Материал комментируют:
Керам Йылдырым
Затяжной кризис в Сирии превратил государство практически в непригодный для жизни кусок земного шара. Мало того, что огромные площади просто-напросто выжжены регулярными авиационными и прочими бомбардировками, так еще и гуманитарная катастрофа назревает чуть ли не на всей территории республики.
Ужасные новости приходят из отдельных районов Сирии. Особенно страшная ситуация складывается в некогда живописном оазисе Гута. Район расположен близ Дамаска и включен в одну из зон деэскалации, которые своим существованием обязаны совместным действиям РФ, Турции и Ирана. Несмотря на договоренности тройки, в регионе регулярно случаются обострения, и почему-то никому до сих пор не удалось выяснить, кто в этом виноват. Повстанцы, как всегда винят Башара Асада и его стремление побороть всех инакомыслящих. Дамаск же отвечает взаимностью. По его словам, здесь во всем виноваты именно вооруженные оппозиционеры, среди которых полно террористов. Но в этом нет ничего необычного для современной Сирии, так что эти новости не уникальны. Страшнее другое.
По словам очевидцев, многие жители Гуты находятся в тяжелейшей ситуации. Регулярные перестрелки, стычки, убийства и отсутствие сотрудничества между сторонами деэскалации привели к тому, что здесь начался голод. Ситуация продолжается, несмотря на то, что иностранные участники сирийского конфликта не раз заявляли о своей обеспокоенности по поводу происходящего.
Еще в начале декабря представители российского Министерства обороны заявляли о поставках гуманитарной помощи в Гуту. Этим вопросом активно занимается российский Центр по примирению сторон в Сирии. Кроме того, известно, что аналогичные поставки осуществляются и в другие районы. В целом, Россия увеличила свою помощь Сирии после того, как Владимир Путин анонсировал вывод большей части войск. Вероятно, это должно говорить о некоем переходе РФ от военной тактики к дипломатическим методам. Ибо, по словам Москвы, именно в этом Сирия стала нуждаться после разгрома террористов Исламского государства *. Теперь Москва собралась примирять и помогать. Но тут встает вопрос — как она будет осуществлять поставки гуманитарной помощи в различные районы? Обеспечить безопасность конвоев в Алеппо, Идлибе и других провинциях, не всегда так просто. Кое-где Россия и вовсе не имеет никакого влияния. Как быть ей в такой ситуации? На помощь приходят партнеры.
Об это мы поговорили с турецким военным экспертом Керамом Йылдырымом.
«СП»: — Какие страны чаще всего отправляют гуманитарные конвои в Сирию?
— Этот вопрос сложнее, чем кажется. О гуманитарной помощи обычно говорят журналисты, они указывают на это и пытаются улучшить имидж той страны, которая его отправила. Это нормально, но часто об этом потом забывают. Некоторые страны, например, делают какие-то странные отчеты, где указана гумпомощь за год или два. Хотя никто из военных и гражданских не зафиксировал даже половины от того, что написано на бумаге. Нет колонн, нет медикаментов, нет еды, есть только бумаги. Часто это бывает связано с коррупцией в тех странах, которые будто бы отправляют помощь. Но обычно в этом больше скрытого смысла. США отправляли через свои гуманитарные конвои оружие в Сирию. Это было сначала при Обаме, потом при Трампе. Это было до того, как Трамп подписался под разрешением сотрудничать с Отрядами народной самообороны. США так пытались избежать конфликта с Турцией, но потом они решили отказаться от этого.
«СП»: — Сейчас США продолжают поставлять гуманитарную помощь. Значит ли, что сейчас они продолжают вооружать кого-нибудь?
— Они вооружают курдов. Эрдоган говорил, что Трамп откажется от этой сделки, но пока никто не прекратил отправлять в Ракку оружие. Поэтому не думаю, что США сейчас нуждаются в том, чтобы что-то скрывать. При этом США все же оказывают и настоящую помощь. Пока они среди лидеров по предоставлению гуманитарной помощи сирийцам. Официальная сумма превышает полтора миллиарда долларов. Евросоюз не обнародовал данные, но он выделяет больше всех на гуманитарные проекты ООН в Сирии и других странах. Точно известно, что за последние несколько лет было выделено больше двух миллиардов евро. Потом идет Россия. Она, в отличие от других, отправляет именно гуманитарную помощь, а не финансирует структуры. На гумпомощь за последние годы выделено около ста миллионов долларов. Это немного, но такая помощь попадает именно к людям, а не к организациям, политическим партиям и активистам. То есть это удобнее. Российские военные в Сирии сообщали, что в будущем гуманитарная помощь будет увеличена, потому что это будет способствовать мирному восстановлению государства. За последнее время это действительно заметно. Но у России могут возникнуть проблемы.
«СП»: — Какие?
— Она не может обеспечить гуманитарную помощь в тех районах, которые в этом сильнее всего нуждаются. Это можно наблюдать на западе Алеппо, в Идлибе. В этих районах трудная политическая и военная обстановка, и российская техника может подвергнуться нападению даже в зоне деэскалации. На данный момент решить эту проблему можно только одним способом.
«СП»: — Каким?
— Россия давно сотрудничает с Турцией по сирийским проблемам. Сейчас происходит то же самое. В Идлибе помимо террористов есть политические партии и группы населения, союзные Турции. Они ведут совместную деятельность по преодолению приграничного кризиса, совместного давления на позиции курдов и так далее. И сейчас в этом районе как раз идет подготовка к операции «Щит Евфрата». За последнее время со стороны Турции в Идлиб пришло несколько российских колонн с гуманитарной помощью. Безопасность и контроль был обеспечен турецкими военными. Это избавило Россию от проблем, которые могли возникнуть, если бы конвой охраняли другие люди. Это помогает Турции и России достигать совместных целей в Сирии, и будет лучше, если сотрудничество продолжится. Может быть, это поможет восстановить мир в западных районах Сирии.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.