Материал комментируют:
Павел Родькин
Эдуард Попов
Самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики должны быть расформированы для выполнения Минских соглашений. Об этом заявил спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер во время выступления в Hudson Institute.
«Не существует места для них в украинском конституционном устройстве. Минские соглашения направлены на восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины, и эти образования должны быть расформированы», — заявил Волкер.
Он также добавил, что путь для урегулирования конфликта в Донбассе прописан в Минских соглашениях. По его мнению, воплотить в жизнь эти договоренности поможет ввод миротворцев на территорию конфликта. После размещения в регионе миротворческого контингента в течение полугода можно будет организовать местные выборы, после чего территории ДНР и ЛНР отойдут под управление Киева, уверен он.
При этом Волкер признал, что доверие жителей самопровозглашенных республик к властям в Киеве очень низкое. Он подчеркнул, что украинским властям придется приложить немало усилий, чтобы восстановить отношения с жителями самопровозглашенных республик.
Стоит отметить, что в Минских соглашениях действительно не упоминаются ДНР и ЛНР, однако смысл прописанной в них политической реформы Украины сводится к тому, что эти территории получают особый статус, и все изменения Киеву необходимо согласовывать с Донецком и Луганском.
По мнению доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, американская стратегия присутствия в «горячих точках» заключается в постоянном поддержании напряжения и нестабильности.
— К подобным действиям следует относиться как к постоянному и неизменному политическому фактору и именно в этой парадигме следует воспринимать все заявления американских и европейских политиков.
«СП»: — Насколько действительно расформирование ДНР и ЛНР отвечает минским соглашениям? Там ведь они вообще не упоминаются…
— Реформирование ДНР и ЛНР является постминским процессом. И то, что вопрос поставлен о невозможности их существовании вне Украины, свидетельствует об озабоченности западных игроков именно этим статусом: началась борьба за постминскую реальность, за будущее Донбасса. На самом деле, Волкер прямо заявляет о невозможности и неприемлемости для Запада существования ЛДНР.
Ссылки же на Минские соглашения политически давно превратились в риторическую фигуру, смысл которой можно выкручивать как угодно и пользоваться ею для подтверждения своей позиции. При этом нет ничего удивительного в том, что одна сторона конфликта должна их придерживаться, другая игнорировать, а международные кураторы трактовать в зависимости от своих интересов.
«СП»: — По мнению Волкера, после размещения в регионе миротворческого контингента местные выборы можно будет организовать в течение полугода, после чего территории ДНР и ЛНР отойдут под управление Киева. Насколько реален такой сценарий?
— Это желательный для западной стороны «мирный» сценарий разрешения проблемы. Оператором в данном случае будет выступать формально нейтральная миссия, подобный сценарий отработан на целом ряде других спорных территорий, так что чисто технологически он наиболее приемлем для Запада. В случае его реализации, можно говорить о реалистичности всех запланированных сроков и этапов реинтеграции Донбасса.
«СП»: — Волкер отметил низкий уровень доверия населения Донбасса к официальному Киеву. По его словам, украинским властям предстоит большая работа по восстановлению отношений с жителями республик. В чем должна заключаться такая работа и имеет ли она шансы на успех в принципе? Думали ли об этом авторы минских соглашений?
— Следует отметить, что среди населения Донбасса низок уровень доверия не только к Киеву, но и к тем же миротворцам, которых хочет навязать Запад, это недоверие уже проявилось по отношению к миссии ОБСЕ, действовавшей в Донбассе. Для Запада принципиальным является вопрос о прекращении существования непризнанных республик, а на то, каким образом они будут затем реинтегрироваться на Украину можно будет и закрыть глаза. Проблема принципиальной несовместимости, не декларативной, но уже перешедшей в некое экзистенциальное качество, с нынешним политическим режимом Украины, мало волнует международных посредников и не всегда ясно осознается политическим классом даже в самой России.
— С самого начала своей деятельности на Украине Курт Волкер последовательно занимается адвокатской защитой киевского режима в самом агрессивном варианте, — напоминает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Волкер — главный ястреб Украины. Оборотной стороной этой модели поведения является политика ультиматумов в отношении России. Но всё же следует признать, что Волкер при всей односторонности своей позиции (напомню, он демонстративно отказался посетить территорию республик Донбасса, что само по себе говорит о многом) ранее не доходил до требований ликвидировать ДНР и ЛНР. Предполагаю, что этот экстремистский призыв — по-другому его не назовешь — связан с резким обострением ситуации в Донбассе и с заметным ухудшением американо-российских отношений. Украина подготовила все военные условия для начала наступления на республики Донбасса, подтянула военную технику и живую силу к линии соприкосновения сторон, разворачивает тыловую инфраструктуру, проводит мобилизационные мероприятия. Условия для войны Украиной созданы и вопрос: начнется ли война в этом месяце зависит, главным образом, от политической целесообразности для Киева. Заявление Волкера является дипломатическим прикрытием агрессивной политики Киева и подталкиванием к войне. Причем в иезуитской логике Волкера агрессия ВСУ выглядит как реализация Минских соглашений.
