Материал комментируют:
Александр Шатилов
Михаил Александров
Украинское направление оказалось для США важнее ближневосточного. Об этом 7 декабря заявил председатель президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов.
«Год назад считалось, что для американской администрации Сирия и Ближний Восток более важны, а Украина может быть предметом размена. За этот год мы увидели прямо противоположное. Ощущение такое, что, убедившись в эффективности России, США решили отойти в сторону на Ближнем Востоке. Украина, напротив, стала важной. Тут сходятся внутриполитические интересы», — сказал Лукьянов.
Поэтому, по мнению политолога, надежды на результативность российско-американских переговоров по Донбассу «шаткие». Ситуация осложняется тем, что Европа «ушла в тень» на украинском направлении. Это связано с политической нестабильностью в ведущих странах ЕС, считает эксперт.
Действительно, в начальный период правления Дональда Трампа российские политологи любили сравнивать Украину с «чемоданом без ручки». Дескать, американцам его так неудобно тащить, что они готовы обменять его при первой возможности на что-нибудь более удобное и нужное.
Можно ли согласиться, что «украинское направление» теперь стало приоритетным для США?
— Действительно, многие политологи, и я в том числе, считали, что Дональд Трамп, придя к власти, сосредоточится на внутриполитических задачах, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — К тому же, ещё в предвыборный период, он сделал несколько заявлений о необходимости нормализации отношений с Россией.
Соединённые Штаты были и остаются тесно связанными с Израилем. Поэтому Ближний Восток рассматривался нашими политологами как более важный для американцев регион. Участие России в сирийском конфликте давало надежды, что удастся поторговаться за Донбасс и Украину. Как мы видим, Трамп оказался зависим от военно-промышленного сообщества США. Поменять курс страны ему не удалось. Теперь даже неясно, на самом ли деле он собирался что-то менять или вёл свою игру на то, чтобы парализовать активность России на донбасском направлении. В какой-то мере он своих целей добился, поскольку Россия действительно последние полтора года не делала никаких резких движений в сторону Киева, надеясь, что с новым президентом США удастся договориться по-хорошему.
Теперь очевидно, что США не собираются предоставлять Украину самой себе. Она остаётся среди приоритетов американцев. Конечно, они не собираются делать её процветающей страной, но сохранять её в качестве антироссийского тарана они хотел бы как можно дольше. При этом я не считаю, что они собираются «уходить в тень» на Ближнем Востоке.
Об этом говорит и заявление Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. При этом США при Трампе продолжают рассматривать Иран как главную угрозу своим интересам на Ближнем Востоке. Поскольку в Сирии у американцев не выходит, как им хотелось бы, они начали повышать внимание к Украине.
«СП»: — Однако что могут сделать США на Украине? Ясно, что Россия не будет оставаться в стороне, если ВСУ при поддержке американцев попытаются зачистить Донбасс. В таком ключе только что высказался «близкий к Кремлю» политолог Алексей Чеснаков.
— У американцев есть программа-минимум и программа-максимум в их политике на Украине. Программа-минимум заключается в том, чтобы всячески вредить нам, нагнетать антироссийские настроения в мире. Посмотрите, они постоянно грозят, что вот-вот начнут поставлять современное оружие Украине, пытаются спровоцировать Россию на ответные резкие заявления или даже действия. При этом ВСУ не прекращают обстрелов ДНР и ЛНР, что негативно сказывается на имидже российского руководства. Поскольку у всех приверженцев Русского мира складывается ощущение, что Россия не может себе позволить адекватно отвечать на обстрелы и убийства соотечественников. При этом из-за продолжения боевых действий в Донбассе всегда есть повод обвинить Россию в агрессии и продлить или даже усилить санкции.
