Республика Татарстан уходит от старого формата отношений с федеральным центром. Во время своего ежегодного послания глава региона, президент Рустам Минниханов заявил, что ведущим фактором взаимоотношений Татарстана с федеральным центром в настоящее время является не столько форма отношений, сколько их содержание и возможность находить взаимоприемлемые решения.
«Около четверти века содержание наших отношений с федеральным центром определялось договорами о разграничении полномочий, которые сыграли важнейшую историческую роль», — отметил он. Минниханов подчеркнул, что эти документы способствовали укреплению государственности и «совершенствованию практики российского федерализма».
Независимый политолог Дмитрий Тульчинский предположил, что за словами президента Татарстана, возможно, скрывается торг и размен на то, что захочет Минниханов, и какие позиции он намерен сохранить за республикой, выторговав у федерального центра за то, что это соглашение будет обновлено или подписано в той форме, в какой хочет Москва.
«Основное, что может попросить Татарстан у Москвы, это контроль за главными экономическими центрами республики, которые сейчас он имеет. Таким образом, республика захочет неких гарантий от федерального правительства, что за Казанью по-прежнему останется контроль за серьезными финансовыми потоками, которые находятся на ее территории. Что касается федерального центра, то под предстоящие президентские выборы для Кремля будет более выгодно подписать декларацию о том, что республика остается на прежних условиях, чем предоставить Татарстану экономические преференции», — полагает политолог.
Ранее некоторые СМИ сообщили, что Кремль не планирует создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном. Как уточнил федеральный чиновник близкий к Кремлю, позиция федерального центра по этому вопросу не изменилась: продлевать документ или подписывать новый столица не будет.
Несмотря на то, что сейчас договор никакой юридической роли в отношениях Москвы и Казани не играет, для самой республики это достаточно важный символ. Плюс ко всему, не стоит забывать роль Татарстана, который от имени федерального центра вел определенный диалог с крымскими татарами во время присоединения Крыма к РФ.
Сегодня Татарстан, по словам Минниханова, при реализации инициатив и проектов в полной мере пользуется широкими возможностями, имеющимися в Российской Федерации.
Кроме Татарстана в России есть еще один особый регион — Чечня, но там все строится на устных договоренностях, которые порой дают местной власти гораздо больше суверенитета, чем любой формальный договор.
«В декларативном плане, республика Татарстан имела немного больше самостоятельности, чем все остальные федеральные центры. Плюс ко всему, сегодня для государства очень важно сохранить контроль над многонациональными кадрами не только экономической, но и политической элиты внутри страны. То, что сепаратистские настроения есть не только в Татарстане, но и в некоторых других городах, далеко не секрет. Главный вопрос остается в том: насколько удается манипулировать такими настроениями и правильно расторговываться с элитами. Тем более, сейчас у Москвы есть все рычаги для того, чтобы достичь как минимум внешнеполитического эффекта, что федеральный центр победил», — отметил политолог Дмитрий Тульчинский.
В своем сегодняшнем выступлении Минниханов не упомянул вопрос о продлении договора с центром, однако подчеркнул, что он сыграл важнейшую политическую роль. В свою очередь, некоторые наблюдатели окрестили послание главы республики реквиемом по договору. Таким образом, по их мнению, Кремль демонстративно ставит Татарстан вровень со всеми, что снижает политический ресурс местной власти.
Глава российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов признался в том, что от слов и формы произнесенной фразы главы Татарстана Минниханова, что «главное в отношениях с Москвой — не форма, а содержание», остался под впечатлением. По мнению политолога, форма этой фразы как раз производит более сильное впечатление, чем ее содержание, поэтому достаточно сложно дать оценку этому высказыванию. Одним словом, афоризм Минниханова можно интерпретировать как восточная мудрость.
«Сегодня нельзя сказать, что между федеральным центром и Татарстаном существуют большие проблемы. Однако, как и с другими регионами, у Москвы есть определенные противоречия в различных интересах, которые больше всего связаны с экономическими вопросами. Татарстан предельно лояльный к федеральному центру регион, но он стремится, чтобы республиканские ресурсы оставались внутри. Таким образом, между сторонами в предельно деловой и конструктивной обстановке идет диалог. Поэтому было бы неправильно говорить, что на фоне «торга за разграничения полномочий» и борьбы интересов, внутри республики зреют определенные сепаратистские настроения, по крайней мере, внешне это не заметно», — считает Игорь Минтусов.
Ранее, в начале июля, депутаты Госсовета Татарстана единогласно приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину по вопросу создания специальной рабочей группы по выработке предложений по правовым вопросам договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. В нем они также попросили сохранить существующее наименование должности высшего должностного лица региона.
Между республикой Татарстан и федеральным центром ранее существовал договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и РТ. Договор о разграничении полномочий в новой редакции был утвержден в июле 2007 года федеральным законом, который подписал президент России Владимир Путин, документ действовал в течение 10 лет. Татарстан оставался единственным субъектом РФ, имеющим такой договор с Российской Федерацией.
Месяц назад первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко сообщил, что срок договора о распределении полномочий с Татарстаном уже истек, сейчас госстроительство ведется не по договорному типу. Однако Кириенко не стал отвечать на вопрос, есть ли опасения возникновения конфликтов в связи с отсутствием договора.
В свою очередь, представитель Кремля, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что позиция по поводу возможности перезаключения договора между органами государственной власти РФ и Татарстана будет озвучена, когда в Москве посчитают нужным.