Материал комментируют:
Владимир Шварёв
Иван Коновалов
Глава Центра стратегических разработок (ЦСР), экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что Россия недооценивает новые санкции со стороны США. Такое мнение он высказал на конференции Евразийского банка развития (ЕАБР).
«Три или четыре дня назад опубликованный новый санкционный список [США] - мы у нас в России пока недооцениваем. Это совершенно новый, качественно более жесткий вариант санкций», — заявил Кудрин.
По мнению экс-министра, «теперь любая компания мира, если она будет вести операции с российскими компаниями, попавшими в санкционный список, сама попадёт под угрозу санкций. А значит, наши партнёры ещё 10 раз подумают, стоит ли иметь дело с российскими партнёрами.
По словам Кудрина, в связи с этим Россия будет вынуждена больше использовать рубль в расчётах. «Эта санкционная история создаёт большие риски для операций в более устойчивых валютах. Это подстегнёт использование рубля, даже если это может быть дороже», — заключил он.
Насколько обоснованы опасения бывшего министра?
— Я считаю, что новые санкции против нашего оборонно-промышленного комплекса будут иметь нулевой эффект, — говорит замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварёв. — Везде, где нас могли ущемить, уже ущемили. Тем не менее, с момента введения первых санкций в 2014 году объёмы продаж Россией оружия другим странам не падают. Американцам ничего не остаётся, как по второму, а то и по третьему и четвёртому кругу вводить одни и те же санкции. Против Рособоронэкспорта санкции объявлялись уже много раз, так что это даже выглядит смешно.
В последние годы предприятия российского военно-промышленного комплекса (ВПК) всё больше переходят на комплектующие отечественного производства. Мы всё в меньшей степени зависим от Запада, хотя зависимость, конечно, остаётся. В частности, большую часть тепловизоров для танков нам поставляют французские производители. Не так давно вице-премьер России Дмитрий Рогозин сказал, что по расчётам его специалистов, чтобы полностью избавиться от зависимости, например, украинских комплектующих, нужен ещё год-полтора. А для того, чтобы не зависеть совсем от западных поставок, потребуется чуть больше времени — 3−4 года.
Кстати говоря, часто бывает, что мы что-то можем и сами делать, но зарубежный заказчик требует, чтобы использовались импортные комплектующие. В частности, Индия как раз пожелала, чтобы на наших танках Т-90 стояли французские тепловизоры. Это предусмотрено контрактом, поэтому определённая зависимость сохраняется.
Есть какие-то вещи, которые мы импортируем и для внутреннего потребления, для собственной военной техники. Но таким комплектующим всё чаще находим замену.
«СП»: — То есть США сейчас бессильны ослабить наши экспортные возможности в сфере ВПК?
— Я могу согласиться с Кудриным только в том, что американцы могут надавить на своих европейских партнёров, чтобы те компании, что ещё сотрудничают с нами, прекратили это делать. В частности, у нас остаётся ряд совместных проектов с Францией и Германией. Они не столь крупные, но надо понимать, что в современной военной промышленности отсутствие одной небольшой детали может обернуться серьёзными проблемами. Но у нас есть отдушина в виде Китая. Поскольку, если начнётся полная блокада со стороны Запада, кое-что в сфере микроэлектроники, например, мы можем купить в Поднебесной. Есть и другие страны, сотрудничество с которыми в сфере ВПК мы не афишируем, чтобы никому не навредить. В последнее время у нас укрепляется взаимодействие с Белоруссией в сфере производства микроэлектроники. Да и сами мы не сидим, сложа руки. Поэтому с пессимизмом Кудрина я не согласен.
«СП»: — А не получится ли так, что китайские или любые другие не западные компании, испугавшись санкций США, тоже прервут сотрудничество с нами?
— На рынке вооружений идёт борьба по принципу: каждый сам за себя. Те же США, Англия, Франция могут совместно выступать с какими-то политическими заявлениями. А вот в сфере экспорта вооружений каждый пытается отвоевать для себя наиболее выгодные контракты. Американцы соперничают с той же Францией, Испанией, Германией по отдельным сегментам. Где-то у американцев отбивают контракты шведы, где-то — итальянцы. И при всём том, значительная часть контрактов не афишируется. О них знают только две стороны без всяких посредников и утечек. О таких контрактах нередко другим странам становится известно через много лет после того, как их заключили и даже выполнили. Поэтому даже западные компании могут продолжить с нами сотрудничать на конфиденциальной основе. Как ни мощны США, в карман к каждой фирме они не залезут, чтобы проверить, с кем она сотрудничает. Не говоря уже о том, что в юридическом плане Соединённые Штаты не имеют права накладывать санкций ни на западные компании, ни на российские, ни на какие-либо другие.
Как бы там ни было, Россия выход найдёт, и позиций на рынке экспорта вооружений сдавать не собирается. Не дождутся!
— Даже странно слышать от господина Кудрина подобные выкладки, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Можно подумать, он никогда не был министром финансов и не знал, как строятся отношения в сфере торговли вооружениями. Ситуация такова, что с американцами в продаже оружия мы почти нигде не конкурируем. Разве что недавно они начали активно осваивать индийский рынок. Но там они продают те вооружения, которые мы никогда в Индию не экспортировали. Это, пожалуй, и всё, если не считать Афганистана, где власти сами нас попросили продавать наши вертолёты МИ-8, поскольку американские — дорогие и неудобные. В целом, нет ничего критически опасного в том, что американцы перестанут с нами сотрудничать. По сути, последние санкции США носят декларативный характер.
Мало того, есть страны, с которыми мы можем сотрудничать в сфере вооружений, а американцы — нет. В частности, Иран или Алжир. А Саудовская Аравия, которая прежде покупала исключительно американское вооружение, теперь присматривается к нашему.
«СП»: — Допустим, Индия стоит перед выбором — покупать наши танки или американские. Соотношение цена-качество, по мнению индийцев, примерно равное, но тут они вспоминают, что связавшись с нами, могут нажить неприятности…
— Если говорить конкретно про Индию, то, скорей, реакция будет от обратного. Индия давно уже позиционирует себя как сильная страна, независимый центр принятия решений. К тому же, представьте, Индия, которая много лет покупала наши танки, сейчас возьмёт и пустит их на металлолом, а взамен накупит «Абрамс». Это дорого и совершенно необоснованно. Кстати, ни Европа, ни США на своей территории сейчас танки не производят. Они спохватились и собираются запустить производство по новой, но на это уйдут годы. Кроме того, индийцы не захотят показать всему миру, что они прогнулись под американцев. Да и всё больше не западных стран хотят показать свою самодостаточность и не терпят давления.