Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний» - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний» - «Военные действия» 14:00 Четверг 0 461
19-10-2017, 14:00

Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний» - «Военные действия»


Подводный флот: Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний» - «Военные действия»

ВМС США спустили на воду новую многоцелевую атомную подводную лодку USS South Dakota (SSN-790). Она относится к семейству лодок четвертого поколения «Вирджиния». Церемония состоялась на верфи города Гротона (штат Коннектикут). Дэнни Демпси, супруга бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Мартина Демпси, разбила о субмарину бутылку шампанского.

По этому поводу The National Interest написал, что подводный флот США обогатился самой современной лодкой, при строительстве которой были применены новейшие технологии. И что «Южная Дакота» является «самой незаметной среди американских подводных лодок». Никакие технические подробности при этом не сообщаются.

Заявление о технологическом прорыве данной лодки выглядит странно. Существенной новизной по отношению к уже имеющимся субмаринам обладают лодки нового типа. Правда, технологическое развитие в определенных пределах имеет место и внутри конкретного семейства лодок. И реализуется оно скачкообразно — от серии к серии (американцы называют их блоками). Во временном отношении серии отделяют друг от друга пять-семь лет. Промежуток вполне достаточный для того, чтобы появились новые инженерные идеи, на основании которых можно частично улучшить тактико-технические характеристики.

Создание многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения «Вирджиния» началось в конце 80-х годов для замены лодок типа «Лос-Анджелес», которые начали строиться сразу после окончания Вьетнамской войны. Первая лодка, носящая имя семейства субмарин — «Вирджиния» — была введена в строй в 2004 году. В первой серии были построены 4 лодки. Во второй — 6 лодок, которые вводились в строй с 2008 по 2013 год. Однако технологического продвижения вперед при переходе ко второй серии не было. Конструкторы исправляли огрехи, допущенные в разработке первой серии. Самым серьезным изъяном стала неустойчивость звукопоглощающего покрытия к морской воде. «Облицовка» частично отслаивалась и сама становилась источником дополнительных шумов.

Новшества были введены в третьей серии (8 лодок), к которой относится и «Южная Дакота». Причем она не открывает серию, а седьмая по счету. Важнейшее модернизационное мероприятие третьей серии — замена двенадцати вертикальных пусковых установок для крылатых ракет «Томагавк» на две пусковые установки револьверного типа, каждая из которых обслуживает 6 «Томагавков». Также был заменен носовой сонар со сферической антенной на подковообразную антенну. Разработчики утверждают, что новая гидроакустическая станция имеет большую чувствительность и избирательность.


Таким образом, говорить о «небывалых» характеристиках следует в отношении не одной «Южной Дакоты», а всех восьми лодок третьей серии, начиная с введенной в строй в 2014 году «Северной Дакоты» (SSN-784) и кончая «Делавэром» (SSN-791) — эта субмарина была заложена в апреле прошлого года на верфи в Ньюпорте. К тому же вряд ли они такие уж «небывалые» для американского подводного флота, как утверждает The National Interest. Дело в том, что в ВМФ США эксплуатируются 3 многоцелевые лодки «Сивулф» (Морской волк — англ.), которые должны были заменить субмарины «Лос-Анджелес». Однако из-за их дороговизны предпочтение отдали более простым и дешевым лодкам «Вирджиния». У «Морского волка» и шумность ниже, и более мощное вооружение — 50 торпед или крылатых ракет «Гарпун» или «Томагавк», запускаемых через торпедные аппараты. Так что об уникальности «Южной Дакоты» говорить не приходится.

Многоцелевые подводные лодки, к которым относится и «Вирджиния», предназначены для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для нанесения ракетных ударов по береговым целям. Для этого они вооружены как торпедами, так и крылатыми ракетами.

А что у нас?

В ВМФ России есть лодка, которая решает те же самые задачи и относится к четвертому поколению. Это ПЛАРК (подводная лодка атомная с крылатыми ракетами) проекта 885 «Ясень». Пока только одна — К-560 «Северодвинск», принятая в строй в июне 2014 года. Вторая лодка, К-561 «Казань», построенная по модернизированному проекту 8851 «Ясень-М», была спущена на воду весной этого года. У нее снижена шумность и частично заменено оборудование. В обозримом будущем должны появиться еще 5 лодок, все они находятся в постройке.

Вряд ли можно говорить и об уникальности третьей серии «Вирджиний» по отношению к российским «Ясеням».

