Авиастроение в современной России все еще находится в кризисном состоянии. Авиапарки российских компаний практически полностью укомплектованы зарубежными Boeing и Airbus, мировое лидерство этих компаний едва ли кто-то возьмется оспаривать.
Однако Россия уже построила собственный ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet-100, уже запланировано создание дальнемагистрального лайнера CR929 российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) совместно с китайской COMAC.
Новым эффективным среднемагистральным лайнером должен стать МС-21, создание которого ведется на Иркутском авиационном заводе. По данным ОАК, в данный момент производство проходит стадию создания опытных образцов.
Проектом заинтересовалась Счетная палата, которая провела в ОАК проверку работы по созданию самолета. Выяснилось, что окончательная стоимость проекта превысила закладываемые изначально суммы, что вызвало возмущение контрольного ведомства. Однако так ли справедливы выводы аудиторов, и главное — так ли мрачны последствия удорожания проекта?
Откровения Счетной палаты
Проверка Счетной палаты в ОАК прошла в сентябре, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Факт проверки изданию подтвердил и сотрудник аппарата правительства. В итоговом акте Счетная палата сообщила, что проект МС-21 отошел от заявленных сроков и размеров финансирования.
Сроки еще в конце 2017 года сместились на семь лет: до 2025 года — по продолжительности создания самолета, и до 2019 года — по продажам. Аудиторы забили тревогу и из-за серьезного удорожания проекта.
В 2008 году проект оценивался в 125 млрд рублей, в 2017-м совокупная стоимость работ выросла до 284 млрд рублей с дефицитом финансирования в 107 млрд рублей. Аудиторы заявили также и о дефиците операционной деятельности «Иркута», который строит самолет. Дефицит этот достиг 198 млрд рублей.
Таким образом, заявили аудиторы, общая стоимость проекта достигла рекордной отметки в 438 млрд рублей. Из них уже пошло в дело 158,3 млрд рублей, а 279,1 должны быть вложены в период с 2018 по 2025 год.
Специалисты между тем заявили изданию, что «Иркут» понес ожидаемые потери. Так, корпорация получила убытки от продаж самолетов, тратилась на субсидирование лизинговых компаний, гасила кредиты и займы. Инвестиционные затраты выросли с 77 млрд рублей до 181 млрд рублей. Эти деньги пошли на переоборудование предприятий и опытно-конструкторские работы. В общую сумму также вошли 25 млрд рублей на предпродажное обслуживание.
Ложная тревога?
В «Иркуте» рассказали, что первоначальная оценка стоимости проекта производилась довольно приблизительно. Тогда у корпорации не было разработчиков и поставщиков различных систем самолета. За основу пришлось взять исторические данные и советский опыт создания самолетов. При этом не была учтена стоимость электронного проектирования, сертификация, включая иностранную.
На стоимость проекта влияют и курсы валют, ведь для российских производителей все импортные комплектующие стали существенно дороже. Влияние также оказала и инфляция.
«Иркут» также заявил, что проект пришлось удорожить из-за перераспределения производственных мощностей. Первоначально предполагалось, что в 2016-2017 годах корпорацию освободят от производственной кооперации по созданию военной техники. На предприятии планировали отдать все высвободившиеся мощности проекту МС-21.Однако в 2012 году власти передумали и корпорацию включили в программу гособоронзаказа, поэтому «Иркуту» пришлось расширяться, чтобы строить МС-21.
Как рассказал в интервью Царьграду глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, ситуация с МС-21 не должна вызывать удивления, как бы ей ни возмущалась Счетная палата.
«Безусловно, с точки зрения надзорных органов любое нарушение относительно заранее запланированных сроков и оценок по стоимости является серьезным отклонением и поводом, чтобы обратить на это внимание. Но мы понимаем, что всякий раз, когда реализуется проект, содержащий прорывные технологии и решения, не имеющие аналогов в мировой индустрии, это приводит к тому, что возникают риски как по срокам, так и по стоимости проекта. Очевидно, что при наличии большой доли заемного финансирования даже само по себе увеличение срока за счет процентной нагрузки неизбежно даст и рост стоимости проекта», — отметил господин Пантелеев.
Он отметил, что технология самолета МС-21 крайне сложна за счет решений по созданию композитного крыла. Его создание было серьезным техническим риском, однако сегодня оно уже проходит испытания в «цивильной» конфигурации, что уже дало хорошие результаты.
«Едва ли не самая серьезная сдвижка по срокам, которая произошла в проекте МС-21, была связана с изменением рыночных условий. Базовой моделью был выбран не МС-21 200, а МС-21 300, то есть более вместительная модель. Это привело к тому, что потребовалось произвести перепроектирование. Эта модель сегодня более востребована авиакомпаниями», — отметил Пантелеев.
По его словам, во всех бюджетных проектировках закладывается рублевая стоимость, в то время как значительная часть комплектующих приобретается за рубежом за валюту. Поэтому очевидно, что долларовая стоимость программы не только не выросла, но даже сократилась.
«Поэтому можно говорить о наличии проблем, которые своими действиями не смогли, да и не могли компенсировать сами авиастроители. Я бы охарактеризовал эти проблемы как не драматические. Например, мы помним случай, когда во время испытаний кессонного крыла произошло его разрушение при нагрузке 92%. Но путем увеличения массы конструкции аж на 25 килограммов на весь самолет была получена вторая итерация конструкции, которая прошла испытания даже с запасом», — напомнил Пантелеев.
«Как показывает практика мирового авиастроения, например, у конкурентов Boeing и Airbus, все самолеты относительно заявленных параметров создаются дольше, получаются тяжелее и дороже. МС-21 является одним из немногих самолетов, которые создаются без какого-то определенного перевеса. Эта машина в наибольшей степени будет отвечать заявленным производителем характеристикам», — резюмировал эксперт.
Таким образом, формально Счетная палата права. Выполняя свои контрольные функции, она не могла не заметить роста стоимости и смещения сроков создания самолета. Однако ОАК и «Иркут» оказались в непростой экономической ситуации, в том числе под давлением внешнеэкономических факторов.
В то же время производитель уже связан мягкими контрактами на изготовление самолета, и если в новых условиях потребовалось дополнительное финансирование, то это соответствует запросам проекта. Но факт в том, что проверка проверкой, а Россия, создав МС-21, сделает шаг вперед в самолетостроении. Стране нужны собственные, а не заграничные авиалайнеры.