Десять лет назад Москва оказалась потенциально незащищенной перед лицом новой американской противоспутниковой и противоракетной системы THAAD, которая тогда ускоренными темпами разрабатывалась нашими воинственными «партнерами».
На последних испытаниях новой американской ЗРК, которые успешно прошли на Аляске в июле этого года, военным США удалось поразить баллистическую ракету средней дальности. Новый натовский комплекс ПВО удачно дополнил щит NORAD, прикрывающий Североамериканский континент от любой внешней угрозы из космоса или стратосферы.
По мнению российских дипломатов и военных, сам факт ввода в действие нового элемента ПРО является недружелюбным действием со стороны Соединенных Штатов, так как новое оружие нарушает статус-кво или, как говорят профессионалы, «паритет грубой силы».
К сожалению, имеющиеся у России великолепные истребители-перехватчики и знаменитые теперь на весь мир комплексы ПВО «Триумф» не в состоянии справиться с ракетной угрозой. Выявление и уничтожение самолета — это иная специфика. В области же противоракетного вооружения Россия отстала в эпоху 1990-х – начала 2000-х, потеряв время за безудержными разглагольствованиями о демократии и братанием с американцами.
Начиная с 2002 года головной разработчик ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» оповестил научное и военное сообщества о запуске работ над принципиально новым изделием в области ЗРК — так называемом С-500 «Прометей».
В 2006 году «Алмаз-Антей» был официально назван решением военно-промышленной комиссии при правительстве России головным разработчиком системы ПВО пятого поколения. В 2009 году ученые сообщили о завершении подготовки конструкторской документации по «Прометею» и переходе к практическим испытаниям. Наконец, в 2010 году правительство России официально подтвердило техническую возможность создания зенитно-ракетного комплекса пятого поколения.
Этот мобильный комплекс ПВО — настоящий универсальный солдат, способный сбивать любые цели, включая низколетящие спутники и гиперзвуковые ракеты будущего.
Анализируя тактико-технические характеристики С-500, сразу бросается в глаза, что речь не идет о модернизации уже существующей системы, то есть С-400. Предыдущее поколение принципиально не предназначено для работы по космическим объектам и трансконтинентальным баллистическим ракетам. Кроме того, если время принятия решения при отработке целей бортовым компьютером С-400 — порядка 9 секунд по шести целям, то у «Прометея» оно составляет 2-3 секунды при количестве поражаемых целей до 10.
Ракеты С-500 обладают собственными маневрирующими блоками и РЛС. Они способны поразить межконтинентальную баллистическую ракету при наборе высоты, то есть до 185-200 километров, а также при снижении, атакуя головную часть ракеты. Причем скорость противоракет 77Н6-Н и 77Н6-Н1 (от 5 до 7 км/сек) такова, что они могут вообще не иметь никакого боевого заряда: достаточно их кинетической энергии. Тем не менее известно, что для гарантированного поражения цели принято решение о возможном снабжении С-500 ядерным зарядом.
Но как бы ни был совершенен С-500, которому еще только предстоит поступить в 2018-2019 годах на вооружение российской армии, он бледнеет перед новейшей разработкой инженерной мысли того же «Алмаза-Антея» — А-235 «Нудоль», создающей настоящую трехэшелонную стратегическую систему обороны.
Эта система должна сменить на боевом дежурстве вокруг Москвы и других крупных городов и военных баз морально устаревшую систему А-135 «Амур». Одновременно при предстоящей замене пусковых установок дальнего эшелона будет проведена и комплексная модернизация РЛС «Дон 2Н».
О времени поставки «Нудоль» пока официально не сообщается. Согласно американским источникам, на данный момент Россия уже провела пять испытаний противоспутниковых ракет.
А-235 «Нудоль», все данные по которой строго засекречены, будет, скорее всего, способна поражать цели на высоте до 1000 километров (С-500 — 200 км), с дальностью до 1500 км по горизонтали (у С-500 — 600 км) и уже привычной нам скоростью до 7 км/сек. В переводе на общечеловеческий язык это означает, что подобной системы противоракетной обороны в мире больше нет.
Она значительно превосходит возможности разрекламированной THAAD. Можно представить, на что будет способна комплексная система ПВО, одновременно использующая мобильные ЗРК С-300, С-350, С-400, С-500 и систему А-235 «Нудоль».