Американский специалист Нейл Хэллоран, занимающийся визуализацией научных данных, смонтировал видеоролик The Shadow Peace, в котором показаны возможные потери человечества в случае начала масштабного военного конфликта с применением ядерного оружия.
Согласно его расчетам, в первые три недели после запуска ядерных ракет жертвы среди населения составят около 500 млн. человек. К таким выводам он пришел, экстраполировав последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки во время Второй мировой войны на имеющееся сейчас в распоряжении различных стран ядерное оружие и его совокупную мощность. При этом оценить в полной мере последующие жертвы, вызванные радиоактивным заражением территорий и «ядерной зимой», не представляется возможным.
Моделирование применения ядерного оружия (ЯО) выглядит очередной страшилкой. Но в информпространстве периодически всплывают угрозы применения оного. Например, «Свободная пресса» ранее сообщала, что Япония готовится к ракетному удару со стороны КНДР. А администрация острова Гуам опубликовала руководство к действию в случае потенциальной ядерной атаки со стороны КНДР.
7 августа заместитель главы Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Сельва официально заявил о том, что ВВС США прорабатывают возможность создания тактических «ядерных мини-бомб» с переменным зарядом — для адекватного и рационального реагирования на возможные действия потенциального противника. Заметим, что до вступления в должность президента Дональд Трамп не раз повторял, что выступает за существенное расширение ядерного арсенала страны — пока мир не начнет «трезво оценивать» ядерное оружие. И одной из первых задач, которую поставил Трамп перед министром обороны, будучи уже президентом, была подготовка очередного «Обзора ядерной политики» (Nuclear Posture Review — NPR) до конца 2017 года.
Обзор выпускается раз в 5−10 лет и представляет собой комплексный анализ, учитывающий состояние ядерных арсеналов России, Китая и США, возможность выживания системы управления США в случае нанесения по американской территории ответного или ответно-встречного ядерного удара и т. д. Новый «Обзор ядерной политики» призван обозначить уровень, при котором бы ядерная триада была «современной, мощной, обладала гибкостью применения и боевой устойчивостью, была адаптирована к угрозам 21-го века и оказывала поддержку союзникам и партнерам».
Отметим, что военные аналитики уже давно пытаются ответить на фундаментальный вопрос: ведет ли локальное применение ядерного оружия к неизбежному глобальному ядерному конфликту, что делает войну бессмысленной, или же существует возможность ограниченного применения тактических ядерных средств? В последнем случае порог применения ядерного оружия может быть снижен за счет управляемой авиабомбы с маломощной боевой частью (менее 50 килотонн) и с относительно малым выбросом радиации. Такой боеприпас сейчас создается в США — авиабомба B61−12, которая, по словам экспертов, может существенно понизить порог применения ЯО и вместо военно-политического средства сдерживания стать потенциальным оружием поля боя.
— Дозированное применение ядерного оружия, которое не приведет к массированному обмену ядерными ударами, возможно только в отношении государств, не обладающих ЯО или обладающих незначительным ядерным потенциалом, как, например, КНДР, — говорит ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. — Любое применение ЯО против ядерных сверхдержав — России, США, Китая, Великобритании, Франции — неизбежно, шаг за шагом приведет к массированному применению ядерного оружия со всеми вытекающими последствиями для человечества.
Я не исключаю, что в ситуации с Северной Кореей может последовать локальное применение американского потенциала, но только в ответ на атаку КНДР по острову Гуам или объектам американских войск в Японии и Южной Корее. Для поражения северокорейских ядерных объектов первым ударом, в случае военного сценария, будут, прежде всего, использоваться высокоточные дальнобойные средства поражения в обычном снаряжении. То есть США не будут первыми применять ядерное оружие.
«СП»: — Американские эксперты говорят, что новые авиабомбы должны иметь минимальный «побочный эффект». Это действительно возможно?
— Минимизируется только масштаб радиоактивного заражения, все остальные последствия применения ядерного оружия — световое излучение, ударную волну и т. д. — минимизировать невозможно, но они зависят от мощности боеприпаса. Сделать бомбу с наименьшим выходом элементов, которые вызывают радиоактивное заражение, можно. Соответственно, это снижает барьер применения ТЯО.
Мир постепенно приближается к легализации применения ядерного оружия и снижения психологического порога его применения, считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.
— В 90-х и «нулевых» годах было много научно-исследовательских публикаций на тему возможности создания «чистого» ядерного боеприпаса, который бы нивелировал разницу между тактическим ядерным оружием (ТЯО) малой мощности и оружием общего назначения. Это могло произойти, если бы ученым удалось создать ядерное оружие нового поколения, в котором реакция синтеза инициируется не реакцией деления тяжелых ядер, что и проводит к долговременному радиоактивному заражению окружающей среды, а альтернативным источником энергии, причем достаточно компактным.
«СП»: — На этом пути, очевидно, много технических проблем.
— Безусловно. Но в тех же США исследования по изомерии атомных ядер как минимум в промышленных целях продолжались, но каковы реальные результаты — сказать сложно. Скажем, в СССР в свое время ядерно-взрывные технологии применялись для опытно-промышленных подземных взрывов, где старались минимизировать побочные эффекты.
Поэтому я бы не исключал, что в долгосрочной перспективе появится термоядерный боеприпас без атомного детонатора, продукты взрыва которого будут вызывать незначительную и недолговременную радиацию. Повторю, все это описывалось в научной литературе еще в 90-х годах.
Что касается нынешней модернизации американского ТЯО — боеприпас B61−12 должен появиться до 2020 года. Судя по открытым материалам, США хотят привести свои авиабомбы к единому знаменателю и в среднесрочной перспективе заменить имеющиеся боеприпасы на новые — маломощные и управляемые (с точностью поражения до нескольких метров), в том числе на территории Европы. С одной стороны, это может открыть возможность для применения такой бомбы и спровоцировать другие ядерные и скрытые ядерные державы на подобные действия. С другой, учитывая, что для большинства стран нет возможности создать подобные «мини-бомбы», то их наличие у США и готовность к применению при относительно низком радиационном заражении — мощный политический и военный аргумент.
Были времена, когда США были единственными обладателями ядерного оружия, тем не менее, они не пошли на удары по СССР, а продемонстрировали свою мощь бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки, отмечает политолог, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов.
— Локальное применение ядерного оружия против страны, не обладающей значительным ядерным потенциалом, не означает автоматически глобальной атомной войны, наступления «ядерной зимы» и гибели человечества. Однако стратегическое и тактическое ЯО, в том числе заряды, которые могут применять спецподразделения для закладки на объектах противника, служат средством устрашения и сдерживания.
Кроме того, политики, которые затевают те или военные конфликты в современном мире, ставят целью не сколько уничтожение противника, сколько использование материальных дивидендов. А если воспользоваться ими будет сложно, то это — фактор, который заставляет воздерживаться от применения ЯО. С другой стороны, ученые и военные воспринимают оружие прагматично, а минимизация последствий от взрыва ЯО снижает порог его применения.