Херш опровергает версию президентской администрации в том, что касается событий вокруг «атаки с использованием химического оружия» в городе Хан-Шейхун на севере Сирии 4 апреля этого года. Но для того, чтобы придать свою информацию гласности, Хершу пришлось найти издателя в Германии.
В издании Die Welt Херш сообщает, что его источники в органах национальной безопасности предоставили ему свою, совершенно отличную от общеизвестной, версию того, как 6 апреля президент Трамп принял поспешное и необдуманное решение на пуск 59 ракет «Томагавк» по одной из сирийских авиабаз. Это решение было принято в отсутствие разведывательных данных, которые подтверждали бы его выводы о том, что в «химической атаке» были виновны сирийские военные.
Херш черпает свою информацию из таких источников, находящихся внутри разведсообщества США, благодаря которым он давно заслужил к себе доверие. И он оспаривает утверждения о том, что «атака с применением химического оружия» вообще имела место. Он также утверждает, что Трампу было доложено, что не имелось никаких доказательств вины сирийских властей, но он все равно приказал «своим генералам» нанести удар «возмездия».
Генерал корпуса морской пехоты Джозеф Данфорд, председатель Комитета начальников штабов, и бывший генерал морской пехоты, а теперь министр обороны, Джеймс «Бешеная собака» Мэттис отдали приказ нанести удары, явно осознавая, что основанием для этих ударов послужило то, что один из источников Херша назвал «сказкой».
Данфорд и Мэттис, в свою очередь, предоставили советнику Трампа по национальной безопасности генералу Макмастеру возможность завершить обман с помощью угодливых мейнстримовских СМИ. А те отошли от своей нынешней традиции не верить ничему, что говорит Трамп, в пользу своей давней традиции одобрения линии на «смену режима» в Сирии и доверия практически всему, что утверждают т.н. «повстанцы».
Согласно данным источников Херша, до ударов 4 апреля стороны следовали нормальному процессу «снижения уровня конфликтности». В рамках этих процедур офицеры США и России заблаговременно обмениваются подробностями авиаударов — такими, как координаты целей, с тем, чтобы исключить случайную конфронтацию между самолетами, летающими над Сирией.
Офицеры российских ВКС и сирийских ВВС предоставили составленный на английском языке подробный полетный план к Хан-Шейхуну и обратно, сообщает Херш. Целью было двухэтажное шлакоблочное здание, внутри которого была запланирована встреча «особо ценных объектов» — высокопоставленных лидеров двух джихадистских группировок, контролирующих город. В силу того, что этому заданию был присвоен высокий уровень важности, русские пошли на необычный шаг, предоставив сирийским ВВС GPS-направляемую бомбу. Но бомба содержала обычное взрывчатое вещество, а не химическое оружие, сообщает Херш.
Встреча лидеров джихадистов проходила на этаже, находившемся над подвалом здания. Источник, которого Херш описывает, как «высокопоставленного советника разведывательного сообщества США», рассказал: «Подвал использовали в качестве склада для ракет, оружия и боеприпасов, …а также препаратов на основе хлора, применяемых для обеззараживания трупов перед захоронением».
Оценка ущерба после авиаудара
Херш описывает, что произошло, когда здание подверглось удару утром 4 апреля. «Оценка ущерба после авиаудара, позднее произведенная американскими военными, подтвердила, что температурное и ударное воздействие от примененной сирийцами 500-фунтовой бомбы привело к серии вторичных взрывов, которые могли сгенерировать огромное токсичное облако, которое начало распространяться по городу. Это облако сформировалось из удобрений и дезинфицирующих средств и других веществ, складированных в подвале. Действие облака было усилено плотностью утреннего воздуха, который удерживал дымы близко к поверхности земли».
«По данным разведки, в результате самого авиаудара были убиты до четырех джихадистских лидеров и неустановленное количество водителей и охранников. Подтвержденные данные о количестве гражданских лиц, погибших от отравления газами, образовавшимися в результате вторичных взрывов, отсутствуют. Тем не менее, активисты оппозиции сообщали, что убитых было более 80, а такие новостные организации, как CNN приводили цифру в 92 погибших».
Из-за характерной для любой войны завесы таинственности, уплотнившейся в силу того, что эта территория контролируется Аль-Каидой*, многие детали инцидента были неясны тогда, и остаются таковыми по день сегодняшний.