«СП»: — Насколько вообще можно по словам Волкера судить о позиции Вашингтона? Чье мнение он озвучивает?
— В зарубежной и отечественной прессе много писалось о связях Волкера с вашингтонским «ястребом» Маккейном. Он — часть тех сил, которые находятся в жесткой оппозиции президенту Трампу с его попытками, пусть и не последовательными, начать диалог с Россией. Часть американского истеблишмента, который стремится во что бы то ни стало сохранить американскую гегемонию в мире, причем не в мягком, а в жестком, силовом стиле. Безусловно слова Волкера — это мнение Вашингтона. И это очень печально, поскольку дело движется к силовому противостоянию США и России на украинском полигоне.
«СП»: — По словам Волкера, Минские соглашения направлены на восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины. Так ли это? Если да, то его слова о ликвидации ДНР и ЛНР логичны. А вот российский сенатор Алексей Пушков говорит, что Волкер забыл, видно, что они — часть Минских соглашений. Кто прав?
— Волкер совершенно произвольно и ошибочно интерпретирует суть и главную цель Минских соглашений. Их главная непосредственная задача — прекращение войны и установление мира в Донбассе, задача на более отдаленную перспективу — восстановление нормальной безопасной жизни в регионе через реализацию серии мероприятий политического, правового и социально-экономического характера. Восстановление территориальной целостности Украины прописано в тексте соглашений, но лишь при условии и после реализации Киевом ряда политических реформ и, разумеется, полного прекращения огня. Подобно украинцам Волкер выбросил предшествующую часть соглашений, в которой прописаны обязанности Украины, и акцентировал внимание на заключительной — передачу российско-донбасской границы под контроль Украины. Пушков абсолютно прав, указав, что ДНР и ЛНР — часть Минских соглашений. Они подписывали их текст наравне с Украиной. Поэтому ликвидация ДНР и ЛНР до выполнения Киевом своей части обязательств не просто не содержится в тексте «Минска», но и противоречит его духу и букве.
«СП»: — Насколько изначально выполнимы были Минские соглашения в том виде, в котором они записаны? Даже если представить себе, что Украина начала их выполнять.
— С самого начала было очевидно, что Минские соглашения невыполнимы. По той простой причине, что выполнение хотя бы одного пункта политических реформ вызвало бы к жизни новый, нацистский майдан и привело бы к свержению Порошенко. В то же время на Украине начался бы парад суверенитетов. О своих правах по аналогии с «отдельными районами Донецкой и Луганской областей», о коих говорится в тексте соглашений, заговорили бы в Подкарпатской Руси, Галичине, Северной Буковине. Регионы потребовали бы от Киева большей самостоятельности. Гораздо дешевле было бы молчаливо смириться с потерей Донбасса, чем запускать принцип домино. Ещё одно последствие — ОРДЛО стали бы центром притяжения разгромленных антифашистских сил на Украине и превратились бы в мощный центр силы, слабо подконтрольный Киеву. И тогда бы линия раскола прошла бы не по территории Донбасса, а много западнее. Точнее, этих линий раскола было бы несколько, в том числе на западе страны.
«СП»: — Волкер говорит, что после размещения в регионе миротворческого контингента местные выборы можно будет организовать в течение полугода, после чего территории ДНР и ЛНР отойдут под управление Киева. Насколько реален такой сценарий?
— Вы подразумеваете реальность сценария ввода миротворцев в Донбасс? Введение миротворцев я считаю невозможным, по крайней мере, маловероятным. Сложно представить, что ДНР и ЛНР согласятся разместить на своей территории хорошо вооруженный 20-тысячный контингент непонятного национального состава в условиях, когда Киев отказывает республикам Донбасса обсуждать вопросы размещения миротворческого контингента. Да и Россия, которая последовательно стоит на позиции подключения Донецка и Луганска к переговорному процессу по миротворцам, не согласится терпеть на своих границах 20-тысячную иностранную армию с сомнительным правовым статусом. Это будет оккупационный корпус, а не миротворческий контингент.
Вероятность сценария проведения выборов после оккупации Донбасса интернациональным вооруженным контингентом также вызывает сильнейший скепсис. Вспомним: сколько жили договоренности, подписанные лидерами «Евромайдана» и президентом Януковичем под гарантии глав внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции и Польши? Несколько часов. В нынешних условиях республикам Донбасса предлагают сдаться на милость победителя. И якобы потом, спустя годы, будут проведены выборы. Свежо предание, да верится с трудом. Новороссия помнит, как проходили внеочередные выборы президента и парламента Украины и что на них делали с кандидатами «Юго-Востока». Верить в выполнение обещаний Киева — противоречить опыту и здравому смыслу.