На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Это сообщение было встречено ветеранами российского флота неоднозначно. Кто-то считает, что лодки имеют значительный модернизационный ресурс и должны быть переоборудованы под современное вооружение и приборное оборудование. Кто-то уверен в справедливости данного решения, полагая, что «Акулам» пора уступить дорогу субмаринам нового поколения. А их рекордные габариты не имеют существенного значения.
Лодки проекта 941 — это тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН), разработанные в ЦКБ «Рубин» в середине 70-х годов. Первая лодка проекта — ТК-208, впоследствии получившая имя «Дмитрий Донской», — вступила в строй ВМФ в 1981 году.
Впоследствии было построено еще 5 лодок: ТК-202, ТК-12 «Симбирск», ТК-13, ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Последняя — «Северсталь» — была введена в строй ВМФ СССР в 1989 году.
Лодки «Акула» стали существенным прорывом в повышении боеспособности отечественного подводного флота. И дело тут не только и не столько в их рекордных габаритах. Стратегические атомные подводные лодки предыдущего поколения проекта 667А «Навага» американские моряки уничижительно называли «ревущими коровами» за их повышенную шумность. В «Акулах» этот порок был изжит, лодка по этому параметру была вровень со своей американской ровесницей — стратегической лодкой «Огайо». Они одного поколения — третьего.
Существенный шаг вперед был сделан и по части баллистических ракет, размещенных на новых советских лодках. Ракета Р-39, разработанная в миасском КБ Макеева, была первой полноценной твердотопливной баллистической ракетой для подводных лодок. Потому что дальность предыдущей твердотопливной морской БР, Р-31, была в районе 4000 км, а забрасываемый вес — 450 кг.
Характеристики Р-39 таковы. Максимальная дальность — 8300 км, что на 900 км больше, чем у находившейся на тот момент на вооружении у ВМС США ракеты «Трайдент-1». Забрасываемый вес — 2550 кг. А это уже почти на тонну больше, чем у американской ракеты. Соответственно, существенно отличались и ударные мощности этих двух ракет: 10?200 кт у «Акулы» и 6?100 кт у «Огайо».
Однако это превосходство было достигнуто за счет размеров и веса советской трехступенчатой ракеты: 90 тонн и почти 17 метров длины. «Тайдент-1» был гораздо компактнее: 33 тонны и 10 метров. С пусковой установкой Д-19 габариты оказались такими солидными, что это в значительной степени привело к необходимости создания рекордной по размерам лодки. Подводное водоизмещение «Акулы» — 48 тыс. тонн. Длина — 173 метра, ширина — 23,3 метра. А высота вместе с ограждением выдвижных устройств («рубкой») — 27 метров, что эквивалентно высоте 9-этажного дома.
Так что геометрический мировой рекорд, установленный конструкторами ЦКБ «Рубин», напрямую к качеству субмарины не относится. Конечно, в нее удалось поместить больше оборудования. Но от этого «Акула» не стала в два с половиной раза лучше американской стратегической лодки «Огайо», имеющей подводное водоизмещение в 18750 тонн. Правда, моряки на «Акуле» в связи с просторными объемами лодки получили прекрасные условия обитания, к которым среди прочего относятся сауна, тренажерный зал и бассейн. Большие габариты позволили размещать и большой запас продовольствия, в связи с чем автономность плавания составила 120 суток против 90 суток у «Огайо».
Однако в американскую субмарину конструкторы заложили большую способность к модернизации. Не прошло и десяти лет, как «Огайо» существенно опередила советского гиганта по ударным возможностям. На нее были установлены 24 ракеты «Трайдент-2» с дальностью 11300 км и забрасываемым весом, равным 2800 кг.
На КБ Макеева также пытались улучшить характеристики ракеты для «Акулы». Однако для этого было выбрано не самое лучшее время — началась перестройка, а затем и эпоха накопления первоначального капитала. Ракета Р-39УТТХ «Барк» должна была иметь дальность, превышающую 10 тыс. км, а забрасываемый вес — 3 тонны, что позволяло размещать такое количество разделяющихся боеголовок, суммарная мощность которых превосходила бы аналогичный показатель «Трайдента-2».