Но были и другие причины для того, чтобы сомневаться в вине сирийцев. Просто невероятно, чтобы президент Сирии Башар Асад мог выбрать такой момент для атаки зарином, которая навлекла бы гнев всего мира и, вероятнее всего, возмездие со стороны США. В это время силы Асада шли семимильными шагами к победе над джихадистами, а администрация Трампа объявила об отходе от политики президента Обамы по «смене режима» в Сирии.
Однако, логику отбросили в сторону после того, как местные «активисты», включая тех, кто был связан с джихадистами, быстренько выгрузили в социальные сети разного рода визуальные образы, показывая мертвых и умирающих детей, а также других жертв, которые, как было сказано, пострадали от нервного газа зарина. Противоречия и несоответствия также отбросили в сторону. Такие, например, как заявление одного «очевидца», настаивавшего: «Мы ощущали запах на удалении 500 метров». И это — при том, что зарин запаха не имеет.
Сильнодействующие образы
Независимо от того, соответствовали они действительности или нет, эти образы в соцсетях оказали мощный пропагандистский эффект. Херш пишет, что, глядя на эти ужасные фото, Трамп в первые же часы приказал своим помощникам по национальной безопасности приступить к планированию возмездия против Сирии. Как указывает Херш, это было решение, свободное от доказательств — кроме тех, что Трамп увидел по телевидению.
Херш цитирует одного американского офицера, который, узнав о решении Белого дома нанести «удар возмездия по Сирии», сказал: «Мы ЗНАЕМ, что химической атаки не было… русские в ярости и утверждают, что у нас имеются подлинные разведывательные данные, и мы знаем истину…»
Похожее событие произошло 21 августа 2013 в пригороде Дамаска. И хотя все имеющиеся доказательства указывают на то, что это была провокация «под чужим флагом», осуществленная джихадистами с целью организовать полномасштабное нападение Запада на войска Асада, западные СМИ и в том инциденте все еще обвиняют Асада.
В случае с инцидентом 21 августа 2013 года соцсети также доказали свою критичную роль в создании и продвижении версии «Ассад-сделал-это». 30 августа 2013 года тогдашний госсекретарь Джон Керри не менее 35 раз указал на ответственность Асада, хотя на той же неделе, только всего несколькими днями ранее, директор национальной разведки Джеймс Клеппер в приватной беседе предупредил президента Обаму, что причастность Ассада не является доказанным фактом.
Одним из увлечений Керри было описывать соцсети как «чрезвычайно полезный инструмент». И этот инструмент, конечно же, всякий раз приходил на помощь при обосновании американским госсекретарем повторяемых, но не доказанных, обвинений против Асада. Особенно — в силу того, что власти США осуществили массированные «инвестиции» в подготовку и вооружение сирийских «активистов», которые драматично выступают за свое дело. (А мейнстримовские СМИ с готовностью игнорировали и игнорируют любые доказательства того, что джихадисты осуществили, по крайней мере, одно нападение с применением хлора. Президент Джордж Буш, как вы, может быть, помните, тоже пылко разглагольствовал о значимости «пропагандистской катапульты».)
Влияние на американо-российские отношения
Пробьется сообщение Херша в крупные западные СМИ или нет, оно, вероятнее всего, немедленно и безоговорочно будет списано со счетов потому, что оно идеально совпадает с версией Москвы о том, что случилось и, таким образом, в силу очевидного факта, «неверно».
Но русские (и сирийцы) знают, что на самом деле произошло — и если никакой атаки зарином действительно не было — им известна безрассудность прибегания Трампа к использованию «Томагавков» и последовавшие за этим попытки скрыть эту безрассудность. Все это будет иметь свои последствия.
За свой пятидесятилетний опыт наблюдения за российской оборонной и международной политикой я не припомню такой напряженности в американо-российских отношениях, какую мы переживаем сейчас. Русским осталось только определиться, что хуже — президент, контролируемый «его же генералами», или президент, неподконтрольный настолько, что «его же генералам» необходимо его обуздывать.
Поскольку Россия повторила свою угрозу выбирать в качестве цели любой незаявленный летательный аппарат, находящийся в сирийском воздушном пространстве к Западу от Евфрата, российский президент Путин может дать своим генерал право сначала стрелять, а задать вопросы — потом. И тогда держите свою шляпу!