Программа-максимум связана с теми расчётами, что внутри страны у нас нет единства. В руководстве России действует сильное либеральное крыло. Именно люди из него убедили президента Владимира Путина не вводить войска на Украину в 2014 году. А сейчас американцы надеются, что либералам удастся найти убедительные доводы для того, чтобы Путин под благовидным предлогом сдал Донбасс. Конечно, по всей логике нашей внешней политики, Донбасс нельзя сдавать ни в коем случае, поскольку за этим последует череда необратимых событий, ведущих к развалу России. Однако в нашей истории уже не раз бывало, когда власть поступала вопреки логике самосохранения. Можно вспомнить перестройку Михаила Горбачёва. Когда тот начал сдавать Восточную Европу, он не понимал, что, рано или поздно это приведёт к развалу СССР и войскам НАТО у наших границ. Поэтому я лично не уверен, что Донбасс не сдадут. Наверняка либеральное крыло пытается давить на Путина, чтобы тот сделал именно это. И недавно муссировавшаяся идея о вводе миротворцев на всю территорию ДНР и ЛНР — не что иное, как скрытый намёк России на то, что она могла бы уйти оттуда «сохранив лицо». А потом бы Донбасс разделил участь Сербской краины. Едва мы отступим в Донбассе, тут же с удвоенной силой начнётся давление на Россию из-за Крыма, вспомнят про Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и так далее. Это ослабит позиции власти в России при поддержке Запада, могут начаться волнения, которые в итоге запустят механизм распада страны.
«СП»: — Почему Западу выгоден распад России? Ведь могут возникнуть проблемы с неконтролируемым распространением ядерного оружия.
— Для западного олигархата эта проблема куда менее страшна, чем перспектива оказаться на периферии мира. Экономическая ситуация развивается так, что Запад теряет позиции. Его доля в мировой экономике постоянно падает. Если этой тенденции не переломить, Запад утратит своё лидирующее положение в глобальной экономике уже лет через 20. Это неизбежно повлечёт и обвал политического влияния. После этого западная цивилизация потеряет лидирующие позиции в мире и вообще рискует закончить своё существование. Запад цепляется за своё доминирование. Поскольку в честной конкуренции он его удержать уже не может, он пытается использовать военную силу, чтобы повсюду устраивать очаги нестабильности. Всё это мы видели в Югославии, Ираке, Ливии и т. д. Россия, сохраняющая свои ядерные силы, это единственная страна, которая не позволяет американцам применять силу везде, где они этого пожелают. События в Сирии это показали. Именно поэтому острие американской политики направлено на нас при посредстве Украины.
— Украина всегда была важна для США, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Можно вспомнить слова Збигнева Бжезинского, что без Украины Россия перестаёт быть сверхдержавой. Госпереворот в Киеве в 2014 году был затеян Западом только для того, чтобы убрать из власти компромиссного Януковича и привести к власти оголтелые русофобские силы.
Украина в каком-то смысле сейчас остаётся «сп-ой территорией» между США и Россией. На Ближнем Востоке у американцев традиционно больше влияния. И даже неудача в Сирии американцев не сильно беспокоит. Они подлили «бензина» в ближневосточный конфликт, объявив Иерусалим столицей Израиля, и одновременно перенесли центр тяжести на Россию, что актуализировало украинское направление. Поскольку Украина является опухолью, дающей периодические метастазы у границ России. С другой стороны, Украина это отличная потенциальная площадка для НАТО. США всё-таки имеет довольно много ресурсов, что позволяет ей играть сразу на нескольких направлениях.
«СП»: — Что именно попытаются сделать США на «украинском направлении»?
— Я думаю, что США постараются максимально использовать два фактора — грядущие президентские выборы в России и Чемпионат мира по футболу 2018. Возможно, на нас будут давить с требованием уступок по Донбассу, например, согласия на ввод миротворцев на всю территорию ДНР и ЛНР. Мы видим, что руководство России фактически проглотило недопуск нашей команды на Олимпиаду в Южной Корее. То есть американцы почувствовали слабину и попытаются и дальше продавливать ситуацию в свою пользу.