Китайского тигра и русского медведя США усмирят ядерным намордником - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Китайского тигра и русского медведя США усмирят ядерным намордником - «Военные действия» 11:00 Понедельник 0 497
5-02-2018, 11:00

Китайского тигра и русского медведя США усмирят ядерным намордником - «Военные действия»



Материал комментируют:
Китайского тигра и русского медведя США усмирят ядерным намордником - «Военные действия»

Сергей Ермаков

В воскресенье, 4 февраля, Китай выразил протест в связи с заявлениями США о чрезмерном наращивании ядерного арсенала КНР и наличии «китайской ядерной угрозы». Об этом заявил официальный представитель Минобороны КНР Жэнь Гоцян.

«Минобороны США опубликовало ядерную доктрину страны, в которой выдвинуты абсурдные предположения о планах развития Китая, и преувеличена угроза ядерных сил КНР», — отметил представитель Минобороны КНР.

Он напомним, что именно США обладают самым крупным ядерным арсеналом, и призвал американцев отказаться от «мышления времен холодной войны».

Ранее МИД России, в свою очередь, заявил, что обвинения, которые содержатся в новой ядерной доктрине США, «не имеют ничего общего с реальным положением дел» и вызывают «глубокое разочарование». «Декларируемая США готовность прибегнуть к ядерному оружию с тем, чтобы воспрепятствовать России применить свои ядерные вооружения, означает попытку подвергнуть сомнению наше право на самооборону при парировании агрессии в критических для существования государства ситуациях», — говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.

Москва будет учитывать новые подходы США и «принимать необходимые меры по обеспечению собственной безопасности», уточняется в документе.


Напомним: 2 февраля Пентагон опубликовал новую ядерную доктрину США. В документе, который носит название «Обзор ядерной политики» говорится, что Америка намерена продолжать предложенную бывшим президентом Бараком Обамой концепцию модернизации ядерных сил в связи с «развитием российского ядерного потенциала». Ключевые места в стратегии также занимают Китай, Иран и КНДР.

«Россия должна понять, что любое применение ядерного оружия, пусть и ограниченное — неприемлемо. Даже ограниченное использование ядерного оружия может коренным образом изменить характер конфликта, и вызвать неисчислимые и невыносимые для Москвы потери», — утверждается в стратегии. По мнению ее авторов, Россия считает возможным угрожать применением ядерного оружия, ожидая, что это парализует США и НАТО, тем самым положив конец конфликту на выгодных для Москвы условиях. В рамках этой логики, расширяя свой ядерный потенциал, США будут удерживать Россию и Китай от использования ядерного оружия.

В предисловии приводятся слова министра обороны США Джеймса Мэттиса, который заявляет, что Россия «определенно вернулась в конкуренцию великих держав». При этом «Россия, как и Китай, вводит совершенно новые ядерные вооружения, бросая тем самым вызов традиционному американскому военному превосходству в западном Тихом океане», — говорится в тексте.

Со своей стороны, президент США Дональд Трамп заявил, что новая стратегия «укрепляет сдерживание стратегических атак против нашей страны, наших партнеров и союзников, которые могут быть осуществлены и не в форме применения ядерного оружия».

Что на деле меняет новая ядерная доктрина США, чем ответят на нее Москва и Пекин?

— Доктрина США меняет очень многое, причем она не связана только с Дональдом Трампом, его администрацией и его советниками, — считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Речь идет о более фундаментальных предпосылках и мотивациях для изменения ключевых доктринальных взглядов США — на роль Америки в мире, на ее отношение с союзниками и партнерами, а также на поиск противодействия ее геополитическим противникам.

По сути, на наших глазах закладывается база внешней политики США на период минимум 5?10 лет. Причем, меняется и военная доктрина, и оборонная доктрина, и стратегия национальной безопасности, и политика в области военно-промышленного комплекса. Новая ядерная доктрина принимается в рамках той же логики концептуальных изменений США.

Многие эксперты отмечают, что эти изменения схожи с теми, что были в годы холодной войны. На деле, я считаю, можно говорить о новом позиционировании Америки. Сегодня США пытаются быть на голову выше всех в военной, политический, экономической и дипломатической сферах. Америка считает, что ее прежняя политика привела к «катастрофическим потерям, но еще не необратимым». И теперь США убеждены: где-то глобальное лидерство можно сохранить, а где-то придется изменить под Америку мир, чтобы ее лидерство было бесспорным.

