США намерены пересмотреть доктрину применения ядерных вооружений. Об этом заявил начальник штаба американских ВВС генерал Дэвид Голдфин.
По его словам, «команда новой администрации Белого дома во главе с президентом США Дональдом Трампом, которая занимается вопросами национальной безопасности, бросает свежий взгляд на эту сферу».
«Я ожидаю, что уже нынешней весной у нас будет пересмотр ядерной доктрины. Нам пришло время заново оценить ядерный комплекс, чтобы выработать стратегические политические наставления для Минобороны США», — сказал Голдфин.
Как отметил начштаба ВВС, он рассчитывает на «гораздо более широкий диалог» внутри власти США по ядерной доктрине, чем «обсуждение каких-то частностей». Новый обзор, считает Голдфин, «будет охватывать все составляющие ядерной триады», то есть межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) шахтного базирования, стратегические бомбардировщики и подводные крейсера. Кроме того, «будут дискуссии по ядерным боезарядам, их мощности и требуемому числу», а не только по средствам доставки. При этом начштаба добавил, что выступает за расширение консультаций по вопросу «сдерживания в ХХI веке».
Напомним: в США дискуссии о необходимости масштабной модернизации ядерного арсенала начались еще в марте 2016 года при утверждении бюджета Пентагона. Причем, больше всего споров вызвала новая атомная авиабомба B61−12, которая поступит на вооружение предположительно в 2020 году. Дело в том, что затраты на ее производство военное ведомство оценило во впечатляющие $ 8,1 млрд. к 2024 году.
С точки зрения американских военных, преимущество новой бомбы не только в точности, но и в увеличенной дальности, за счет того, что авиабомба может планировать. Она небольшая, и потому может размещаться на самолетах тактической авиации — F-15E, F-16, F-35A, Tornado, B-2, B-21. Но главное, увеличение точности позволяет использовать ядерный заряд меньшей мощности (до 50 килотонн), и минимизировать негативные последствия для окружающего пространства. Это обстоятельство позволяет США существенно понизить порог применения ядерного оружия, и рассматривать его как потенциальное оружие поля боя.
С приходом в Белый дом Дональда Трампа эти изменения могут отразиться в ядерной доктрине. Еще в ходе первых президентских теледебатов Трамп отмечал, что ядерный арсенал России новее, чем американский, и что это его не устраивает, поскольку «ядерное оружие, а не изменение климата является самой серьезной угрозой для США».
По сути, дело идет к коренному пересмотру ядерной стратегии США и НАТО. Вполне вероятно, что и опора американцев на союзников, обладающих ядерным оружием — Британию и Францию — будет расширяться.
Какой будет новая ядерная доктрина США, и чем она угрожает России?
— Интерес США к ядерному оружию после развала СССР упал, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — На первом этапе американцы думали, что Россия сама дезинтегрируется со временем, и ядерное оружие вообще не понадобится. А потом — в начале 2000-х — когда стало ясно, что РФ все-таки не распадется, США обладали существенным превосходством над Россией в обычных вооружениях, а другие страны серьезного вызова американцам бросить не могли.
В результате, Вашингтон укрепился в мысли, что ядерное оружие потеряло актуальность. Тем более, Москва постоянно выдвигала инициативы по дальнейшему ядерному разоружению, и в конце концов заключила с американцами договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-3.
На этом фоне США убрали ядерное оружие с кораблей. Раньше у них были ракеты Tomahawk морского базирования в ядерном оснащении, но сейчас их нет. Крылатые ракеты у американцев остались только со стратегическими ядерными зарядами, для нанесения стратегических ударов. Ядерную артиллерию они давно ликвидировали, нет у них и наземных средств даже ограниченного действия с ядерными зарядами.
«СП»: — А как выглядит ядерный арсенал России?
— У нас — для сравнения — имеются оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», причем как в баллистическом, так и в крылатом варианте. Кроме того, если морские «Калибры», которые могут эффективно работать и по наземным целям. Наконец, имеются тактические авиационные ракеты в ядерном оснащении — помимо собственно атомных бомб.
Другими словами, у нас гораздо более разнообразный набор ядерного оружия, что позволяет его гибко использовать в ходе военного конфликта. В том числе — и особенно — в Европе, где у США имеются только атомные авиационные бомбы свободного падения
«СП»: — Вы имеете в виду B61?
— Да. Эти бомбы, конечно, модернизируются — модификация B61−12 способна планировать на расстояние до 30 км. По официальной версии, это позволит самолетам тактической авиации сбрасывать эти бомбы, не заходя в зону действия российской ПВО.
На мой же взгляд, этот аргумент не выдерживает критики. Достаточно сказать, что даже зона действия российского комплекса С-300 составляет 150 км. На деле получается, что американское тактическое ядерное оружие обладает очень узким спектром применения.
«СП»: — Получается, США не могут выиграть в тактической ядерной войне против РФ?
— Для ведения такой войны у американцев нет инструментов. Видимо, это и будет темой дискуссии вокруг применения ядерных вооружений, о чем и говорил Дэвид Голдфин. США действительно нужна новая ядерная доктрина, поскольку у американцев появляются новые мощные противники — Китай, а в перспективе Иран.
И надо понимать: американцы не смогут наносить по Тегерану удар стратегическими МБР. Иначе можно начать ядерную войну с Россией: мы-то не знаем, в кого они целятся.
Но главное — американцам предстоит создать соответствующую номенклатуру тактических ядерные боеприпасов, которые они вообще перестали производить. Процесс этот, мягко говоря, небыстрый, даже если на него выделено достаточное количество средств. Поэтому создание полноценного ядерного арсенала может занять у США как минимум 10 лет.
Надо сказать, и со стратегическим ядерным оружием ситуация у американцев неблестящая. Межконтинентальные баллистические ракеты Minutemen устарели. Трехступенчатые твердотопливные Trident, размещаемые на подводных лодках, еще держатся. Но, по некоторым данным, при запуске Trident с британской подлодки произошел сбой. Это говорит о том, что надежность и этой ракеты оказалась под вопросом.
Получается, как ни крути, МБР американцам тоже надо менять.
«СП»: — Что в этой ситуации делать России?
— Надо понимать: американцы сейчас будут использовать последние наработки и научные достижения в области ядерных вооружений, чтобы ликвидировать пробел в сфере своей безопасности. И если мы не будем совершенствовать наше ядерное оружие — мы рискуем оказаться в отстающих.