Важнейшие показатели эффективности подводной лодки — ее малошумность, а также способность обнаруживать подводные и надводные цели на максимально возможном удалении. В отношении первого параметра сказать особенно нечего. Вряд ли «Вирджиния» и «Ясень» тут сильно отличаются друг от друга. Прежде всего потому, что и американские, и российские конструкторы использовали примерно одни и те же методы снижения шумности. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса, снижение количества шумящих механизмов (например, особая конструкция трубопроводов в атомном реакторе исключила необходимость использования перекачивающих насосов), двойное демпфирование всего, что вибрирует и прочие приемы борьбы с шумами. При этом у «Сивулфа» использованы более мощные приемы. Так, в качестве движителя в нем применен водомет, а не грибной винт. При этом у «Морского волка» и самая высокая скорость подводного хода.

Что касается возможностей гидроакустических станций двух лодок, то реальное повышение качества на «Вирджинии» было достигнуто, начиная с третьей серии. К ней относится и «Южная Дакота». На «Ясене» же изначально была введена прогрессивная система за счет оригинальной компоновки лодки. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, смещенных к центру (впервые в истории подводного флота), освободившееся пространство было отдано аппаратуре гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны есть и еще две, расположенные по бокам лодки. Таким образом, ГАС «Иртыш-Амфора» обладает характеристиками, которые существенно выше, чем на лодках третьего поколения. И уж никак не может уступать показателям ГАС модернизированной «Вирджинии».

При этом следует учитывать и то обстоятельство, это эффективность современных ГАС существенно зависит от способов математической обработки получаемых гидролокатором сигналов. И вот тут необходимо обратить внимание на параметр, который как бы к делу не относится, — на численность экипажа. На «Ясене» 64 офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134. Этот параметр указывает на степень автоматизации процессов управления субмариной. А также на мощность вычислительных ресурсов лодки, которые, в частности, и обеспечивают автоматизацию. Однако мощности компьютера используются и для решения широкого круга задач, среди которых и обработка информации, которая поступает от антенны сонара.

Необходимо подчеркнуть, что мощность компьютера — это не только количество набитых в него процессоров и быстродействие исполнения операций. Тут, американцы, несомненно, впереди. Но и математические алгоритмы обработки данных, и реализующие их программы. А вот тут русские наряду с индийцами считаются лучшими в мире специалистами.

Ну, и, наконец, о вооружении лодок. «Вирджиния» имеет 4 торпедных аппарата, 26 торпед и 12 крылатых ракет. У «Ясеня» 10 ТА, 30 торпед, 32 крылатые ракеты.

Но разница не только количественная, но и качественная. На «Вирджинии» установлены 533-мм торпеды Mark 48 Mod 6, максимальная дальность которых равна 55 км, а скорость — 50 узлов. На «Ясене» — торпеды «Физик», также как и американские, самонаводящиеся. Их дальность — 50 км, скорость — 50 узлов. Однако на второй лодке, «Казани», будет уже «Футляр» с дальностью в 60 км и максимальной скоростью, равной 65 узлам.


Разрыв в качестве ракетного оружия более серьезный. Американские ракеты Tomahawk Block IV способны переносить 340-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку на расстояние в 1600 км. К слабым сторонам ракеты следует отнести невысокую способность к маневрированию при скорости в 800 км/ч. Российские ракеты «Калибр» способны преодолевать расстояние в 2600 км. Причем, если «Томагавк» предназначен для стрельбы по береговым и надводным целям, то среди модификаций «Калибра» есть ракета, способная поражать подводные лодки.

На «Ясень» также предполагается устанавливать противокорабельные ракеты «Оникс», имеющие скорость в 2,6 М и низкий профиль полета. Также есть планы оснастить «Ясень» дальнобойными крылатыми ракетами Х-101/102. Они могут иметь как обычную, так и ядерную боеголовку. Дальность — 5500 км на околозвуковой скорости. Максимальное отклонение от цели не превышает 6 метров. Данная ракета расширит функциональность «Ясеня», который сможет решать и стратегические задачи. А в начале 20-х годов предполагается установка гиперзвуковых ракет «Циркон».