Без глобального лидерства, считают американские стратеги, США обойтись не могут. В этом смысле новая ядерная доктрина — часть этого глобального плана. Россия и Китай в рамках этого плана считаются противниками, и под это будут строиться и модернизироваться вооруженные силы США, в том числе стратегические наступательные силы.

«СП»: — Другими словами, Вашингтон обвиняет РФ и Китай в том, что американцы потеряли глобальное лидерство?

— Да, причем американцы пытаются представить дело так, что Россия и Китай наращивают стратегические вооружения, а США вынуждены на это отвечать. Но фактически США переходят к очень опасной вещи — к понижению порога применения ядерного оружия. Именно на это играют американские разработки в области ядерных зарядов пониженной мощности, и ставка на то, что тактическое ядерное оружие в будущем будет играть ключевую роль.

Нам надо понимать: обвинения США в адрес РФ связаны не просто с недостоверной интерпретацией, но с циничным извращением положений российской военной доктрины. В нашей доктрине, напомню, нет двусмысленностей. Там четко прописано: ядерное оружие — это крайнее средство, которое может применяться только в двух случаях — когда против РФ и ее союзников применяется ядерное оружие, и когда имеется реальная угроза самому существованию страны, ее целостности и суверенитету.

США же в своей новой ядерной доктрине сохраняют элемент неопределенности. В доктрине нет четких критериев порога применения, в том числе тактического ядерного оружия, которое все активнее входит в американский арсенал. Эта нечеткость, на деле, провоцирует гонку ядерных вооружений.

«СП»: — Москва уже заявила, что будет учитывать новые подходы США и «принимать необходимые меры по обеспечению собственной безопасности». Китай — де-факто — разделяет эту позицию. Как будет выглядеть противостояние Москвы и Пекина?

— Думаю, наш ответ и ответ китайцев будет кардинально отличаться. Россия и США, напомню, находятся в договорных отношениях в области ядерных вооружений. Скорее всего, мы будем настаивать, что СНВ-3 надо сохранять. Раз так, необходимо, чтобы США прояснили планы своего ядерного применения. Именно на этом направлении, я уверен, возможно серьезное дипломатическое давление на американцев — иначе РФ может выйти из договора, чего США всерьез опасаются.

У Китая ситуация прямо противоположная. Пекин не связан договором о сокращении и контроле стратегических ядерных вооружений. На деле, полицентричный ядерный мир выгоден Китаю, и КНР ситуацию неопределенности будет, я считаю, пытаться максимально использовать в своих интересах. Это, на мой взгляд, усложнит ситуацию до предела — Китай будет наращивать свой ядерный потенциал, оставаясь в тени договорных рамок.

«СП»: — Кого все-таки США считают главным врагом — Россию или Китай?

— Здесь многое зависит от конкретных сфер влияния. Одно бессп-о: вместе с Китаем мы безусловно представляем вызов глобальному лидерству США. И новая ядерная доктрина как раз направлена на то, чтобы акценты в военном строительстве Америки делать на противостоянии с крупными игроками, прежде всего Москвой и Пекином.


Исходя их этого, ни Россия, ни Китай не могут оставить действия Америки в стороне. И главный вопрос теперь — у кого насколько хватит ресурсов, плюс искусство правильно эти ресурсы использовать. Что симптоматично, колоссальные средства, которые США тратят на оборону, используются куда менее эффективно, чем хотели бы сами американцы. У Китая же и России именно на этом направлении, на мой взгляд, есть большое преимущество.

— «Обзор ядерной политики» США — это, прежде всего, целеполагающий документ, — считает председатель совета ПИР-Центра генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский. — Надо понимать: подобные документы расставляют приоритеты, и у каждой администрации США они свои. В данном случае, приоритет администрации Трампа — это модернизация ядерного комплекса Америки, на которую выделено $ 1,3 трлн. Это огромные деньги, и весь «обзор» построен на том, что мир изменился — что РФ модернизирует свой ядерный комплекс, что действительно так, и что Москва совершила рывок в высокоточных неядерных средствах поражения.

На мой взгляд, не надо делать из мухи слона. Никакого особого риска принятие США новой ядерной доктрины для России и Китая не несет.


Материал комментируют: Сергей Ермаков В воскресенье, 4 февраля, Китай выразил протест в связи с заявлениями США о чрезмерном наращивании ядерного арсенала КНР и наличии «китайской ядерной угрозы». Об этом заявил официальный представитель Минобороны КНР Жэнь Гоцян. «Минобороны США опубликовало ядерную доктрину страны, в которой выдвинуты абсурдные предположения о планах развития Китая, и преувеличена угроза ядерных сил КНР», — отметил представитель Минобороны КНР. Он напомним, что именно США обладают самым крупным ядерным арсеналом, и призвал американцев отказаться от «мышления времен холодной войны». Ранее МИД России, в свою очередь, заявил, что обвинения, которые содержатся в новой ядерной доктрине США, «не имеют ничего общего с реальным положением дел» и вызывают «глубокое разочарование». «Декларируемая США готовность прибегнуть к ядерному оружию с тем, чтобы воспрепятствовать России применить свои ядерные вооружения, означает попытку подвергнуть сомнению наше право на самооборону при парировании агрессии в критических для существования государства ситуациях», — говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства. Москва будет учитывать новые подходы США и «принимать необходимые меры по обеспечению собственной безопасности», уточняется в документе. Напомним: 2 февраля Пентагон опубликовал новую ядерную доктрину США. В документе, который носит название «Обзор ядерной политики» говорится, что Америка намерена продолжать предложенную бывшим президентом Бараком Обамой концепцию модернизации ядерных сил в связи с «развитием российского ядерного потенциала». Ключевые места в стратегии также занимают Китай, Иран и КНДР. «Россия должна понять, что любое применение ядерного оружия, пусть и ограниченное — неприемлемо. Даже ограниченное использование ядерного оружия может коренным образом изменить характер конфликта, и вызвать неисчислимые и невыносимые для Москвы потери», — утверждается в стратегии. По мнению ее авторов, Россия считает возможным угрожать применением ядерного оружия, ожидая, что это парализует США и НАТО, тем самым положив конец конфликту на выгодных для Москвы условиях. В рамках этой логики, расширяя свой ядерный потенциал, США будут удерживать Россию и Китай от использования ядерного оружия. В предисловии приводятся слова министра обороны США Джеймса Мэттиса, который заявляет, что Россия «определенно вернулась в конкуренцию великих держав». При этом «Россия, как и Китай, вводит совершенно новые ядерные вооружения, бросая тем самым вызов традиционному американскому военному превосходству в западном Тихом океане», — говорится в тексте. Со своей стороны, президент США Дональд Трамп заявил, что новая стратегия «укрепляет сдерживание стратегических атак против нашей страны, наших партнеров и союзников, которые могут быть осуществлены и не в форме применения ядерного оружия». Что на деле меняет новая ядерная доктрина США, чем ответят на нее Москва и Пекин? — Доктрина США меняет очень многое, причем она не связана только с Дональдом Трампом, его администрацией и его советниками, — считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Речь идет о более фундаментальных предпосылках и мотивациях для изменения ключевых доктринальных взглядов США — на роль Америки в мире, на ее отношение с союзниками и партнерами, а также на поиск противодействия ее геополитическим противникам. По сути, на наших глазах закладывается база внешней политики США на период минимум 5?10 лет. Причем, меняется и военная доктрина, и оборонная доктрина, и стратегия национальной безопасности, и политика в области военно-промышленного комплекса. Новая ядерная доктрина принимается в рамках той же логики концептуальных изменений США. Многие эксперты отмечают, что эти изменения схожи с теми, что были в годы холодной войны. На деле, я считаю, можно говорить о новом позиционировании Америки. Сегодня США пытаются быть на голову выше всех в военной, политический, экономической и дипломатической сферах. Америка считает, что ее прежняя политика привела к «катастрофическим потерям, но еще не необратимым». И теперь США убеждены: где-то глобальное лидерство можно сохранить, а где-то придется изменить под Америку мир, чтобы ее лидерство было бесспорным. Без глобального лидерства, считают американские стратеги, США обойтись не могут. В этом смысле новая ядерная доктрина — часть этого глобального плана. Россия и Китай в рамках этого плана считаются противниками, и под это будут строиться и модернизироваться вооруженные силы США, в том числе стратегические наступательные силы. «СП»: — Другими словами, Вашингтон обвиняет РФ и Китай в том, что американцы потеряли глобальное лидерство? — Да, причем американцы пытаются представить дело так, что Россия и Китай наращивают стратегические вооружения, а США вынуждены на это отвечать. Но фактически США переходят к очень опасной вещи — к понижению порога применения ядерного оружия. Именно на это играют американские разработки в области ядерных зарядов пониженной мощности, и ставка на то, что тактическое ядерное оружие в будущем будет играть ключевую роль. Нам надо понимать: обвинения США в адрес РФ связаны не просто с недостоверной интерпретацией, но с циничным извращением положений российской военной доктрины. В нашей доктрине, напомню, нет двусмысленностей. Там четко прописано: ядерное оружие — это крайнее средство, которое может применяться только в двух случаях — когда против РФ и ее союзников применяется ядерное оружие, и когда имеется реальная угроза самому существованию страны, ее целостности и суверенитету. США же в своей новой ядерной доктрине сохраняют элемент неопределенности. В доктрине нет четких критериев порога применения, в том числе тактического ядерного оружия, которое все активнее входит в американский арсенал. Эта нечеткость, на деле, провоцирует гонку ядерных вооружений. «СП»: — Москва уже заявила, что будет учитывать новые подходы США и «принимать необходимые меры по обеспечению собственной безопасности». Китай — де-факто — разделяет эту позицию. Как будет выглядеть противостояние Москвы и Пекина? — Думаю, наш ответ и ответ китайцев будет кардинально отличаться. Россия и США, напомню, находятся в договорных отношениях в области ядерных вооружений. Скорее всего, мы будем настаивать, что СНВ-3 надо сохранять. Раз так, необходимо, чтобы США прояснили планы своего ядерного применения. Именно на этом направлении, я уверен, возможно серьезное дипломатическое давление на американцев — иначе РФ может выйти из договора, чего США всерьез опасаются. У Китая ситуация прямо противоположная. Пекин не связан договором о сокращении и контроле стратегических ядерных вооружений. На деле, полицентричный ядерный мир выгоден Китаю, и КНР ситуацию неопределенности будет, я считаю, пытаться максимально использовать в своих интересах. Это, на мой взгляд, усложнит ситуацию до предела — Китай будет наращивать свой ядерный потенциал, оставаясь в тени договорных рамок. «СП»: — Кого все-таки США считают главным врагом — Россию или Китай? — Здесь многое зависит от конкретных сфер влияния. Одно бессп-о: вместе с Китаем мы безусловно представляем вызов глобальному лидерству США. И новая ядерная доктрина как раз направлена на то, чтобы акценты в военном строительстве Америки делать на противостоянии с крупными игроками, прежде всего Москвой и Пекином. Исходя их этого, ни Россия, ни Китай не могут оставить действия Америки в стороне. И главный вопрос теперь — у кого насколько хватит ресурсов, плюс искусство правильно эти ресурсы использовать. Что симптоматично, колоссальные средства, которые США тратят на оборону, используются куда менее эффективно, чем хотели бы сами американцы. У Китая же и России именно на этом направлении, на мой взгляд, есть большое преимущество. — «Обзор ядерной политики» США — это, прежде всего, целеполагающий документ, — считает председатель совета ПИР-Центра генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский. — Надо понимать: подобные документы расставляют приоритеты, и у каждой администрации США они свои. В данном случае, приоритет администрации Трампа — это модернизация ядерного комплекса Америки, на которую выделено $ 1,3 трлн. Это огромные деньги, и весь «обзор» построен на том, что мир изменился — что РФ модернизирует свой ядерный комплекс, что действительно так, и что Москва совершила рывок в высокоточных неядерных средствах поражения. На мой взгляд, не надо делать из мухи слона. Никакого особого риска принятие США новой ядерной доктрины для России и Китая не несет.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl