Российско-китайский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета получил имя CR 929. Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), CR 929 — название целого семейства широкофюзеляжных самолетов российско-китайского производства. Буквы С и R обозначают участников проекта — Китай и Россию, а также первые буквы совместного предприятия CRAIC, которое является оператором проекта.
Торжественная церемония наименования состоялась в Шанхае в штаб-квартире Китайской корпорации гражданского авиастроения. Был показан логотип совместного предприятия, который представляет два равных крыла, движущиеся слева направо. Красное крыло символизирует Китай, синее — Россию.
Как сообщили ОАК, базовая версия будет называться CR 929-600, младшая версия — CR 929–500, а старшая версия — CR 929–700.
Совместный китайско-российский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) в корне перечеркивает всю программу по импортозамещению, которую ранее провозгласила Россия, уверен гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев. Более того, как рассказал эксперт газете «Колокол России», эта программа несет ряд сложностей, которые могут угрожать национальной безопасности страны. Совместные проекты такой мощности, учитывая, что самолетостроение – это сфера двойного значения, где технологии применяются и в оборонной сфере, представляют стратегическое значение для страны, а значит, крайне опасно строить самолеты с кем бы то ни было – пусть даже с лучшим другом, отметил эксперт.
«Еще не так давно мы были в достаточно хороших отношениях с Евросоюзом и США, однако, учитывая возрастающую мощь Китая на международном рынке и его мировые амбиции, сегодня никто не сможет спрогнозировать, как себя может повести Пекин по отношению к РФ и в совместном масштабном авиационном проекте. Сегодня Россия попала в крайне неудобную ситуацию с самолетом Sukhoi Superjet-100, где около 75 — 80 процентов составляют комплектующие импортного производства, а в другом среднемагистральном самолете проекта МС-21 процент иностранных комплектующих составляет около 60 процентов. В стратегическом плане это не жизненные машины, которые полностью зависят от геополитической ситуации и отношений между Западом и РФ», — отметил собеседник издания.
В базовой комплектации авиалайнер CR 929 сможет перевозить 280 пассажиров. Сборка самолета будет проходить в Шанхае, а конструкторское бюро и инженерный центр будут находиться в России на базе предприятий ОАК.
«На сегодняшний день ни Россия, ни Китай не обладают технологиями в гражданской авиации, которые могли бы серьезно конкурировать с мировыми авиационными гигантами — такими как Airbus и Boeing. Если в военной авиации российские конструкторы и инженеры еще способны достойно выдерживать конкуренцию, то в гражданской авиации наши технологии сильно устарели. После развала Советского Союза руководство страны посчитало, что стране не нужно собственное производство гражданских самолетов, потому что выгоднее и дешевле покупать за рубежом уже готовые борта, однако на поверку все это вышло для России большой проблемой. Если РФ приложит максимум усилий уже сегодня, то добьется значительного результата не раньше чем через 20 лет, однако нужно помнить, что и лидеры авиационного строения не будут стоять на месте», — уверен Виктор Горбачев.
Ранее вице-президент по маркетингу компании «Гражданские самолеты Сухого» Тамара Какушадзе рассказала, что от запуска программы ШФДМС до первого полета пройдет около 7 лет, а первый самолет будет поставлен заказчику примерно через 10 лет. По ее словам, с китайскими партнерами у нас риск-разделенное партнерство, которое позволяет снизить издержки и риски при реализации столь амбициозной программы. Инженерный центр и разработки локализуем в России, а производство, продажи и послепродажное обслуживание приближаем к якорному первичному рынку сбыта – локализуем в Китае.
Российско-китайский широкофюзеляжной дальнемагистральной самолет CR 929 вплетен в российскую политику последних лет по восстановлению статуса авиационной державы, каковой она была до 1990 года, отметил член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По мнению собеседника издания «Колокол России», руководство страны уже немало сделало в этом направлении, создав Superjet-100, в производство запущен самолет Ил-114 для эксплуатации на местных авиалиний вместо Ан-24, а также МС-21, проходящий сейчас испытания.
«Пока российское правительство дремало и разваливало авиационное правительство, Китай стал ведущей экономикой мира и частично перенес на свою территорию производство Airbus, таким образом, китайцы могли заполучить современные европейские технологии. Более того, КНР уже производит несколько моделей самолетов, в частности, китайские конструкторы переделали Ан-24, за которыми уже выстраивается очередь из международных покупателей. Однако, несмотря на это, российский интеллектуальный вклад в самолет CR 929 будет преобладать», — полагает Олег Смирнов.
Макет широкофюзеляжного самолета CR 929 был продемонстрирован осенью 2016 года на китайской выставке Airshow China-2016. По некоторым данным, Россия и Китай планируют сообща инвестировать в производство самолета $20 млрд. Из них на разработку и создание производственных мощностей будет направлено $13 млрд, а на производство запчастей и маркетинг — $7 млрд.
По данным Минпромторга, к концу 2018 г. планируется «разработка и утверждение эскизного проекта» широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета «Финансирование опытно-конструкторских работ будет продолжено в 2018-2020 гг. за счет предельных объемов, предусмотренных на государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»