На момент написания этого материала нет ни малейших признаков того, чтобы хоть какое-то издание из числа «мейнстримовских СМИ» опубликовало хоть что-то о сенсационной статье Херша. Сегодня состояние дел СМИ на Западе таково, что статье, содержащей альтернативный анализ и бросающей вызов общепринятому мнению, — пусть она даже будет написана таким выдающимся журналистом, как Сеймур Херш — нелегко пробиться и быть опубликованной.
Ненависть мейнстримовских СМИ по отношению к Асаду и Путину достигла такого чрезвычайного уровня, что о них можно говорить и писать практически все, что угодно. И лишь немногие политики или журналисты осмеливаются выражать сомнения в официальной позиции Запада — как бы зыбки ни были доказательства в ее пользу.
Даже в London Review of Books, где Херш ранее разоблачал обман по поводу инцидента с зарином от 21 августа 2013 года, на этот раз не смогли опубликовать его материал, несмотря на то, что оплатили его расходы по проведению расследования.
Как сообщил Херш, в LRB не захотели оказаться «уязвимыми для критики за кажущееся принятие точки зрения сирийских и российских властей в том, что касается бомбового удара по Хан-Шейхуну 4 апреля». Вот вам и всё разнообразие мысли на сегодняшнем Западе!
Тем не менее, в деле о Хан-Шейхуне интересно то, что оно стало тестом на предмет того, кого мейнстримовские СМИ ненавидят больше. Прежде позицией этих СМИ было, что всё, что говорит Трамп, неправда или, по крайней мере, заслуживает интенсивной проверки. В то же время мейнстримовские СМИ верят, что всё, что в соцсетях говорят сирийские «активисты» об атаках Асада, правда. И не верят ни во что, что говорит Путин. Это как в перетягивании каната — чьи предрассудки крепче. И оказалось, что антипатия к Сирии и России более сильна, чем недоверие к Трампу.
Игнорирование критиков
Мейнстримовские СМИ купились на версию Трампа до такой степени, что любая критика — каким бы заслуженным ни был критикующий — либо игнорируется, либо высмеивается.
Например, организация «Ветераны разведки за здравый смысл» 11 апреля издала меморандум, в котором подвергла критике поспешность Трампа в принятии решений. Бывший профессор Массачусетского технологического института Тэд Постол, специалист в области приложения науки к инцидентам в сфере национальной безопасности, также указал на существенные изъяны в версии о применении зарина сирийскими властями. Но молчание мейнстримовских СМИ в ответ на эти выступления было оглушительным.
В интервью для Die Welt Сеймур Херш — который впервые прославился разоблачением резни в деревне Май Лай во время Вьетнамской войны, а затем и раскрытием истории с издевательствами в тюрьме Абу-Грейб во время Иракской войны — объяснил, что он все еще расстраивается, когда обнаруживает, что власти лгут, а СМИ не хотят призвать их к ответу:
«Сегодня у нас в Америке — президент, который постоянно лжет, …но мы должны знать, что он не имеет права лгать о разведывательных данных, на основании которых он санкционирует тот или иной акт войны. В администрации Трампа есть те, кто понимает это. Именно поэтому я и получаю свою информацию. Если благодаря этой истории в Белом доме хоть на несколько моментов возникнет сожаление, то, история послужит очень высокой цели».
Но может случиться и так, что лишь немцы, читающие Welt am Sonntag, окажутся теми немногими, кто воспользуется привилегией ознакомиться со взглядами Херша на инцидент в Хан-Шейхуне 4 апреля. Возможно, они начнут удивляться тому, что канцлер Ангела Меркель продолжает все также поддерживать любые капризы Вашингтона, повышающие напряженность в отношениях с Россией и обостряющие обстановку в Сирии.
Признается ли Меркель, что ее обманом вовлекли в попугайничанье, чтобы она настаивала на ответственности сирийского правительства «за массовые убийства с использованием химического оружия» 4 апреля? По счастью, большинство американцев будут избавлены от необходимости выбирать между тем, чтобы верить либо президенту Трампу, либо Сеймуру Хершу.
Автор — (англ. Raymond McGovern, род. 25 августа 1939 года) ветеран ЦРУ. В качестве ведущего аналитика на ежедневной основе знакомил президентов США с информацией разведывательного сообщества США. Награжден медалью ЦРУ «За службу в разведке» (Intelligence Commendation Medal), которую вернул в 2006 году в знак протеста против применения Соединенными Штатами пыток. Сооснователь общественной организации «Ветераны разведки за здравомыслие».
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.