Материал комментируют:
Ричард Фрэнк
Террористы в Сирии сдают свои последние позиции. Уже руководство российской армии заявляет о том, что число военных будет в ближайшее время сокращено за ненадобностью. Из последних крупных побед — взятие Абу-Камаля. Вернее, бои еще за него идут, но сопротивляться террористы уже практически прекратили. Вчера вечером Сирийская армия при поддержке российских ВКС вела наступление вдоль реки Евфрат.
У террористов нет ни малейшего шанса удержать город. Эта победа не то чтобы носит исторический характер, тем не менее, определенного рода символизм прослеживается — этот город был неприступен для всех, кто раньше пытался его взять. Американцы со своими союзниками несколько раз пытались и даже собрали довольно большую группировку из числа сирийских повстанцев. Но Исламское государство* всякий раз обращало в бегство незадачливых освободителей. К тому же, именно здесь в последние месяцы военное командование ИГ работало и разрабатывало планы обороны оставшихся населенных пунктов.
В общем, взятие этого небольшого города нанесло существенный удар по репутации американцев, которые до этого успели пообещать, что Абу-Кемаль Башару Асаду не достанется. Как видно, они сильно ошибались. Но не только этим знаменательно событие.
Теперь Сирийская арабская армия вместе со своими многочисленными союзниками может активными темпами возвращать под свой контроль границу с Ираком. Да, Абу-Камаль был последней серьезной преградой на этом пути. До взятия города были риски, что курды, двигающиеся по восточному берегу реки Евфрат, опередят правительственные войска. А это неминуемо лишило бы Дамаск возможности отвоевать у Исламского государства все еще контролируемые им участки провинции Дэйр-эз-Зор. Но теперь все иначе, и, быть может, в будущем удастся даже опередить курдов в их операции по окончательной зачистке провинции Хасака.
Но не все так однозначно. До этого правительственные силы уже заявляли о взятии этого города. Было это девятого ноября. Боевикам понадобилось несколько дней, чтобы снова их отсюда выдворить. Есть несколько нюансов, объясняющих разницу в нынешней операции и той, что была ранее. В начале ноября подошедшие к Абу-Камалю войска вели бои практически без поддержки российской авиации, которая была занята работой на других участках. Во-вторых, есть большие подозрения, что в прошлый раз в дело вмешались Штаты. По данным Министерства обороны России, Вашингтон дал боевикам коридор для безопасного выхода из осаждаемого поселения. Следовательно, американцы должны были организовать прикрытие, иначе невозможно было обеспечить условия предполагаемого договора между ними и террористами.
Именно в этом Россия и обвинила Соединенные Штаты в первую очередь — Америка мешала РФ и их союзникам атаковать врага. Сейчас же ситуация поменялась — из города уже успели уехать основные силы Исламского государства, и поэтому никто из западной коалиции не видит надобности дальше его опекать.
Проамериканские силы уверены в том, что неуспехи проправительственных сил Сирии связаны исключительно с невозможностью работать без помощи российских специалистов и авиации. К такому мнению склоняется и австралийский военный эксперт Ричард Фрэнк.
— Абу-Кемаль долго не получалось взять из-за его расположения. Он находится в центре Исламского государства. И здесь была отличная инфраструктура для того, чтобы организовать перевалочный пункт. Здесь террористы отправляли силы в Ирак или Сирию в зависимости от необходимости. Из-за этого даже окружающая его пустыня не могла быть полезной для тех, кто пытался его освободить. Когда добровольцы начали наступать с юга и запада, им ударили в тыл, потому что из Ирака в Сирию тогда была направлена большая группа террористов (вероятно, речь о разгроме так называемой Сирийской новой армии, которая была полностью уничтожена —авт.). Они ничего не знали об операции добровольцев, но почти случайно с ними встретились, когда они находились недалеко от города. Бомбардировки также не приносили нужного эффекта, потому что здесь не было штаб-квартиры или высокопоставленных руководителей, в таких условиях разведданные поступали скудно, и их было недостаточно для выявления полевых командиров. Поэтому этот город у них забрали сейчас, а не в прошлом году.
«СП»: — Каковы, по-вашему, главные причины успеха сирийской арабской армии в освобождении города?
— Армия режима играла не главную роль в этом. Ее основные отряды сейчас находятся на сорок километров севернее. Здесь большую роль сыграли иранские отряды и боевики Хезболлы. Они приблизились к городу еще давно. На пути сюда они не встречали никаких проблем, потому что между Т-2(насосная станция на юго-западе провинции Дэйр-эз-Зор — авт.) и Абу-Камалем почти ничего нет, кроме пустыни. Но в сам город они не могли проникнуть, даже подобраться к его границам. Они ждали, когда им на помощь придут Силы народной мобилизации (шиитские отряды, воюющие с ИГИЛ в Ираке -авт).С их приближением город был блокирован с юга, юго-востока и запада. Так ИГ не могло получать подкрепление. Это была беспроигрышная ситуация, но Хезболла и остальные не смогли ничего сделать. Они проиграли битву за город. И после этого им пришлось ждать помощи.
«СП»: — От кого?
— От России.
«СП»: — Вы так говорите, будто до этого Россия не помогала.
— Русские были заняты в окрестностях Дэйр-эз-Зора и у Меядина. Там за несколько дней погибло много солдат режима, и исправить ситуацию должна была Россия. На Абу-Камаль она не отвлекалась, потому что никто не ожидал таких трудностей во время наступления. Боевики окружены, истощены, и им неоткуда ждать помощь, но иранцы со своими союзниками не смогли справиться. Это объясняет, почему раньше Асаду не удавалась побеждать в войне против террористов. Пока Россия не объявила о своей военной кампании в Сирии, его армия не могла ничего сделать с Исламским государством.
«СП»: — То есть город был взят только благодаря России?
— Конечно. Разве Асад просил бы о помощи, если бы не понимал, что без России он потеряет всю страну? Россия была его надеждой, и ему повезло, что она его спасла. Россия вернула ему Алеппо, Дэйр-эз-Зор, другие города. И с Абу-Камалем произошло то же самое. Русские взяли город, но долго его не получится удерживать.
«СП»: — И почему же?
— Россия не ведет полноценную войну в Сирии. Она уже вывела большую часть своих сил, но их и так было немного. Сейчас этого хватает только для ограниченного количества атак. Таких малых сил никогда не хватит для обороны захваченной территории. Армия режима и Хезболла не эффективны в обороне. Это было замечено возле Эс-Сухне и в Пальмире. Каждый раз Россия вынуждена возвращать силы для того, чтоб вернуть утраченный контроль. Это проблемно для России, если вспомнить о ее нежелании надолго оставаться в Сирии. А сейчас у режима есть большие проблемы в других провинциях. Противники Асада захватывают деревни и более крупные пункты. Пока Россия в этом не участвует, но проблема может опять статься серьезнее. Тогда русские опять развернут самолеты и переместят их на сотни километров, но потом придется возвращаться. За это время может многое измениться. Перед Россией стоит очень сложная задача.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.