.
— Так можно до крайностей докатиться, предъявить французам счет за сожженную Москву — или Монголии за иго…
— Вообще, Россия может предъявить счет всему миру, потому что мы, в отличие от американцев, фантазирующих на эти темы в Голливуде, мир реально и неоднократно спасали. Сталин, Берия, коммунисты, большевики, Россия, Советский Союз — они спасли современную мировую цивилизацию. И если бы не Советский Союз, не Россия, у нас бы не было бы сейчас жизни. Фашизм привел бы мир к тотальной смерти человечества. И уж точно не было бы современной цивилизации в том виде, в котором мы ее знаем.
Так что уж кому-кому, а нам-то точно все должны по гроб жизни. Другое дело, что недостойно просто этим заниматься и всерьез связываться. Это удел марионеточных зависимых режимов. Их задача нас задевать. Как хулиганы посылают вперед себя «шестерку», который начинает приставать к прохожим, вызывая его правильный гнев. Прохожий начинает отбиваться, а тут выходят большие ребята, и говорят: «Ты чего его обидел».
Но все-таки я призываю не переносить это на народы, на государства в целом. У нас сейчас пишут: «А вот, хохлы такие, а болгары — какие же они братушки?». Я знаю настроение в той же Болгарии — они очень сейчас страдают от того положения, в которое они попали. И очень хорошо относятся к нам. А вот элиты видят в России конкурента и стараются поддерживать ненависть. Давайте не будем уподобляться.