ТТХ подводных лодок «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина, м: 140 — 115 — 108

Ширина, м: 13 — 10,5 — 12,2

Водоизмещение надводное, т: 8600 — 7000 — 7500

Водоизмещение подводное, м: 13800 — 8000 — 9100

Скорость надводная, узлы: 16 — н/д — 18

Скорость подводная, узлы: 31 — 33 — 35

Рабочая глубина, м: 520 — 300 — 480

Предельная глубина, м: 600 — 490 — 600

Экипаж: 64 — 134 — 126

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед; 32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 крылатых ракет

Стоимость при серийном производстве, млрд. долл.: 0,5 — 2,7 — 4,3


ВМС США спустили на воду новую многоцелевую атомную подводную лодку USS South Dakota (SSN-790). Она относится к семейству лодок четвертого поколения «Вирджиния». Церемония состоялась на верфи города Гротона (штат Коннектикут). Дэнни Демпси, супруга бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Мартина Демпси, разбила о субмарину бутылку шампанского. По этому поводу The National Interest написал, что подводный флот США обогатился самой современной лодкой, при строительстве которой были применены новейшие технологии. И что «Южная Дакота» является «самой незаметной среди американских подводных лодок». Никакие технические подробности при этом не сообщаются. Заявление о технологическом прорыве данной лодки выглядит странно. Существенной новизной по отношению к уже имеющимся субмаринам обладают лодки нового типа. Правда, технологическое развитие в определенных пределах имеет место и внутри конкретного семейства лодок. И реализуется оно скачкообразно — от серии к серии (американцы называют их блоками). Во временном отношении серии отделяют друг от друга пять-семь лет. Промежуток вполне достаточный для того, чтобы появились новые инженерные идеи, на основании которых можно частично улучшить тактико-технические характеристики. Создание многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения «Вирджиния» началось в конце 80-х годов для замены лодок типа «Лос-Анджелес», которые начали строиться сразу после окончания Вьетнамской войны. Первая лодка, носящая имя семейства субмарин — «Вирджиния» — была введена в строй в 2004 году. В первой серии были построены 4 лодки. Во второй — 6 лодок, которые вводились в строй с 2008 по 2013 год. Однако технологического продвижения вперед при переходе ко второй серии не было. Конструкторы исправляли огрехи, допущенные в разработке первой серии. Самым серьезным изъяном стала неустойчивость звукопоглощающего покрытия к морской воде. «Облицовка» частично отслаивалась и сама становилась источником дополнительных шумов. Новшества были введены в третьей серии (8 лодок), к которой относится и «Южная Дакота». Причем она не открывает серию, а седьмая по счету. Важнейшее модернизационное мероприятие третьей серии — замена двенадцати вертикальных пусковых установок для крылатых ракет «Томагавк» на две пусковые установки револьверного типа, каждая из которых обслуживает 6 «Томагавков». Также был заменен носовой сонар со сферической антенной на подковообразную антенну. Разработчики утверждают, что новая гидроакустическая станция имеет большую чувствительность и избирательность. Таким образом, говорить о «небывалых» характеристиках следует в отношении не одной «Южной Дакоты», а всех восьми лодок третьей серии, начиная с введенной в строй в 2014 году «Северной Дакоты» (SSN-784) и кончая «Делавэром» (SSN-791) — эта субмарина была заложена в апреле прошлого года на верфи в Ньюпорте. К тому же вряд ли они такие уж «небывалые» для американского подводного флота, как утверждает The National Interest. Дело в том, что в ВМФ США эксплуатируются 3 многоцелевые лодки «Сивулф» (Морской волк — англ.), которые должны были заменить субмарины «Лос-Анджелес». Однако из-за их дороговизны предпочтение отдали более простым и дешевым лодкам «Вирджиния». У «Морского волка» и шумность ниже, и более мощное вооружение — 50 торпед или крылатых ракет «Гарпун» или «Томагавк», запускаемых через торпедные аппараты. Так что об уникальности «Южной Дакоты» говорить не приходится. Многоцелевые подводные лодки, к которым относится и «Вирджиния», предназначены для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для нанесения ракетных ударов по береговым целям. Для этого они вооружены как торпедами, так и крылатыми ракетами. А что у нас? В ВМФ России есть лодка, которая решает те же самые задачи и относится к четвертому поколению. Это ПЛАРК (подводная лодка атомная с крылатыми ракетами) проекта 885 «Ясень». Пока только одна — К-560 «Северодвинск», принятая в строй в июне 2014 года. Вторая лодка, К-561 «Казань», построенная по модернизированному проекту 8851 «Ясень-М», была спущена на воду весной этого года. У нее снижена шумность и частично заменено оборудование. В обозримом будущем должны появиться еще 5 лодок, все они находятся в постройке. Вряд ли можно говорить и об уникальности третьей серии «Вирджиний» по отношению к российским «Ясеням». Важнейшие показатели эффективности подводной лодки — ее малошумность, а также способность обнаруживать подводные и надводные цели на максимально возможном удалении. В отношении первого параметра сказать особенно нечего. Вряд ли «Вирджиния» и «Ясень» тут сильно отличаются друг от друга. Прежде всего потому, что и американские, и российские конструкторы использовали примерно одни и те же методы снижения шумности. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса, снижение количества шумящих механизмов (например, особая конструкция трубопроводов в атомном реакторе исключила необходимость использования перекачивающих насосов), двойное демпфирование всего, что вибрирует и прочие приемы борьбы с шумами. При этом у «Сивулфа» использованы более мощные приемы. Так, в качестве движителя в нем применен водомет, а не грибной винт. При этом у «Морского волка» и самая высокая скорость подводного хода. Что касается возможностей гидроакустических станций двух лодок, то реальное повышение качества на «Вирджинии» было достигнуто, начиная с третьей серии. К ней относится и «Южная Дакота». На «Ясене» же изначально была введена прогрессивная система за счет оригинальной компоновки лодки. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, смещенных к центру (впервые в истории подводного флота), освободившееся пространство было отдано аппаратуре гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны есть и еще две, расположенные по бокам лодки. Таким образом, ГАС «Иртыш-Амфора» обладает характеристиками, которые существенно выше, чем на лодках третьего поколения. И уж никак не может уступать показателям ГАС модернизированной «Вирджинии». При этом следует учитывать и то обстоятельство, это эффективность современных ГАС существенно зависит от способов математической обработки получаемых гидролокатором сигналов. И вот тут необходимо обратить внимание на параметр, который как бы к делу не относится, — на численность экипажа. На «Ясене» 64 офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134. Этот параметр указывает на степень автоматизации процессов управления субмариной. А также на мощность вычислительных ресурсов лодки, которые, в частности, и обеспечивают автоматизацию. Однако мощности компьютера используются и для решения широкого круга задач, среди которых и обработка информации, которая поступает от антенны сонара. Необходимо подчеркнуть, что мощность компьютера — это не только количество набитых в него процессоров и быстродействие исполнения операций. Тут, американцы, несомненно, впереди. Но и математические алгоритмы обработки данных, и реализующие их программы. А вот тут русские наряду с индийцами считаются лучшими в мире специалистами. Ну, и, наконец, о вооружении лодок. «Вирджиния» имеет 4 торпедных аппарата, 26 торпед и 12 крылатых ракет. У «Ясеня» 10 ТА, 30 торпед, 32 крылатые ракеты. Но разница не только количественная, но и качественная. На «Вирджинии» установлены 533-мм торпеды Mark 48 Mod 6, максимальная дальность которых равна 55 км, а скорость — 50 узлов. На «Ясене» — торпеды «Физик», также как и американские, самонаводящиеся. Их дальность — 50 км, скорость — 50 узлов. Однако на второй лодке, «Казани», будет уже «Футляр» с дальностью в 60 км и максимальной скоростью, равной 65 узлам. Разрыв в качестве ракетного оружия более серьезный. Американские ракеты Tomahawk Block IV способны переносить 340-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку на расстояние в 1600 км. К слабым сторонам ракеты следует отнести невысокую способность к маневрированию при скорости в 800 км/ч. Российские ракеты «Калибр» способны преодолевать расстояние в 2600 км. Причем, если «Томагавк» предназначен для стрельбы по береговым и надводным целям, то среди модификаций «Калибра» есть ракета, способная поражать подводные лодки. На «Ясень» также предполагается устанавливать противокорабельные ракеты «Оникс», имеющие скорость в 2,6 М и низкий профиль полета. Также есть планы оснастить «Ясень» дальнобойными крылатыми ракетами Х-101/102. Они могут иметь как обычную, так и ядерную боеголовку. Дальность — 5500 км на околозвуковой скорости. Максимальное отклонение от цели не превышает 6 метров. Данная ракета расширит функциональность «Ясеня», который сможет решать и стратегические задачи. А в начале 20-х годов предполагается установка гиперзвуковых ракет «Циркон». ТТХ подводных лодок «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф» Длина, м: 140 — 115 — 108 Ширина, м: 13 — 10,5 — 12,2 Водоизмещение надводное, т: 8600 — 7000 — 7500 Водоизмещение подводное, м: 13800 — 8000 — 9100 Скорость надводная, узлы: 16 — н/д — 18 Скорость подводная, узлы: 31 — 33 — 35 Рабочая глубина, м: 520 — 300 — 480 Предельная глубина, м: 600 — 490 — 600 Экипаж: 64 — 134 — 126 Автономность: 100 суток — н/д — н/д Вооружение: 10 ТА, 30 торпед; 32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 крылатых ракет Стоимость при серийном производстве, млрд. долл.: 0,5 — 2,7 — 4,3
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 941 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl