1. По утренней «мини-войне».
а) сбит 1 иранский дрон, хотя Иран отрицает, что это его и заявляет, что иранских войск на территории Сирии нет) + уничтожен пункт управления дроном.
б) сбит израильский F-16 (1 тяжелый 300-й пилот, 1 легко ранен/травмирован — по версии Аль-Массдар, пилот скончался в больнице).
в) сбита часть ракет выпущенных Израилем по базам Хезбаллы и базе ПВО под Дамаском (сколько всего было выпущено и сколько их них долетело, пока до конца не ясно).
г) сирийцы также претендуют на повреждение еще 2–3 израильских самолетов и сбитие ударного вертолета «Апач» (Израиль это отрицает, какой-то конкретной фактуры по этому вопросу нет).
д) часть израильских ракет очевидно достигли цели, но особых подробностей по ущербу инфраструктуре и системам ПВО на данный момент крайне мало.
Нетаньяну срочно вышел на связь с Москвой, дабы та выступила посредником в этом вопросе, мол Израиль не хочет войны, а действует из самозащиты. Стоит ли удивляться, что при такой постановке вопроса Иран отрицает наличие своих сил в Сирии.
Причины спешного выхода на контакт с Москвой по всей видимости связаны с усилением узла ПВО в районе Дамаска, что и привело к не самой удачной для израильских ВВС операции. Тель-Авив скорее всего подозревает, что оппоненты выложили далеко не все козыри, поэтому пытается держать конфликт на контролируемом уровне, а усиление активно БПЛА и усиление средств ПВО в районе Дамаска. создает для Израиля дополнительные проблемы в и без того не самой радостной стратегической ситуацией.
Москва заняла традиционно миротворческую позицию, что надо жить дружно и не убивать друг друга. Рецепт же деэскалации довольно простой — пока Израиль не прекратит удары по Хезбалле в районе Дамаска, Иран и Сирия будут работать над усилением средств ПВО, повышая издержки для Израиля. Не говоря уже о том, что помимо средств защиты, продолжение такого рода гибридной войны, приведет к тому, что с территории Сирии на Израиль полетят уже не примитивные палестинские ракеты, а те самые образцы, которые успешно преодолевали узел ПВО Эр-Рияда, основу которого составляли американские ЗРК «Пэтриот». Также вполне понятно, что это может делаться руками «Хезбаллы», как в Йемене это делается руками хуситов. С учетом построения моста Тегеран-Бейрут, Иран имеет неограниченные возможности по перебрасыванию необходимых сил в Сирию. Попытки недопустить эту ситуацию, путем блокирования САА к границе или организацией переворота в Иране провалились. Теперь Израиль пожинает плоды своей предшествующей «гениальной» стратегии, имея Иран и Хезбаллу под боком и объявленную интифаду в Палестине. Так что полная дескалация вряд ли будет достигнута.
2. Касательно вопросов по удару США по колонне в районе Хушама.
Военкор Семен Пегов у себя в Телеграме выложил несколько аудиозаписей переговоров на тему удара по колонне, из которых следует, что колонна в составе которой были и ЧВКшники (скорее всего те самые «Охотники на ИГИЛ») была фактически растреляна артиилерией и авиацией, находясь без серьезного воздушного прикрытия (что не удивительно, основные силы ВКС РФ заняты в Идлибе), а артиллерийское прикрытие было подавлено дронами. Фактически, колонна была подставлена под удар не имея необходимых средств противодействия противнику, который не вступая в ближний бой, реализовал свое превосходство в средствах огневого поражения, что было описано в пресс-релизах Пентагона 7—8 февраля.
По количеству убитых сирийцев, племенных ополченцев, шиитских добровольцев и российских ЧВКшников данные по-прежнему очень противоречивые. Малое кол-во информации открывает простор для различных спекуляций, где цифры потерь скачут от 25 до 250.
Касательно вопросов о том, почему МО РФ это не комментирует, то это странный вопрос — министерство обороны никогда официально не комментирует потери ЧВКшников, потому что официально их нет. Что лишний раз напоминает о том, что необходимо принятие соответствующего закона о ЧВК, в том числе для защиты прав погибших в Сирии.
Ну и просто интересно узнать — что это было, чем больше появляется подробностей по произошедшему, тем страннее все это выглядит, особенно с учетом заявления МО РФ, что эта операция была сирийской и не была согласована с Москвой. Была ли это чья-то отдельная инициатива или операция была подготовлена из рук вон плохо, сказать пока трудно.
Подождем подробностей. Возможно, со временем, появятся фото и видео.
3. Россия начала переговоры с Ливаном об использовании береговой инфраструктуры Ливана и его аэрдромов российскими военными. Ливану в обмен предлагают аналогичные возможности. По схожей схеме не так давно был заключен договор с Египтом. Теперь вот Ливан. Очевидно, что речь идет об оборудовании долговременных военно-стратегических позиций в регионе, где Сирия выступает для России центром позиции, а военные возможности в других странах региона — логистическая периферия, которая при необходимости может быть использована для развертывания ВКС РФ или иных сил для операций в регионе за пределами Сирии. Ждем криков про «заливанивание». Стоит также отметить визит президента Судана, который подтвердил факт активного военно-технического сотрудничества с Россией, которое на данный момент выражается в поставках вооружений и работе военных инструкторов по обучению суданской армии азам военного дела. Крики про «засуданивание» уже были.
4. Итоги дня подвели турецкие военные, которые прокомментировали факт падения вертолета в северо-западном Африне сакраментальной фразой «Он сломался». Достойное дополнение к «Она утонула».
Самое смешное, что днем Эрдоган ясно заявил, что вертолет был сбит (погибло 2 пилота), а уже вечером «вождя нации» военные начали поправлять. Кто врет — Эрдоган или турецкие военные сказать трудно, но в данном вопросе я бы скорее поверил Эрдогану. Да и курды тоже заявляют, что таки сбили. Редкий случай, когда они сошлись во мнении с Эрдоганом.
На фронте турки продолжили неспешно продвигаться в горных районах. Общая картина особых изменений не претерпевает.