К середине 90-х годов были проведены три пуска ракеты. Все оказались неудачными. Конструкторы утверждают, что ракета была готова на 73%. Для ее доведения до ума требовались доработки, смысл которых был уже понятен, а также 8 пусков. Однако проект был закрыт. В значительной степени из-за отсутствия финансов. И из-за плачевного состояния отрасли — на производство одной новой ракеты «Барк» уходило 3 года.
И это стало одним из важнейших факторов отставания России от США в области стратегического подводного флота в конце прошлого века. Но затем появилась очень серьезная ракета «Синева», которую начали устанавливать на стратегических подводных ракетоносцах предыдущего поколения («Дельфин»).
Производство Р-39 было прекращено. На этом основании в середине 90-х годов последовательно отправили в отстой три из шести лодок проекта 941. Тут сработал и еще один отягчающий судьбу «Акулы» момент: ее содержание обходится почти в два раза дороже, чем содержание РПКСН «Дельфин». В середине нулевых годов три «Акулы» были утилизированы.
Тогда, когда эти лодки резали на металл, вопрос об их модернизации с последующим введением в состав ВМФ был еще вполне уместен. Потому что тогда у нас еще не было РПКСН четвертого поколения проекта 955 «Борей». Это во-первых. А во-вторых, головная лодка, «Дмитрий Донской», после модернизации, завершившейся в 2002 году, готовилась к испытанию перспективных ракет «Булава», которыми предполагалось оснащать все новые субмарины «Борей». И, стало быть, пять остальных «Акул» можно было бы привести к тому же самому виду, укрепив тем самым наш стратегический подводный флот.
Конечно, на это потребовались бы существенные затраты. Но это обошлось бы дешевле, чем сейчас, когда после модернизации «Дмитрия Донского» прошло уже 16 лет, и нет уверенности в сохранности необходимой документации и технологического оборудования. Еще один осложняющий ситуацию момент — за прошедшие годы производство покинули специалисты, освоившие технологические процессы обновления «Акулы» как «Отче наш».
С точки зрения повышения боеспособности стратегического подводного флота любой ценой, модернизация ракетоносных гигантов имела бы смысл, если бы к «Дмитрию Донскому» добавилось еще 5 модернизированных «Акул». Но прибавка лишь двух уцелевших погоды не сделает. Потому что в ВМФ сейчас эксплуатируются 9 стратегических лодок проектов «Кальмар» и «Дельфин». Они имеют более слабые тактико-технические характеристики (габариты тут ни при чем). 5 «Акул», которые могли бы прийти им на частичную замену, резко повлияли бы на ситуацию. Но две «Акулы», вокруг которых сейчас ведется спор, — это всего лишь 20%.
Ну, а вытеснение «Кальмаров» и «Дельфинов» происходит, что называется, естественным путем. Им на смену приходят подводные стратегические ракетоносцы четвертого поколения — «Бореи», которые превосходят по боевым возможностям не только лодки второго поколения, но и «Акулы».
В настоящий момент в составе ВМФ России находятся три «Борея» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В 2021 году их должно быть восемь. В дальнейшем предполагается запустить новый проект «Борей-Б» — строительство лодок с улучшенными характеристиками. Это естественный путь прогресса, по которому идут все наиболее сильные флоты мира.
Этих взглядов придерживается председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев, высказавшийся по поводу утилизации двух «Акул».
Противоположное мнение, изложенное там же, у двух ветеранов ВМФ — адмиралов Владимира Комоедова и Игоря Касатонова. Они считают, что две оставшиеся «Акулы» полезно было бы оснастить либо баллистическими ракетами «Булава», либо крылатыми ракетами, переведя лодки в разряд многоцелевых.
Но и в этом сегменте российского флота лодка четвертого поколения «Ясень» существенно превосходит по характеристикам все существующие российские лодки данного класса. И переделанные «Акулы» вряд ли приблизятся к ней по возможностям.
Да, ветеранов, конечно, можно понять. Поскольку тяжелый ракетоносец «Акула» является олицетворением славной истории российского флота, мощи советского военно-промышленного комплекса. Но для истории самое достойное место не только в нашей памяти, но и в музее. И в этом смысле было бы полезно после 2020 года, когда «Дмитрия Донского» отправят на покой, превратить эту лодку в грандиозный музей. Помимо всего прочего этот музей приносил бы стране гораздо больше финансовой пользы, чем при тупой разрезке легендарной субмарины на металл.