В последнее время среди сирийских вопросов особенно выделяется проблема Восточной Гутты. Там наблюдается гуманитарная катастрофа в результате практически не прекращающихся боев. На этом фоне стало намного меньше уделяться внимания ситуации в Африне, хотя здесь бои идут не менее активно, и также велико количество жертв среди мирного населения. Вероятно, это связано с тем, что в Африне военную кампанию развязала Турция, тогда как в Гутте контроль над территорией пытается восстановить Дамаск. Как известно, многие ведущие СМИ в большинстве случаев придерживаются позиции США, а в Вашингтоне Башара Асада не особо-то жалуют, поэтому всякие действия правительственных сил против оппозиции рассматривается ими как преступление. Отсюда и ажиотаж.
Это несколько несправедливо, учитывая, что в Африне в последние дни имели место быть серьезные события. Так, например, несколько дней назад стало известно о гибели большого числа правительственных сирийских солдат. Вместе с ними в результате обстрела турецкой авиации погибли различные проасадовские силы. Они присутствуют в этой части Сирии по причине соглашения, заключенного между курдскими Отрядами народной самообороны и Дамаском.
В соответствии с этим договором стороны обязались совместно защищать Африн от турецкой армии и Свободной сирийской армии. Этот союз вызвал большое недоумение международного экспертного сообщества. Его по-разному пытаются объяснить, но ни одна из точек зрения не является доминирующей. Кроме того, была информация, что это сотрудничество так и не удалось наладить — турецкие чиновники об этом заявляли неоднократно. Но теперь турецкие, сирийские и прочие СМИ почему-то все же пишут о погибших сирийских солдатах в Африне. По меньшей мере, погибшими числится 36 человек, но проблема в том, что пока их точно никто не идентифицировал. Вернее, широкой общественности никакая соответствующая информация не была предоставлена. И сейчас арабские соцсети и СМИ наполнены различными сообщениями на тему происхождения погибших людей. Обсуждается сам инцидент, смерть бойцов, их похороны, которые, кстати, прошли с почестями.
Есть несколько интересных деталей. Так, например, при захоронении количество тел было несколько меньше 36. Неизвестно, куда делись остальные. Объяснения давались различные, и одно из них — среди погибших не все были сирийцами. Мол, под видом проасадовских формирований воевали иностранцы из России, Ирана, Ирака, Ливана и даже Иордании. Если это правда, то определенно для российских наемников в Сирии настали тяжелые времена, учитывая, что недавно они сильно пострадали от американцев.
О том, насколько возможно гибель россиян под Африном, мы поговорили с турецким военным экспертом Керамом Йылдырымом.
«СП»: — Правдива ли информация об уничтожении 36 сирийских солдат в Африне?
— Турецкая армия наносит удары по Африну без цели уничтожить сирийских граждан или военных. Сирийские отряды вошли в Африн защищать Отряды народной самообороны, это делает их пособниками террористам, поэтому жертвы с их стороны были ожидаемы. Но в данном случае сложно сказать, кто именно погиб. По имевшейся ранее информации, в Африн не входила Сирийская арабская армия, там были различные отряды добровольцев. Но сейчас точно известно, что среди погибших есть именно официальные военные режима. Это усложняет ситуацию, потому что Асад пытается открыто вступить в военные действия против Турции. Это не лучшее для него решение, потому что это угрожает его власти. Но сейчас ситуация начала меняться. Есть информация, что из Африна уже выводятся сирийские военные, и это говорит о том, что Асад принял верное решение.
«СП»: — Возможно ли, что среди погибших сирийцев были граждане других стран? В частности россияне?
— Иностранцы среди погибших могут быть. В этом нет ничего удивительного. В Сирии много добровольцев, они есть у Асада, у курдов и у Исламского государства*. Например, в Африне журналисты писали о бывших военнослужащих США, которые добровольно присоединились к Отрядам народной самообороны, в Ираке, в Пешмерга тоже много американцев. Из России добровольцы были в различных формированиях. Они вступали в ИГ, в Сирийскую свободную армию, присоединялись к Асаду. Есть и те, кто поддержал Отряды народной самообороны. Они сделали неправильный выбор, потому что нет никакой разниц между ИГИЛ и Отрядами народной самообороны. Все должны знать, что в Турции от действия YPG (Отряды народной самообороны — авт) погибло больше людей, чем от действий ИГ. Люди из России, присоединившиеся к YPG, стали террористами, поэтому об их безопасности никто не думает. Они сами стали на этот путь, и поэтому их гибель вероятна.
«СП»: — А что насчет наемников из российских ЧВК?
— Скорее всего, это маловероятно. О российских наемниках стали много говорить после той ситуации в Дэйр-эз-Зоре. Тогда действительно они были атакованы, и многие погибли, но это не значит, что теперь в каждом столкновении должны участвовать наемники. Наверное, это неправда. Можно предположить, что они пытались маскироваться под какие-нибудь другие формирования, но это маловероятно. Турецкая разведка не делилась информацией о том, что наемники присутствуют в Африне. Так же было бы странно, если бы Россия разрешила им участвовать в этом конфликте, потому что Эрдоган и Путин раньше уже договорились. Россия не собирается мешать Турции избавиться от угрозы YPG.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.